Новые акцизы на топливо: сколько заплатим на АЗС
Новые акцизы на топливо: сколько заплатим на АЗС

Новые акцизы на топливо: сколько заплатим на АЗС

Что решили в Раде.

4 июля 2024 года Верховная Рада приняла за основу проект закона о повышении ставок акцизного налога на топливо до минимального уровня, установленного в Евросоюзе.

Отметим, что депутаты поддержали не правительственный законопроект, а альтернативный №11256-2 с меньшими акцизами на сжиженный автомобильный газ (LPG), сообщил нардеп Ярослав Железняк.

За принятие законопроекта проголосовали 227 народных депутатов при 226 минимально необходимых.

В соответствии с положениями европейской директивы № 2003/96/ЕС, минимальные ставки акцизного налога должны составлять: для бензина - 359 евро за 1000 литров, для дизельного топлива - 330 евро за 1000 литров, а для сжиженного газа - 125 евро за 1 000 килограммов (ориентировочно 68 евро за 1 000 литров).

Повышение акцизов до этих показателей будет растянуто во времени на пять лет и составит от 34% до 136% от нынешнего уровня в зависимости от типа топлива.

Сейчас ставка акциза для бензина составляет 213,5 евро за 1000 литров, для дизеля - 139,5 евро, автогаза - 52 евро, альтернативного топлива - 162 евро.

Ожидается, что при условии принятия этого законопроекта, государственный бюджет во втором полугодии 2024 года ежемесячно будет получать дополнительные поступления в размере примерно 1 604,72 миллиона гривен.

Первая волна подорожания цен на топливо.

Аналитики предупреждают, что цены на АЗС вырастут уже с 1 июня.

"По графику предложенных изменений при текущих рыночных условиях уже 1 июля 2024 года планируется стремительное увеличение стоимости топлива для потребителей (промышленности и физлицам на АЗС).

В частности, бензины станут дороже на 1,5 грн/л, дизтопливо - на 2,0 грн/л",- пишут аналитики издания Нефтерынок.

Экономист Олег Пендзин, в свою очередь, напоминает, что украинцы уже пережили два поднятия цен на топливо с начала полномасштабного вторжения.

Первый раз подняли налоги на топливо до 7% НДС и акциз до 100 евро за 1 тысячу литров.

Второй - в июле 2023 года акцизы на топливо были установлены в диапазоне от почти 140 евро до 213 евро и 20% НДС.

Поэтому Пендзин напоминает, что в мае 2022 года стоимость топлива в среднем была лишь на 5 - 6 гривен меньше по сравнению с аналогичным периодом теперь.

"Тогда в стоимость топлива не входили ни налог на добавленную стоимость, ни акциз, но цена все равно была на уровне 50 гривен за литр", - отметил аналитик в комментарии 24 каналу.

С 1 июля, рассуждает Пендзин, средняя стоимость топлива, скорее всего, вырастет на 1,5 гривны за литр.

В то же время он добавляет, что такой рост цены ничего принципиально не изменит на рынке.

"В июне не стоит ожидать ажиотажа на топливо",- говорит эксперт.

Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн в своем Facebook также прогнозирует, насколько вырастет цена на топливо с 1 июня.

"Налоговая составляющая на бензин и дизель на первом этапе вырастет на 1,5-2 грн/л",- отмечает он.

Впрочем, не стоит забывать, что топливо - это составляющая в цене почти всех групп товаров.

И о социальной стороне подорожания бензина, дизтоплива и газа надо поговорить отдельно.

Заплатит конечный потребитель.

Члены Украинского Совета Бизнеса в открытом обращении к ВРУ отметили, что увеличение акцизного налога возможно только после весомой аргументации, с детальными расчетами экспертов, министерствами и ведомствами.

"Бизнес-ассоциации считают недопустимым без экономического обоснования, без расчетов социальных последствий, - предлагать увеличение ставок акцизного налога на топливо.

Увеличение акцизов на топливо приведет к скачку розничных цен на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, а это, в свою очередь, увеличит себестоимость товаров и услуг",- отмечают в Совете Бизнеса.

Аналитик консалтинговой компании Нефтерынок Александр Сиренко также раскритиковал повышение акцизов.

"За весь этот фестиваль и дополнительную нагрузку налогов на литре горючего заплатит конечный потребитель.

То есть, здесь чудес не будет: дополнительный акциз превратится в новые гривны на АЗС",- отметил Сиренко в разговоре с УНИАН.

Он отметил: аргументация, что надо привести эти акцизы к тем, которые есть в Евросоюзе, точно неправильная, ведь тогда и остальные нормы надо приводить к требованиям Евросоюза.

"У нас заработная плата намного ниже, чем в странах Европы.

Я и в Европе их не понимаю.

Мне, к примеру, нравится, как работают в Штатах: там низкие налоги на автопродукты, и бензин, дизель настолько доступен! У них дешевле сейчас топливо, чем в Украине, для понимания.

И это дает возможность какому-то американцу путешествовать на автомобиле",- подчеркнул Сиренко.

О социальных последствиях говорит и главный консультант центра внешнеполитических исследований Национального института экономических исследований Иван Ус.

"Следует просчитывать последствия и способность граждан платить деньги.

Если все-таки правительство считает, что могут платить, и это не приведет к потенциальным беспорядкам - тогда проблем нет.

Но если возникнут проблемы, то лучше подумать дважды, чем делать этот шаг.

Мы должны просто объяснять нашим партнерам, что это все делается с целью сохранения социальной стабильности в Украине, что очень важно в условиях ведения полномасштабной войны",- говорит Ус в разговоре с Главкомом.

А руководитель Секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский в своем выступлении напомнил, что подорожание бензина и дизтоплива, которое инициирует Кабмин, в краткосрочной перспективе даст эффект и обеспечит увеличение поступлений в бюджет.

Но в долгосрочной это приведет к уменьшению поступлений, потому что вырастут объемы теневого рынка и "бодяжного" топлива.

"От этого пострадает и государство, и потребитель, и в том числе сектор обороны, ведь это некачественное топливо в том числе будет поставляться для нужд нашего сектора обороны",- заявил Забловский.

Впрочем, некоторые эксперты все же убеждены, что повышать акциз - стоит.

Сергей Куюн напомнил, что правительство вынуждено повышать налоги, в частности акцизы на топливо, чтобы закрыть дыру в сотни миллиардов гривен бюджета, где ключевая статья - оборона.

"Поэтому я советую не ныть, а готовиться к настоящим тяжелым временам.

Они давно наступили для тех, кто на фронте, кто пытался и пытается продлить комфортную жизнь "тыловиков".

Но пришло время затягивать пояса", - отметил эксперт.

Валерия Шипуля.

Теги за темою
Верховна Рада
Джерело матеріала
loader
loader