/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fd9cdee2ff1b7ce91324c3f69fad579fc.jpg)
"Торговый безвиз" с ЕС завершается, и вот главные опасности
Ключевая дата - 5 июня.
Европейский Союз ввел механизм автономных торговых мер (АТЗ) ("таможенный" или "торговый безвиз") для Украины в июне 2022 года.
Эти меры стали ключевым инструментом поддержки украинской экономики после начала полномасштабного вторжения России.
Они предусматривали временную отмену таможенных пошлин и квот на импорт украинских товаров в ЕС, что значительно способствовало росту украинского экспорта.
Действие этих АТС продолжается до 5 июня 2025 года, и дальнейшие условия торговых отношений между Украиной и ЕС обсуждали для последнего.
Для Украины эти льготы помогали поддерживать экономику, но ряд стран, в частности Польша, Венгрия и Франция, выступали против их продления.
Они заявляли, что украинский импорт давит на цены и вредит местным фермерам.
Еще в апреле один из европейских чиновников, знакомый с ходом переговоров по торговле, на условиях анонимности сообщил изданию "Европейская правда", что ЕС не введет новых торговых преференций для Украины сразу после завершения действия действующего механизма либерализации после 5 июня 2025 года.
То есть условия торговли вернутся к довоенным.
Чиновник добавил, что обсуждается идея оставить торговые преференции для некоторых наименований украинского экспорта в ЕС, таких, как сталь.
"Далее Евросоюз продолжит дискуссии о внесении изменений в статью 29 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, чтобы разработать максимально выгодные для обеих сторон условия торговли, и поддержать экономику Украины, которая страдает от войны",- сказал европейский чиновник.
Уже 21 мая стало известно, что с 5 июня Польша отменяет АТМ.
А 22 мая европейская комиссия приняла перечень переходных мер в отношении украинского экспорта в ЕС, которые вступят в силу после завершения "торгового безвиза".
Об этом во время общения со СМИ сообщил представитель Еврокомиссии Балаж Уйвари, пишет "Европейская правда".
"Теперь мы не ищем ежегодного продолжения этих мер, мы ищем долгосрочное решение.
Именно поэтому - сосредотачиваемся на УВЗСТ, углубленном и всеобъемлющем соглашении о свободной торговле, которое существует между Европейским Союзом и Украиной с 2016 года.
Сейчас продолжаются переговоры по его пересмотру, модернизации и актуализации.
Это наш долгосрочный фокус",- рассказал Балаж Уйвари.
"Разрушительные последствия".
Украинские чиновники и фермерские ассоциации предупреждают, что прекращение действия нынешних правил торговли с ЕС может привести к сокращению экспорта на 3,3 млрд евро и падению ВВП на 2,5%.
А издание Financial Times пишет о "действительно разрушительных" последствиях, особенно на фоне неопределенности относительно военной поддержки со стороны США.
В общем, пишет Центр экономической стратегии, следует ожидать, что возвращение к условиям Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) наиболее ощутимо ударит по украинским производителям агро-продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности, производителям сахара, птицы, яиц, и продуктов переработки растениеводства.
Как отметила председатель комитета по евроинтеграции УКАБ Александра Авраменко в интервью Latifundist, украинскому АПК хотелось верить, что Украина и в дальнейшем будет иметь неограниченный доступ к рынку ЕС.
Хотя, замечает она, нужно было еще год назад начинать готовиться к худшему сценарию.
Напомним, что отдельные квоты на украинские товары вернули еще в 2024-м.
Овес, кукурузу, крупы, мясо птицы, яйца, сахар весь прошлый год украинцы поставляли в ЕС уже в пределах квот.
Однако Авраменко напоминает, что в условиях УВЗСТ, к которым возвращается Украина, предусмотрено около 30 квот.
"К пшенице, кукурузе, сахару добавляется томатная паста, молочная продукция, этанол, свинина, говядина..
После 5 июня у нас будет гораздо больше ограничений",- сказала Авраменко.
Она прогнозирует, что от ужесточения квот пострадают фермеры, вовлеченные в цепи добавленной стоимости.
Также потеряют доходы молочники, производители томатов, яиц.
А вот относительно ситуации с ценами внутри Украины, то мнения экспертов разделились.
Как заявил нардеп Юрий Камельчук, потерянный торговый безвиз с ЕС может добавить +10% к стоимости украинских товаров.
Впрочем, по словам Авраменко, продукция, которая останется в Украине, упадет в цене, потому что ее может быть много.
Она отмечает, что неподготовленный производитель не может так быстро ни адаптировать свое производство, ни быстро переориентировать свой экспорт.
То есть в Украине цена на некоторые продукты может немного упасть, а в Евросоюзе - вырасти.
Также эксперты предлагают аграриям искать новые каналы сбыта продукции.
Но сделать это просто не получится.
Новые рынки.
Как отмечает финансовый аналитик, член Украинского общества финансовых аналитиков Андрей Шевчишин в разговоре с изданием Фокус, ситуация с отменой "торгового безвиза" - это один из первых этапов на пути евроинтеграции Украины, который может стать показательным и обучающим.
Он убежден: всегда остаются возможности поиска других импортеров украинской продукции.
Есть пессимистический сценарий, который привел глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в своем Telegram-канале.
Он заявил, что новые условия торговли после завершения "экономического безвиза" могут стоить Украине минус 3,5 млрд евро в годовом измерении.
Достаточно ощутимый удар: мол, в 2025 году весь месячный товарный экспорт составляет в среднем 2,9 млрд евро.
Компенсировать такие потери аграрного экспорта на других рынках практически нереально, рассказал Гетманцев.
Но есть и более позитивные настроения.
Как рассказала эксперт Всемирного Банка Оксана Руженкова, последние полгода правительство активно прорабатывало каналы сбыта в страны Африки и Средней Азии.
Средняя Азия для Украины довольно сложная в логичстическом плане, а африканские государства вполне приемлемы, говорит эксперт.
Руженкова называет эти рынки "хорошими".
Эксперт убеждена: переориентация рынков сбыта возможна.
Другой вопрос - готовность бизнеса это сделать.
И вот с этим могут быть проблемы, объясняют в ЦЭС.
Аналитики напоминают, что министр аграрной политики и продовольствия Украины Виталий Коваль действительно рассматривает возможность развития торговли со странами Африки и Ближнего Востока.
Впрочем, за годы полномасштабной войны Россия заметно увеличила присутствие своего продовольствия на рынках Глобального Юга, в отличие от Украины.
Страна-агрессор достаточно успешно использует экспорт продовольствия как инструмент колониальной политики и экономического давления.
В ЦЭС предупреждают, что попытки нашего государства вернуть себе аграрные рынки Африки и Ближнего Востока вызовут новое обострение борьбы за контроль над логистикой в Черном море - со всеми рисками для безопасности судоходства и морской инфраструктуры.
"Как и во многих сферах украинской экономики эпохи полномасштабной войны, военные мощности в конце концов будут иметь решающее значение",- пишут аналитики.
Они делают выводы, что в условиях полномасштабной войны ЕС остается для Украины не просто главным торговым партнером, а критически важным экономическим пространством.
И в этом пространстве не нужно выпрашивать место, а выстраивать системное присутствие: разумное, последовательное и амбициозное.
Валерия Шипуля.

