На втором заседании народные депутаты IX созыва сделали то, что до них обещали едва ли не все "попередники" - сняли с себя неприкосновенность.
"Мы пришли сюда творить историю.
И вы сегодня станете свидетелями того, что новые народные депутаты в Верховной Раде не штаны просиживают, а принимают действительно важные законы", - на ходу заявил в кулуарах парламента один из "Слуг народа".
"З-е сентября Шуфутинского обретет сегодня новый смысл", - шутил в соцсетях другой парламентарий.
И действительно, депутатам удалось сделать то, что не удавалось в течение 28 лет их предшественникам – отменить депутатскую неприкосновенность и стать на шаг ближе к внесению резонансных изменений в Основной закон страны.
За - 373.
Шесть дней понадобилось пропрезидентской фракции "Слуга народа", чтобы провести через парламент решение о снятии депутатской неприкосновенности.
29 августа парламентарии проголосовали за законопроект №7203 в первом чтении, 3 сентября - во втором.
Зеленые кнопки "за" нажали 373 человека при необходимых 300, "против" - ни одного голоса, "воздержались" - трое из фракции "Европейская солидарность" (Николай Княжицкий, Руслан Князевич и Ахтем Чийгоз).
"Оппозиционная платформа - За жизнь" не голосовала в полном составе.
Принятый закон предусматривает, что с 1 января 2020 года народные депутаты лишаются неприкосновенности.
То есть их можно будет без предварительного согласия парламента привлекать к уголовной ответственности, задерживать и арестовывать.
Закон должен подписать президент, и тогда он вступает в силу.
Законопроект №7203 внес в Раду экс-президент Петр Порошенко 17 октября 2017 года, о чем он не один раз напомнил, выступая с трибуны парламента уже как депутат.
Можно ли обжаловать в суде?.
Перед голосованием все фракции заявили, что поддержат законопроект, но при этом раскритиковали правящую партию за хаотичность и нарушение регламента.
- Группа из 45 народных депутатов может обратиться в Конституционный суд на предмет соблюдения законности при принятии изменений в Основной закон страны.
На сегодняшний день есть одно замечание по процедуре.
Заседание комитетов Верховной Рады нельзя проводить в межсессионный период.
Профильный комитет, на котором рассматривался законопроект о лишении депутатской неприкосновенности, был проведен 2 сентября - в межсессионный период: 30 августа была закрыта первая сессия Верховной Рады 9-го созыва, а вторую открыли только 3 сентября, - объясняет "КП" в Украине" первый замглавы комитета по вопросам правовой политики и правосудия Верховной Рады 8-го созыва Леонид Емец.
- На момент рассмотрения данного вопроса в КСУ действие закона не останавливается.
Но думаю, что возможное будущее решение КСУ вряд ли уже что-то изменит.
Документ в этот же день попал на стол президента.
Глава государства обещал подписать его как можно скорее.
И тогда с 1 января 2020 года народные депутаты теряют иммунитет от уголовного преследования.
Что это даст?.
Парламентарии говорят, что отмена депутатской неприкосновенности приведет к тому, что в их рядах станет меньше коррупции, а бизнесмены не будут идти в ВР исключительно для того, чтобы с помощью депутатской "корочки" прикрывать различные схемы.
Правоохранителям станет легче привлечь депутатов к ответственности.
Если народный избранник попался на горячем на получении той же взятки, его сразу же можно будет задержать и арестовать.
Соответственно, уменьшится количество "беглецов" - политиков, которые прячутся от следствия и правосудия за пределами Украины.
Какие есть подводные камни?.
Наоборот, возрастают риски, что народных депутатов, не имеющих иммунитета, превратят в статистов.
За "непослушание" депутатов легко можно будет привлечь к ответственности.
Крылатая фраза гласит: "был бы человек, а статья под него найдется".
- Может, кто-то еще не понял, но отмена депутатской неприкосновенности - это не столько возможность наступления на оппозицию, сколько мероприятия, направленные на дисциплину собственной президентской фракции, - уверен аналитик Комитета избирателей Украины Денис Рыбачок.
- И без этого закона фракция "Слуги народа", имея более 226 голосов, могла снять неприкосновенность с любого "провинившегося" депутата от оппозиции.
А вот для "дисциплины" собственных парламентариев Закон о снятии неприкосновенности может быть действенным.
Баканов (глава СБУ.
-Авт.), Рябошапка (генпрокурор.
- Авт.) и Аваков (глава МВД.
- Авт.) не дадут новым слугам народа скучать после Нового года.
Политолог Петр Олещук хоть и приветствует отмену депутатской неприкосновенности, но отмечает, что не нужно слишком преувеличивать ее значение.
Ведь эффективность денег и политической конъектуры никто не отменял.
- Независимые суды пока что - утопия.
Кому нужно - сможет "порешать" свои вопросы, - считает Олещук и добавляет.
- Отмена неприкосновенности - блестящая пиар-акция.
Благодаря ей полгода на вопрос о выполненных предвыборных обещаниях можно будет говорить: "Ну, неприкосновенность мы уже отменили".
Политолог не исключил, что через год- два-три Конституционный суд может отменить это решение.
.
Раньше депутаты зачастую распускали руки, теперь им можно дать отпор.
По закону.
ВАЖНО.
Семь изменений в Конституцию.
В предварительном чтении рассмотрено семь законопроектов, которые отправятся на экспертизу в Конституционный суд.
Затем пройдет второе чтение, для которого потребуется поддержка 300 народных избранников.
Право президента на назначения.
№1014.
Нынешняя редакция Конституции оставляет за президентом право назначать и увольнять только генерального прокурора и половину состава совета Национального банка.
Однако законы о Национальном антикоррупционном бюро и Государственном бюро расследований тоже уполномочивают главу государства назначать и увольнять директоров НАБУ и ГБР.
За внесение этой поправки в Конституцию и проголосовали в ВР.
Вместе с ними в законопроекте по изменению Конституции предусмотрено также право президента создавать некие "независимые регуляторные органы" по контролю деятельности субъектов хозяйствования и формировать их кадровый состав.
А это - задел на будущее.
- Президент и его команда пытаются усилить свою власть, внося в Конституцию право на создание органов, которые позволят взять под контроль правоохранительную и экономическую сферу, - считает политолог Николай Спиридонов.
Ликвидация адвокатской монополии.
№1013.
С января этого года согласно Конституции интересы физических и юридических лиц в судах могут представлять исключительно обладатели адвокатской лицензии.
На практике это означает резкое удорожание услуг защитников - только на ознакомление с делом адвокат может потребовать от 500 до 1000 долларов.
Организации, имеющие в штате профильных юристов, тоже обязаны раскошеливаться на адвокатов, хотя не испытывают в этом необходимости.
Президентский законопроект устраняет адвокатскую монополию в гражданских, хозяйственных, трудовых спорах.
- Это правильно, ведь профессор права или опытный юрист может защитить интересы человека в суде не хуже и даже лучше вчерашнего прокурора, который наспех получил адвокатскую лицензию, - говорит юрист-правозащитник Татьяна Яблонская.
Недостаток законопроекта, по мнению эксперта, в том, что адвокатская монополия сохраняется в уголовных делах.
- Право человека на справедливое правосудие заключается в том, чтобы он свободно выбирал защитника среди тех, кому доверяет, а не среди тех, кого навязывает закон, - считает юрист.
Писать законы будет и народ.
№1015.
Парламентарии предлагают закрепить в статье 93 Конституции Украины норму, что кроме Верховной Рады, президента и Кабмина право законодательной инициативы принадлежит и народу.
Как именно народ сможет подавать законопроекты в Верховную Раду, будет определено дополнительным законом.
Скорее всего, для этого потребуется, чтобы народная законодательная инициатива заручилась необходимым количеством подписей, например по принципу президентских петиций.
Одного омбудсмена мало.
№1016.
В пропрезидентской фракции "Слуга народа" считают, что одного уполномоченного Верховной Рады по правам человека мало, нужны еще профильные омбудсмены.
Депутаты предлагают записать в статьи 85 и 101 КУ, что для "осуществления парламентского контроля за соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах ВР может назначать уполномоченных, правовой статус которых определяется отдельными законами".
Сократить количество депутатов до 300.
№1017.
Еще в 2000 году около 90% украинцев на референдуме проголосовали за то, чтобы количество народных депутатов было сокращено с 450 до 300.
Но тогда парламентарии не легализовали волеизъявление народа.
Нынешние народные избранники пошли на этот шаг и предложили закрепить в Конституции - в следующий созыв ВР избирать только 300 депутатов.
Более того, выборы должны проходить исключительно по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам - без мажоритарщиков.
- Все мировые практики говорят - оптимальное количество депутатов в парламенте, которые эффективно выполняют функцию, это один человек на 100-120 тысяч населения.
Поэтому логичнее сначала провести перепись населения.
Это ключевое задание как для экономических и социальных вопросов, так и урегулирования численности народных депутатов, - отметил народный депутат предыдущего созыва ВР Виктор Чумак.
Также депутаты предлагают ввести языковой ценз: гражданин Украины, не владеющий государственным языком, не может быть избран в ВР.
Кнопкодавишь или прогуливаешь? Отдай мандат.
№1027.
Еще одним решением народные депутаты сделали первый шаг для борьбы с парламентариями-прогульщиками и кнопкодавами.
Верховная Рада планирует расширить перечень конституционных оснований для досрочного прекращения полномочий народного депутата.
Предложено отбирать мандат за кнопкодавство - как у тех депутатов, кто кнопкодавил, так и тех, за кого кнопкодавил, и достаточно одного "огреха".
Также "корочку" хотят отбирать у депутатов, которые в течение одной сессии без уважительных причин пропустили треть заседаний Рады или комитета, в котором работают.
Такие факты устанавливаются в судебном порядке, а решение досрочно прекратить полномочия депутата принимает Верховный суд.
Еще одно изменение - депутат, желающий добровольно сложить свой мандат, прекращает полномочия сразу после своего публичного заявления на заседании парламента.
Дополнительно утверждать такое решение голосованием в 226 голосов, как это происходит сейчас, будет не нужно.
Консультанты для депутатов.
№1028.
Парламентарии предлагают расширить полномочия Верховной Рады и предоставить право народным депутатам создавать "консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы", если, конечно, для этого есть средства в госбюджете.
Предполагается, что в будущем при ВР создадут, в частности, экспертные центры, специалисты которых станут помогать народным депутатам нарабатывать законопроекты, выявлять "лазейки" в существующем законодательстве, анализировать мировой опыт парламентаризма, заимствовать лучшие идеи.
Первый рабочий день новой Верховной Рады: взгляд из кулуаров.
Наш парламентарий внимательно следила за работой новоизбранных депутатов.
А ей есть с какими созывами сравнивать.