Россия стремится заменить Украину в экспорте зерна
Россия стремится заменить Украину в экспорте зерна

Россия стремится заменить Украину в экспорте зерна

Россия выходом из “зернового соглашения” повышает ставки в игре.

Она хочет не только добиться, чтобы учитывали ее интересы, но и стремится занять место Украины по поставкам зерна в страны Азии и Африки.

Удастся ли ее замысел?.

Заменить Украину.

После выхода из “зернового соглашения” Россия прибегла к серии обстрелов объектов, задействованных в экспорте украинского зерна в Одесской и Николаевской областях, а также атаковала инфраструктуру Дунайских портов.

Экспортный маршрут через дунайские порты Рени, Измаил и Усть-Дунайск приобрел важное значение после того, как Россия начала полномасштабное вторжение, и Украине удалось значительно увеличить объем грузов, перевозимых этим маршрутом.

В тоже время, как пишет The Guardian, он может заменить максимум 50 % пропускной способности морских портов.

По мнению экспертов, Россия совершает эти атаки, чтобы учли ее интересы.

Так, Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что РФ так и не добилась ни одной из своих целей во время работы “зернового коридора”.

Возобновления поставок удобрений так и не произошло, Россельхозбанк так и не был подключен к SWIFT.

Поэтому страна-агрессор решила “поднять ставки”.

Но сейчас целью России является не только учет озвученных ею требований, но и желание перетянуть на себя роль главного экспортера зерна в страны Азии и Африки, по сути она хочет занять место, которое сейчас принадлежит Украине.

“Разрушение украинской инфраструктуры, обеспечивающей работу “зернового коридора”, должно сделать мир зависимым от российского зерна, его логистики и возможностей.

План состоит в том, чтобы поставить мир на колени и сделать Россию уникальным мировым поставщиком зерна”, – заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.

Он также сказал, что главной целью ракетных атак РФ на Одессу и регион является попытка полностью изолировать выход Украины к Черному морю.

“Через акт запугивания Москва пытается предотвратить и нейтрализовать международные усилия по возобновлению функционирования зернового коридора”, - говорит он.

Moscow Times пишет, что после выхода из “зернового соглашения” Россия начала беспощадно разрушать экспортную инфраструктуру Украины, а Владимир Путин прямо предложил заменить украинское зерно на мировом рынке российским.

Действия России свидетельствуют о том, что она просто хочет избавиться от конкурента.

Уничтожая украинские порты на Дунае, Кремль хочет перекрыть последний маршрут экспорта зерна из Украины и таким образом избавиться от конкуренции как экспортера.

Еще одной целью РФ является усугубление продовольственного кризиса.

“Целью России является провоцирование дальнейшего глобального продовольственного кризиса, экспорт собственного зерна без каких-либо препятствий и извлечение из этого выгоды.

Они хотят заработать как можно больше денег”, – сказал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

По его словам, проблема этой стратегии состоит в том, что платить за нее придется народам Украины и Африки.

Потому что наше зерно не экспортируется, нашу инфраструктуру разрушают, а обычные люди по всей Африке должны будут платить больше за хлеб и другую еду из-за роста цен на продовольствие.

“А Россия будет набивать свои карманы деньгами для финансирования военной машины на средства Африки.

Это то, что происходит”, – добавил Кулеба.

Варианты выхода из ситуации.

До того, как РФ прибегла к атакам на Дунайские порты, эксперты называли их альтернативным путем экспорта украинской сельхозпродукции.

В то же время, сейчас они так же опасны, как и Черноморские проливы.

Еще одним вариантом оставался сухопутный путь через восточные страны ЕС.

Но и здесь есть камень преткновения.

Как известно, пять стран-соседей Украины (Венгрия, Болгария, Польша, Румыния и Словакия) просят Еврокомиссию продлить запрет на импорт украинского зерна и другой сельхозпродукции, срок действия которого истек 15 сентября до конца года.

Так что вариантов сейчас два: либо возобновить соглашение с Россией, либо восстановить судоходство без России.

Возобновить соглашение может помочь Турция.

Орыщак говорит, что премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган планирует убедить Путина вернуться к “зерновому соглашению” на личной встрече в августе.

“Ожидать возможного возобновления поставок в рамках “зернового коридора” можно не раньше августа, а возможно и сентября, потому что точной даты встречи Эрдогана и Путина нет”, - говорит эксперт.

В то же время, по мнению Александра Охрименко, есть угроза, что Турция и Китай могут договориться пропускать российские корабли, а украинские нет.

Вот это будет сильнейший удар по экспорту нашего зерна.

Вообще, для нас потеря рынка зерна – это очень болезненный удар по экономике страны.

А тут еще восточные страны ЕС не позволяют продавать зерно у себя.

Второй вариант, как было сказано выше – восстановить судоходство без России.

Для этого нужно, чтобы украинские зерновозы конвоировали либо суды НАТО, либо Турции.

Корабли ВМС США должны конвоировать морские зерновозы на территории Черного Моря и при необходимости атаковать российские военные корабли, заявил адмирал США в отставке Джеймс Ставридис.

“НАТО и США могли сопровождать морские зерновозы, и у них достаточно возможностей, чтобы сделать это, используя силы трех больших стран НАТО на Черном море”, - отметил он.

В то же время чиновники США говорят, что на это не пойдут.

Координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности США в Белом доме Джон Кирби заявил, что США не рассматривают возможность организовать военную блокаду в Черном море на фоне объявления властей РФ об отказе в пролонгации “зернового соглашения”.

ВМС Турции тоже мог бы конвоировать украинские зерновозы.

Орыщак говорит, что выходом из ситуации может стать конвоирование судов “зернового коридора” ВМС Турции, такой защиты было бы достаточно, чтобы страховщики и бизнес продолжили свою деятельность.

Однако вряд ли Турция пойдет на такой шаг.

Рисковать вступлением в боевые действия с Россией она не захочет.

Также в ситуацию может вмешаться Китай.

“Главное, чтобы продолжались украинские поставки в Китай.

Шантаж России не удастся, если эта страна заставит Россию уступить.

Но вряд ли Китай захочет это делать, учитывая его дружеские отношения с РФ”, - говорит эксперт.

Еще одним неплохим вариантом является каботажная перевозка товаров от украинских портов вдоль западного побережья Черного моря.

Хотя это и дальше зато в акватории стран НАТО угроза для судов будет меньше.

Остается только вопрос безопасности судов у украинского побережья.

А лучшим вариантом разблокировки Черного моря является освобождение Крыма.

По мнению Охрименко, сейчас на рынке зерна для Украины сложилась критическая ситуация и ее срочно нужно решать.

Лучший вариант, это начало мощного наступления украинской армии и освобождения Крыма, тогда проблема с экспортом зерна сразу решилась бы.

Также можно инвестировать в новые перерабатывающие мощности для увеличения добавленной стоимости украинской агропродукции в зависимости от тенденций на мировых рынках и транспортных расходов.

Это не только укрепит стратегические производства (такие как продукты питания, корма, биотопливо, биоматериалы) и поможет стабилизировать сельскохозяйственные рынки, но и обеспечит долгосрочную поддержку украинской экономики.

Виктория Хаджирадева.

Теги за темою
Росія Чорне море експорт
Джерело матеріала
loader
loader