Украина - не Израиль: можно ли возобновить авиасообщение во время войны
Украина - не Израиль: можно ли возобновить авиасообщение во время войны

Украина - не Израиль: можно ли возобновить авиасообщение во время войны

Суета в Борисполе.

Покой в небе над украинскими городами и деревнями уже два года подряд нарушают только птицы, вражеские ракеты и беспилотники.

И когда-то шумные гражданские аэропорты практически обезлюдели, в отличие от Израиля, где сейчас тоже война.

Специалисты говорят: объяснение простое - это лучшее израильское ПВО и гораздо менее опасные и малые ракеты, которыми террористы стреляют по Израилю.

Но недавно произошло довольно необычное: 19 декабря, около 9.00 утра из Международного аэропорта Борисполь был выполнен полет Boeing 777-300.

Рейс состоялся по запросу Skyline Express - осуществлялся технический перегон воздушного судна во французский аэропорт.

"Это уже четвертый успешный перегон воздушного судна из аэропорта Борисполь с начала войны.

Даже при закрытии воздушного пространства", - говорится в сообщении на странице аэропорта в Facebook.

Кстати, в Борисполе также подчеркнули, что пассажиров и груза у самолета не было.

"Рейс придерживался самых высоких стандартов авиационной безопасности и безопасности полетов, согласно директивам, действующим на время введения военного положения в Украине, и, следует отметить, без пассажиров или груза на борту", - уточнили представители аэропорта.

Представители аэропорта Борисполь отмечают, что в Украине реализуется комплексная концепция архитектуры безопасности, направленная на обеспечение необходимых стандартов авиационной безопасности и полетов в условиях военного положения.

"Данный технический перегон воздушного судна в Борисполе не только способствует тестированию политики восстановления, но также является стратегическим шагом для украинских авиакомпаний, помогая им снижать расходы и улучшать шансы выживания в усложненной авиационной среде", - говорится в сообщении аэропорта.

Специалисты отмечают, что "эта стратегическая инициатива открывает путь к возобновлению регулярных операций, как только соответствующая оценка рисков этого позволит".

Что говорят власти.

Возобновится ли авиасообщение в Украине? 20 декабря секретарь СНБО Алексей Данилов назвал четыре условия для возобновления гражданского авиасообщения в Украине (опустив наиболее очевидное обстоятельство - необходимость прекращения войны России против Украины, в результате чего полеты и были запрещены).

Как отмечает ЭП, по мнению Данилова, для запуска авиасообщений требуется несколько условий, а именно: создание защиты аэропортов; должна быть готова сертифицированная инфраструктура; имеющийся работающий механизм страхования перелетов; готовность компаний-перевозчиков к полетам в Украине.

Впрочем, речь идет даже о том, что вопрос возобновления авиасообщения может сдвинуться с мертвой точки уже в 2024 году.

Ранее, а именно 1 декабря глава Офиса президента Андрей Ермак тоже выразил убеждение, что вскоре аэропорт Борисполь снова будет отправлять и принимать воздушные суда, поскольку "теперь мы способны обеспечить безопасность этого объекта".

В ходе итоговой пресс-конференции за 2023 год президент Украины Владимир Зеленский сравнил возобновление авиасообщения с судоходством в Черном море, подчеркнув, что это "серьезный шаг".

"Борисполь - это как Черное море.

Его открытие - это победа украинского ПВО.

Это будет говорить о том, что Украина побеждает", - подчеркнул Зеленский.

Надежда - есть.

Однако эксперт по авиации Богдан Долинце уверяет: все, что происходит в Борисполе сейчас - отнюдь не тестовые полеты.

"Прежде всего, говорить о каком-то тестировании, к сожалению, не приходится, потому что технический перелет фактически является очередной эвакуацией борта из Борисполя.

Таких уже было несколько раньше", - отметил он в эфире 24 канала.

Долинце напоминает, что в 2022 году из аэропорта Борисполь уже производили эвакуацию двух военно-транспортных самолетов Турции.

В этом году по аналогичной процедуре самолеты покидали и другие аэропорты.

"Конечно, такая эвакуация борта - это сложная технологическая операция.

Самая большая опасность именно во время такой эвакуации - не столько российские ракеты.

Ведь если мы говорим о ракетах, наносящих удары по наземным целям, то, как правило, они не могут уничтожить самолет в воздухе", - подчеркнул он.

По его словам, средств, способных уничтожить самолет в воздухе у России - ограниченное количество.

Это в основном ракеты типа "воздух-воздух", которые можно запускать с самолета.

С другой стороны, дальность таких ракет, как правило, составляет около 200 км.

"То есть мы понимаем, что в таких условиях наибольшая сложность при эвакуации борта - чтобы не было наземной атаки.

Ведь это может повлечь за собой сложности работы системы ПВО, чтобы они не спутали или не перевелись с вражеской ракеты на гражданский самолет",- пояснил эксперт.

Однако недавний вылет Boeing 777-300 из Борисполя - все же довольно показателен.

Он свидетельствует, что инфраструктура для выполнения гражданских полетов в Украине в определенной степени существует: если аэродромы могут отправлять борта, то они способны их принимать, функционирует вся нужная инфраструктура, а такжеструктурные подразделения для сопровождения бортов в воздушном пространстве, в частности, Украэрорух.

Богдан Долинце также отметил, что в случае возобновления полетов на первом этапе речь пойдет о грузовых перевозках.

И только затем, возможно, появятся пассажирские перевозки.

При этом он подчеркнул, что основой авиационной отрасли является человеческий капитал, а с этим могут быть проблемы.

"Речь идет не только о пилотах, но и о достаточно широком перечне специальностей.

Это и диспетчеры, и техники по обслуживанию авиационных судов, которые готовятся годами и затем допускаются к работе.

С конца прошлого года были внесены изменения в авиационное законодательство, разрешившие авиационному персоналу работать за границей по соответствующим международным контрактам с авиаперевозчиками, для того чтобы сохранить свою квалификацию и иметь доход для содержания своих семей", - уточнил он.

Что касается самолетов, часть судов привлекалась во время летнего сезона к перевозке туристов в Европе, грузовые компании продолжили работать по всему миру по-прежнему, а часть самолетов были законтрактованы для выполнения задач в интересах безопасности и обороны Украины.

"Некоторые крупные украинские перевозчики, к сожалению, рассматривают возможность полной перерегистрации в Евросоюзе, чтобы было меньше ограничений со стороны европейского законодательства", - добавил эксперт.

Вместе с тем, в Европейской организации по безопасности воздушной навигации опубликовали прогноз по развитию авиаотрасли до 2029 года.

Там считают, что ограничения на полеты над Украиной, Россией, Белоруссией и Молдовой будут сохраняться почти семь лет.

Но надежда увидеть белый след самолета в мирном синем небе над Украиной - все же есть.

Ирина Носальская.

Теги за темою
Літак авіація аеропорт
Джерело матеріала
loader
loader