Несколько месяцев назад на рынке появился новый ОТТ-сервис Omega TV.
Его запустили владельцы магистрального оператора «Омега Телеком».
Генеральным директором Omega TV был назначен Александр Глущенко — сооснователь тематических сайтов Mediasat.
ua и Protv.
ua, администратор популярного facebook-сообщества «Телеком-кружок», экс-гендиректор компании — производителя цифровых медиаплееров Dune HD (2013–2016), член общественных и экспертных советов при Нацсовете, Мининформполитики и Госкино, который в данный момент также баллотируется в члены Нацсовета по квоте парламента.
«Детектор медиа» поговорил с Александром Глущенко о планах нового ОТТ-оператора в текущих условиях на рынке и надеждах на значимые изменения на нем.
— Александр, недавно один ваш коллега по рынку сказал мне: «Глущенко очень активно продвигает Omega TV.
Владельцы пригласили медийное лицо возглавить компанию и получили такой эффект».
Какие КРІ перед вами стоят, что вы так активны?.
— Я всегда такой активный по жизни.
Вопрос о медийном лице не до конца понятен.
С такой постановкой я не совсем согласен.
Медийное лицо — это тот, кто максимально часто мелькает в телевизоре — Олег Винник, например, или Андрей Данилко.
Я долго на рынке.
У меня есть понимание продукта Omega TV, я вижу направление движения и четкий алгоритм: что должна делать моя команда, чтобы продукт успешно создавался, продавался и мы заняли свою нишу на рынке.
В начале осени Facebook деактивировал два моих личных аккаунта — притом, что я не пишу в них о политике.
Это был не бан, а именно деактивация.
Если основной, активный аккаунт с привязанной карточкой для оплаты рекламных кампаний и реальной историей с 2010 года еще можно было натянуть на нарушения за его многолетнее существование, то второй, запасной на случай банов, в котором активность последний раз была еще летом, сложно подвести под какие-либо правила Facebook.
Дошло до абсурда: оставшись накануне УКОС (Украинской конференции операторов связи.
— Авт.) без двух аккаунтов, я создал третий, самый-самый запасной, чтобы администрировать «Телеком-кружок», заливать туда фото и видео с мероприятия — и его тоже оперативно деактивировали.
Чудеса конкуренции.
Могу ошибаться, но думаю, что некто — назовем его «доброжелатель» — приобрел у ботофермы услугу жалоб на аккаунт.
На рынке одна такая жалоба стоит около $1, и чтобы грохнуть живой аккаунт, с историей, активностью, необходимо изрядно потратиться.
Благодаря помощи друзей, обращениям в Facebook аккаунт вернули.
Но осадочек остался.
А вы говорите — «медийность».
Это не очень правильные методы конкуренции, нам они чужды и некомфортны как в отношении отдельных личностей, так и рынка в целом.
Недавно один провайдер предложил мне: «Давайте запартнеримся, оставим в сети доступ только к вашему сервису, будем шейпить трафик другим платформам, никого не пускать в сеть».
Я честно отказал: нам такое предложение неинтересно, мы за конкуренцию и равные условия для участников рынка, которых воспринимаем исключительно как соратников, а не конкурентов.
Что нам делить, когда, по сути, мы только создаем рынок? Мы готовы вместе с интернет-провайдерами формировать новый рынок платного ТВ и в кооперации с ними зарабатывать.
Деньги у абонента, и в наших силах — совместно предоставить ему качественный и понятный сервис.
Что до KPI, то я честно говорю, что хочу занять треть рынка ОТТ.
Я считаю, что у нас самая честная и привлекательная модель В2В-сотрудничества на рынке.
Мы понимаем ментальность украинских провайдеров и знаем, чего они от нас ждут.
Мы минимизируем затраты провайдеров на внедрение новой услуги, готовой к монетизации и ведущей к повышению лояльности абонентов и возможности зарабатывать.
— Многие провайдеры негативно относятся к термину «минимальная гарантия».
Вы тоже с этим столкнулись?.
— У нас есть понятие «минимальная гарантия».
Это плата за использование ресурсов, потоков, приложений, мидлвар.
Провайдер эту сумму выбирает абонентскими активациями.
В нашем случае она в два раза меньше минимальной гарантии, которую необходимо заплатить медиагруппам только за их каналы с правами на сеть (мингарантия у Omega TV составляет 4,5 тыс.
в месяц.
— Авт.).
Взамен провайдер без вложений получает готовую услугу multiscreen, с правами на всю территорию Украины, а также стимул внедрять и развивать новое для себя направление.
С точки зрения бизнеса и денег одна только мингарантия нам не интересна.
У нас есть CAPEX, OPEX, роялти — это очень серьезные суммы.
Нам не интересно просто поставить галочку, что у нас есть договор с таким-то провайдером, и застолбить место.
Для нас важны динамика, рост абонентской базы, развитие сервиса внутри провайдера.
Заявления о том, что ТВ не продается, услуга никому не интересна и спроса на нее нет и не будет, отметайте сразу.
Откуда тогда в Украине рынок кабельного ТВ? В любом случае, жители Украины смотрят ТВ, потребляют контент даже больше, чем десять лет назад, даже если не пялятся в телеэкран как в устройство.
И если у провайдера они приобретают только доступ к интернету, то за ТВ платят кому-то другому.
Доступ к контенту никогда не был бесплатным.
Хочет потребитель смотреть «бесплатное» ТВ — приобретает эфирную антенну, приставку для DVB-T2 либо телевизор со встроенным тюнером.
Хочет спутниковое — антенну с тюнером и установкой.
Кабельное — подключается к провайдеру.
В каждом из случаев потребитель платит кому-то со стороны, а мог бы получать сервис ТВ вместе с интернетом от своего провайдера.
Тем более, что каждая из альтернатив — это эквивалент года-двух оплаченных услуг.
Мы берем на себя обязательства консультировать провайдера, как продавать, увеличивать абонентскую базу, модернизировать тарифные планы, разрабатывать бандлы — и вместе зарабатывать.
Из практики скажу, что если провайдер все делает правильно, то прирост абонентской базы ОТТ-ТВ составляет около 1 % в месяц или 10 % в год.
Сначала подключатся те абоненты, которые давно готовы и ждут предложений от своего поставщика услуг.
Потом — те, кому мы вместе с провайдером объясним, что есть новый комфортный сервис — это, наверное, самая большая доля аудитории.
И останется протестная аудитория, которая никогда не подключится ни к кому и деньги платить не собирается.
Таких потребителей вообще не надо учитывать в бизнес-плане.
Поскольку условия на рынке далеки от идеальных, есть «недруги» платного телевидения.
В этом смысле Т2 — лютое зло: я имею в виду посыл рекламных роликов о «Зеонбуде», что телевидение доступно бесплатно.
С одной стороны, телеканалы прививают зрителям мысль, что телевидение бесплатно, а с другой — переводят рынок на платные рельсы, включая провайдеров и спутниковые платформы.
Когнитивный диссонанс, с которым сложно бороться и объяснять некоторым потребителям, что есть существенная разница: 32 телеканала как социальный пакет или 175 с дополнительными сервисами.
Но есть одна особенность: навести порядок на рынке могут только медиагруппы.
Они обладают ресурсами, у них есть серьезные деньги, юридические и даже законодательные рычаги, их контент востребован.
В докризисные времена некоторые операторы, особенно если в их сети были пиплметры, брали с украинских тематических каналов за присутствие в сети деньги, например $1–2 тыс.
в месяц.
При этом российским телеканалам деньги исправно выплачивали.
Взяли деньги с телеканалов, взяли с абонентов, добавили андеррепортинг — и бизнес получался.
Но в ходе эволюции эта система сломалась.
Денег на рынке стало меньше, конкуренция со стороны российских телеканалов в силу событий на Востоке, в Крыму и политики страны-агрессора исчезла.
Возникла пустота, которую оперативно заполнили украинские правообладатели в лице медиагрупп, начав брать плату с провайдеров за свои телеканалы.
Мы видим, как за два года изменился и эволюционировал рынок.
Если мне не изменяет память, его желаемый объем в 2019 году — 9 млрд грн.
По моему скромному мнению, если произойдет кодирование сигнала со спутника, то 2019 год будет переломным в формировании рынка и перераспределит аудитории, с плавным перетеканием из одной технологии в другую.
В итоге выкристаллизуются три типа интернет-провайдеров:.
самостоятельные игроки, которые телевизионную услугу делают сами, — у них прямые отношения с правообладателями, собственный бренд, разработчики, приложения, сервис;.
партнеры, которые монетизируют абонентскую базу с помощью ОТТ-сервисов, например, через Omega TV;.
и третий тип провайдеров — это те, которые говорят: «Я — труба».
Абонентскую базу этих ребят будут монетизировать все, кому не лень — «Зеонбуд», «Виасат Украина», Xtra TV, Omega TV, Megogo, Oll.
tv, Divan.
tv, пираты.
Конечно, 2019–2020 годы станут апогеем технологии Т2.
После отключения аналогового эфира уже смело заявляют о том, что через Т2 доступ к ТВ получают 30 % телеаудитории Украины.
И прогнозируют рост.
Не уверен в запуске «Зеонбудом» платного пакета и целесообразности этой затеи.
Самая большая проблема Т2 заключается в том, что сеть находится в зоне покрытия интернет-операторов.
Имея интернет дома, в мобильном телефоне, получая доступ к ОТТ-сервисам вне зависимости от названия — You.
Tube, Omega TV, «Киевстар Футбол», — сложно будет удержаться от соблазна сменить 32 телеканала на 200, например.
Помимо провайдеров широкополосного доступа огромную роль сыграют мобильные операторы.
Зрители, которые находятся в зоне неуверенного покрытия Т2 и которым при этом не повезло с провайдерами, будут смотреть ТВ через спутник.
Из 4 млн домохозяйств, которые сейчас смотрят ТВ в открытом доступе со спутника, медиагруппы претендуют заполучить платящую аудиторию в 1 млн.
Оставшиеся 3 млн перейдут на открытый спутник, в Т2 или уйдут к проводным провайдерам.
В гонке технологий через несколько лет будут участвовать Т2, спутник и интернет.
Аналоговый и цифровой кабель — отмирающий атавизм.
Существовать они, конечно, будут, но только как доноры для других технологий доступа к контенту.
Отдельно вынесу политику компании «Киевстар».
Если убрать некоторые аспекты ее маркетинговых шагов, то обладая базой в более чем 20 млн активных SIM-карт, «Киевстар» может превратиться в лидера рынка мультисервисных услуг, активно наращивая абонентскую базу и повышая ARPU.
Номер мобильного, к которому привязана банковская карточка — грозное маркетинговое преимущество.
— Я слышала разные оценки количества интернет-провайдеров в Украине: и 5 тыс., и 9 тыс., и 15тыс.
Сколько потенциальных клиентов на В2В-рынке вы видите?.
— Есть 300–400 участников рынка, с которыми можно общаться по поводу бизнеса.
Эти люди формируют рынок.
Домашние сетки на несколько домов — это не бизнес, а хобби.
И они потихоньку вымрут.
Оборудование, сотрудники и обслуживание стоят денег.
Как правило, в мае, когда часто случаются грозы, у таких маленьких игроков начинаются проблемы.
Многие провайдеры покрупнее сейчас скупают такие сеточки и просто отключают, чтобы не мешали работать на их территории.
Мы ведем переговоры с операторами разного калибра, как небольшими, так и общенациональными сетями, входящими в топ-10.
На днях звонил крохотный оператор из одной из южных областей с абонентской базой широкополосного доступа на 1,2 тыс.
Честно рассказал, что он небольшой, ему сложно, конкуренты обложили его со всех сторон.
И он понимает: чтобы выстоять и развиваться дальше, ему необходимо расширять спектр услуг, инвестировать, развиваться и не стоять на месте.
Хочет стать нашим партнером.
Второй пример: с ноября услугу Omega TV запустил в своей сети провайдер «Фринет» — серьезная, уважаемая компания с многолетней историей, 150-тысячной абонентской базой в нескольких регионах Украины, включая Киев.
У нас есть несколько предложений для сотрудничества с интернет-провайдерами:.
В2В-сегмент — партнерская и агентская программы, где мы разделяем доходы с провайдером;.
чистый В2С-сегмент, когда у нас прямой договор с абонентом и он напрямую у нас приобретает сервис.
Интернет-провайдер в этом случае — только транспорт.
— Сколько среди этих 300–400 провайдеров, которых вы видите своими потенциальными партнерами, тех, кто не будет развивать собственную услугу телевидения?.
— 95 %.
Услуга телевидения состоит из трех частей: технической, софтовой и прав.
Самая дешевая часть — это железо.
Самая дорогая — права.
Многие провайдеры технически готовы предоставлять услугу IPTV в том или ином виде, но говорят, что когда провели калькуляцию стоимости прав, то задумка так и осталась задумкой.
Такие «созревшие» провайдеры — благодарные партнеры.
Они понимают, чего хотят и как достичь цели, мы для них — инструментарий.
Такие провайдеры со временем превратятся в поставщиков услуг для своих абонентов, как супермаркет.
Зашел абонент в личный кабинет и выбрал необходимый набор сервисов: доступ к интернету, пакет телеканалов, библиотеку сериалов или фильмов, пакет мобильной связи (в связи с приближающимся запуском MNP это актуально для Украины), даже электроэнергию провайдер продаст в будущем — в странах Балтии такие эксперименты проходят вовсю.
Уместна аналогия с сетями заправок.
Вместе с услугами изменилась и поведенческая модель потребителей.
На WOG, OKKO иногда заезжают за хотдогами, на Socar — за шаурмой.
Если вернуться к услугам телевидения, то в украинских реалиях ТВ будет катализатором — услугой, которая позволит провайдеру начать диалог со своими абонентами о мультисервисности.
— Александр Петруня из «Хата.
Net» на УКОС рассказывал, что у него было ІPTV, сейчас он работает с ОТТ, но в перспективе хотел бы вернуться к ІPTV.
Помню, задали вопрос, не собирается ли он с помощью ОТТ набрать базу, а потом самостоятельно монетизировать ее с ІPTV.
Есть ли у вас такой страх в отношении ваших партнеров и как вы защищаетесь, чтобы не было подобных историй?.
— На рынке бытует мнение, что если абонентская база менее 10 тыс., то запуск собственной услуги ІPTV не окупится.
С ОТТ проще с точки зрения понимания подготовленным потребителем философии сервиса.
Сейчас зритель получает информацию одновременно с двух экранов; следующий этап запросов — экран мигрирует со зрителем, и программная услуга обязана быть неизменной.
Сложно объяснить абоненту, что в его телефоне ТВ работает только через домашний Wi-Fi-роутер.
В случае с ОТТ территория предоставления услуги ограничена административной картой Украины.
А дополнительные сервисы вроде catch up и time shift, когда нивелируется понятие прайм-тайма и доступ ограничивается лишь глубиной архива, меняют и модель восприятия услуги, когда потребитель начинает оплачивать исключительно возможность доступа к сервису.
Люди быстро привыкают к хорошему.
Поэтому наша задача — сделать качественный сервис, доступный на всей территории Украины.
В этом вопросе мы рассчитываем на опорную сеть компании «Омега Телеком», с которой входим в холдинг как отдельное направление, выделенное в компанию.
Даже обозначение на рынке получили — #Omega.
Учитывая множество факторов, страха, что провайдеры-партнеры «уведут» у нас абонентов, конечно же, нет.
Есть задачи.
Самая главная — минимизировать общение с абонентами, в хорошем смысле этого слова.
Признак хорошего тона и мастерства — когда абонент не знает номер телефона технической поддержки, поскольку звонить не было надобности.
Ему комфортно, и он оплачивает сервис, не задумываясь, на автомате.
Это сложная, но реализуемая задача.
— Как происходит ваша интеграция с провайдерами-партнерами?.
— Чтобы упростить им жизнь, мы в партнерстве с разработчиками написали модули для самых популярных украинских биллинговых систем: Mik.
Bill, Abills, No.
Denny-plus и Ubilling.
Для провайдеров, у которых самописный либо экзотический биллинг, написан API.
Для начала провайдеру необходимо зарегистрироваться на сайте omegatv.
org в качестве партнера.
На почту менеджер высылает доступы к системе Omega TV, после чего можно начинать интеграцию биллинговой системы и мидлвар.
Абонент получает доступ к трем тарифным планам:.
«UA: Эфир» — 120 телеканалов, 28 в HD;.
«Премиум» — 151 телеканал, 28 в HD;.
VIP HD — 176 телеканалов, 50 в HD.
У нас полностью реализована интеграция с платформой Android, включая Android mobile, Android media box, Android TV.
Для iOS реализовано приложение для работы с тачскрином на i.
Будет реализация для Apple TV, это отличная от iOS платформа, где задействован пульт дистанционного управления и приложения адаптированы под него.
Мы разработали приложение для Ministra и портал для Stalker от «Инфомир».
На стадии добавления в магазин приложений — Samsung Smart TV (Tizen) и LG (webOS).
В планах — Dune HD на Linux и UClan(U2C).
Хотя мы всецело за Android — это самая простая и понятная платформа, с максимальным количеством устройств на руках у пользователей.
Неоспоримое преимущество — возможность в кратчайшие сроки кастомизироваться под провайдера, размещать приложения в Play Market и выводить локальный бренд провайдера на глобальный рынок, где Omega TV — контент-провайдер.
В качестве приставки мы рекомендуем NGTV X3 от компании NG Optics.
Во-первых, эти приставки отлично себя зарекомендовали в своем ценовом сегменте, во-вторых, ими можно управлять удаленно — обновлять, перепрошивать, в-третьих — наши разработчики могут их кастомизировать под провайдера как угодно, начиная от логотипа на стартовой страничке и заканчивая кастомной прошивкой, с учетом всех пожеланий заказника.
Это, кстати, отличная возможность создания виртуального ОТТ-оператора, где провайдер получает от нас все плюшки, кастомизацию, и его задача — продавать сервис, например, через сайт, при этом абоненты услуги ТВ не всегда могут быть абонентами широкополосного доступа, приобретая исключительно отдельную услугу.
— При всей той системе, которую вы описали, есть ли у вас прямые контакты с абонентами? Это вторая популярная страшилка на данном рынке: что ОТТ-платформы могут забрать себе базу интернет-провайдера.
— Мы принципиально не стремимся узнать номер телефона абонента, контактные данные.
Это абоненты провайдера-партнера, они учитываются биллинговой системой провайдера.
У нас есть только два фрагмента данных: ID абонента в нашей системе — номер, который записан в системе на момент активации — и уникальные номера-идентификаторы активированных устройств.
Мы вышли на рынок самыми последними и примерно понимаем все фобии и страшилки.
Абонент провайдера — это абонент провайдера.
Мы — технический поставщик услуги.
Мы не собираемся звонить тем, чьих контактов у нас нет, и переключать их на себя напрямую.
Первая линия техподдержки — техническая служба провайдера, которая принимает звонки от своих абонентов, идентифицирует их, определяет уровень проблемы и решает ее.
Естественно, саппорт провайдера общается с нашей службой поддержки для разрешения проблем.
— Правообладателям вы отчитываетесь этими ID? Они же спрашивают у вас о базе?.
— Мы пошли по другому пути.
Мы не сторонники делать отчеты руками — в век высоких технологий это не логично, мы за автоматизацию процессов.
Правообладатели получают доступ в систему и сами генерируют себе отчеты.
В системе они могут увидеть название провайдера-контрагента и ID абонентов, которые активировали услугу за деньги.
Акцентирую на деньгах, потому что у нас есть бесплатный промопакет «Новини» — там только новостные каналы.
Работает он исключительно как якорный сервис для проверки работоспособности приложения.
На данный момент доступны 25 новостных и информационных телеканалов.
В нем нет ни одного платного канала.
Мы считаем, что граждане Украины имеют право на доступ к информации в любом момент: если им понадобится, это просто сделать через приложение.
Пока у нас неразрешенная ситуация на Востоке, Юге и с нашим «соседом», такой пакет имеет право на существование с точки зрения информационной безопасности.
Да и телеканалы, которые в него входят, за себя деньги не берут.
Онлайн-версии присутствуют в открытом доступе на You.
Tube, на их сайтах, транслируются в Facebook.
— Вы были одним из первых руководителей телеком-компаний, кто публично отреагировал на конфликт возле Керченского пролива: 25 ноября вы написали пост в Facebook как раз о том, что в такое время украинцам важно иметь доступ к информации и они могут бесплатно получить его с помощью вашего пакета «Новини».
Как повлияет на вашу компанию введение военного положения? Как вы отреагировали на новость о его введении (инициировали пересмотр бизнес-процессов, задумались о пересмотре KPI и бюджета, усилили меры безопасности для оборудования и сотрудников, и т.
— Прежде всего, еще раз подчеркну: мы считаем, что в такое непростое время испытаний для нашего государства наш долг как компании — дать доступ населению к информации.
Качество информации из новостных каналов в разы лучше, чем из социальных сетей.
Мы за информационную гигиену.
С одной стороны, Киев в территорию действия военного положения не попал.
С другой стороны, мне кажется, что никто не понимает, что делать с этими правилами и как их трактовать.
Мое мнение, что 30 дней страна как жила, так и будет жить, если не случится форс-мажор.
Мы живем в мире, где нельзя планировать на длительные периоды.
Потому все работают по принципу «на месте разберемся».
Мы работаем в штатном режиме, предоставляем услугу, обновляем приложения, общаемся с телеканалами, посещаем конференции.
Особенно ничего не изменилось, кроме легкого шокового состояния дежавю 2014 года.
Так как для Украины и украинцев такие эмоции — впервые, нация получает опыт.
Мне кажется, Израиль давно привык к таким вещам и живет в понятном ему рабочем ритме.
Тем более что в Турции, Египте, Таиланде тоже были военные положения и это никак не отражалось на экономике, вовлеченной в мир.
Для Украины подобные эмоции пока остаются болевыми и частично население впадает в ступор, поддаваясь паническим и упадническим настроениям.
Как бы вызывающе это ни звучало, наша кожа и эмоции грубеют и то, что вчера вызывало шок, завтра будет статистикой.
— Хорошо, вернемся к вопросам штатным.
Информационные каналы, которые входят в ваш бесплатный промопакет, не берут деньги за свой контент.
А они платят кому-то из провайдеров за то, чтобы те брали их в свою сеть? Или уже нет такой практики?.
— Я думаю, что есть ряд провайдеров, которые берут с телеканалов деньги за аналог, например.
Там мало места, ограниченный ресурс.
Либо берут деньги за кнопку.
Первые десять кнопок можно продать.
Мы деньги с телеканалов данного направления не берем.
Мы такие вот, мы за честность.
— Медиагруппы все еще берут с ОТТ-платформ больше денег за ретрансляцию, чем с кабельных операторов.
Но, очевидно, ситуация будет выравниваться, потому что для кабельщиков цены год от года растут.
К чему все движется? Цена станет одинаковой или в какой-то момент кабельщики станут платить больше, чем ОТТ?.
— Цифра 6 грн.
с абонента в месяц за права на ОТТ родилась внезапно и не несла в себе никакой экономической составляющей, из разряда разговора с одним из игроков: «Сколько ты готов платить?» — «6 грн.!» — «Почему 6 грн.?» — «Потому что могу».
— «По рукам».
Теперь цена для всех — 6грн.
Условия, прямо скажу, не совсем равные; цифры влияют на формирование как пакетов, так и наполнения.
Сложно конкурировать с теми, кто купил права на IPTV и в пакет за 50 грн.
добавил премиальный контент.
Все же рынок и потребители ощущают разницу между ОТТ и IPTV.
Каждое повышение медиагруппами цен на каналы увеличивает нашу привлекательность в глазах провайдеров.
На сегодня по новым ценам минимальная гарантия за 1 тыс.
абонентов — 10,8 тыс.
за Inter Media Group, «1+1 медиа», Star.
Media и «Медиа Группу Украина».
Мы на этом фоне с готовой услугой под ключ выглядим привлекательней.
У нас есть еще год-два, чтобы стать одним из главных поставщиков телевизионной услуги как провайдерам, так и напрямую потребителям.
Потому что когда цена выровняется и 6 грн.
за медиагруппу будет для всех технологий, начнется самое интересное.
И мне кажется, даже правообладатели не до конца понимают, что может произойти.
По сути, ОТТ-сервис сможет запустить любой провайдер, который согласится на условия минимальной гарантии от правообладателей.
Но проблема ОТТ-платформы от провайдера — исключительная ориентированность на конечного потребителя.
Я в партнерство «провайдерских сервисов» не верю, тут как раз появляется фобия, о которой мы говорили ранее.
Партнерские программы Oll.
tv («Укртелеком»/»Вега»), «Воли» рынок воспринял немножко с подтекстом.
А вдруг завтра что-то поменяется, и они начнут забирать абонентов на свои сети? Инструментарий для этого существует.
С нами такой истории не случится, у нас нет под боком якорного провайдера широкополосного доступа с общенациональным покрытием.
— Ну, как же нет? А «Омега Телеком»? А Maximum Net?.
— «Омега Телеком» — это магистральный оператор, провайдер для провайдеров.
А Maximum Net — крепенький провайдер, но Киево-Святошинского района Киевской области.
На базе Maximum Net мы тестировали некоторые идеи и увидели, при каких условиях люди готовы платить за телевидение.
А вот «Омега Телеком» — это наш партнер в рамках Украины.
20 тыс.
километров оптики по стране — это весомое преимущество.
Грубо говоря, мы можем отдать своему партнеру услугу телевидения напрямую, по самому кратчайшему пути.
Когда у провайдера начинает расти абонентская база, мы рассматриваем возможность установки кэширующего сервера в городе на площадке, либо если речь о крупном операторе, то на площадке у него, чтобы не гонять трафик через полстраны.
На УКОС мы договорились поставить в качестве пилотного проекта кэширующий сервер на площадке в точке обмена трафика в одной из областей.
Протестируем, как это работает.
И поймем цифры, потому что есть пики — когда, к примеру, играет сборная Украины по футболу — и есть среднестатистическое смотрение.
Мы четко понимаем, что если в Закарпатье далеко тянуться за трафиком через всю Украину, то, наверное, есть смысл поставить там кэш и подключить к нему всех мелких провайдеров.
— Кто владельцы «Омеги»?.
— Конечные бенефициары — Шевчук Олег Борисович и Алимов Вадим Анатольевич.
Если с Вадимом я был знаком много лет по телеком-тусовке и о проекте Omega TV знал, то с Олегом Борисовичем познакомился в этом году.
Как говорят в узких кругах о таких людях: серьезный мужчина.
Подкупил двумя вещами — глубоким знанием рынка и феноменальной памятью, которая проявляется в процессе диалогов.
— Правда ли, что вы советник Сергея Костинского?.
— У меня с Сергеем Анатолиевичем отличнейшие отношения.
Познакомился я с ним несколько лет тому назад, когда он пытался реализовать свои идеи в новосозданном Министерстве информационной политики.
Мы одногодки, нам есть о чем поговорить.
Он нормальный прогрессивный чиновник нового формата, родом из Крыма, у которого болит за Украину.
Просто отдельно взятое государство лишило его родины.
Я патриот Украины, он патриот Украины, поэтому мы плотно общаемся, много помогаем друг другу.
Он не стесняется спрашивать и не боится учиться.
На этом и сошлись.
Единственное, разочарую, я не советник Костинского.
Я советник главы Нацсовета Юрия Анатольевича Артеменко.
— По каким вопросам вы советник Юрия Артеменко?.
— Больше по вопросам новых технологий, платного телевидения.
У Нацсовета всегда есть возможность пригласить меня и о чем-то спросить.
Я честно скажу свою точку зрения.
У меня незаангажированное мнение.
Я там зарплату не получаю, помогаю на общественных началах.
— Вы за или против лицензирования ОТТ-платформ?.
— Я за лицензирование видов деятельности, где используется ограниченный радиочастотный ресурс.
Как и другие участники рынка, считаю, что законопроект о ТВ и радиовещании морально устарел и не успевает за развитием технологий.
Весь в ожидании нового закона об аудиовизуальных сервисах.
Провайдер программной услуги, который работает в Украине, должен пользоваться разрешительной системой.
Подал пакет документов, получил разрешение на работу, уплатил недраконовские сборы, работаю, развиваю рынок, плачу налоги.
А регулируют мою деятельность правообладатели либо государство, если я вдруг нарушу закон.
Фото предоставлены Александром Глущенко.