"Законы 3 сентября": До свидания, неприкосновенность! Привет, всемогущий президент!
"Законы 3 сентября": До свидания, неприкосновенность! Привет, всемогущий президент!

"Законы 3 сентября": До свидания, неприкосновенность! Привет, всемогущий президент!

На втором заседании народные депутаты IX созыва сделали то, что до них обещали едва ли не все "попередники" - сняли с себя неприкосновенность.

"Мы пришли сюда творить историю.

И вы сегодня станете свидетелями того, что новые народные депутаты в Верховной Раде не штаны просиживают, а принимают действительно важные законы", - на ходу заявил в кулуарах парламента один из "Слуг народа".

"З-е сентября Шуфутинского обретет сегодня новый смысл", - шутил в соцсетях другой парламентарий.

И действительно, депутатам удалось сделать то, что не удавалось в течение 28 лет их предшественникам – отменить депутатскую неприкосновенность и стать на шаг ближе к внесению резонансных изменений в Основной закон страны.

За - 373.

Шесть дней понадобилось пропрезидентской фракции "Слуга народа", чтобы провести через парламент решение о снятии депутатской неприкосновенности.

29 августа парламентарии проголосовали за законопроект №7203 в первом чтении, 3 сентября - во втором.

Зеленые кнопки "за" нажали 373 человека при необходимых 300, "против" - ни одного голоса, "воздержались" - трое из фракции "Европейская солидарность" (Николай Княжицкий, Руслан Князевич и Ахтем Чийгоз).

"Оппозиционная платформа - За жизнь" не голосовала в полном составе.

Принятый закон предусматривает, что с 1 января 2020 года народные депутаты лишаются неприкосновенности.

То есть их можно будет без предварительного согласия парламента привлекать к уголовной ответственности, задерживать и арестовывать.

Закон должен подписать президент, и тогда он вступает в силу.

Законопроект №7203 внес в Раду экс-президент Петр Порошенко 17 октября 2017 года, о чем он не один раз напомнил, выступая с трибуны парламента уже как депутат.

Можно ли обжаловать в суде?.

Перед голосованием все фракции заявили, что поддержат законопроект, но при этом раскритиковали правящую партию за хаотичность и нарушение регламента.

- Группа из 45 народных депутатов может обратиться в Конституционный суд на предмет соблюдения законности при принятии изменений в Основной закон страны.

На сегодняшний день есть одно замечание по процедуре.

Заседание комитетов Верховной Рады нельзя проводить в межсессионный период.

Профильный комитет, на котором рассматривался законопроект о лишении депутатской неприкосновенности, был проведен 2 сентября - в межсессионный период: 30 августа была закрыта первая сессия Верховной Рады 9-го созыва, а вторую открыли только 3 сентября, - объясняет "КП" в Украине" первый замглавы комитета по вопросам правовой политики и правосудия Верховной Рады 8-го созыва Леонид Емец.

- На момент рассмотрения данного вопроса в КСУ действие закона не останавливается.

Но думаю, что возможное будущее решение КСУ вряд ли уже что-то изменит.

Документ в этот же день попал на стол президента.

Глава государства обещал подписать его как можно скорее.

И тогда с 1 января 2020 года народные депутаты теряют иммунитет от уголовного преследования.

Что это даст?.

Парламентарии говорят, что отмена депутатской неприкосновенности приведет к тому, что в их рядах станет меньше коррупции, а бизнесмены не будут идти в ВР исключительно для того, чтобы с помощью депутатской "корочки" прикрывать различные схемы.

Правоохранителям станет легче привлечь депутатов к ответственности.

Если народный избранник попался на горячем на получении той же взятки, его сразу же можно будет задержать и арестовать.

Соответственно, уменьшится количество "беглецов" - политиков, которые прячутся от следствия и правосудия за пределами Украины.

Какие есть подводные камни?.

Наоборот, возрастают риски, что народных депутатов, не имеющих иммунитета, превратят в статистов.

За "непослушание" депутатов легко можно будет привлечь к ответственности.

Крылатая фраза гласит: "был бы человек, а статья под него найдется".

- Может, кто-то еще не понял, но отмена депутатской неприкосновенности - это не столько возможность наступления на оппозицию, сколько мероприятия, направленные на дисциплину собственной президентской фракции, - уверен аналитик Комитета избирателей Украины Денис Рыбачок.

- И без этого закона фракция "Слуги народа", имея более 226 голосов, могла снять неприкосновенность с любого "провинившегося" депутата от оппозиции.

А вот для "дисциплины" собственных парламентариев Закон о снятии неприкосновенности может быть действенным.

Баканов (глава СБУ.

-Авт.), Рябошапка (генпрокурор.

- Авт.) и Аваков (глава МВД.

- Авт.) не дадут новым слугам народа скучать после Нового года.

Политолог Петр Олещук хоть и приветствует отмену депутатской неприкосновенности, но отмечает, что не нужно слишком преувеличивать ее значение.

Ведь эффективность денег и политической конъектуры никто не отменял.

- Независимые суды пока что - утопия.

Кому нужно - сможет "порешать" свои вопросы, - считает Олещук и добавляет.

- Отмена неприкосновенности - блестящая пиар-акция.

Благодаря ей полгода на вопрос о выполненных предвыборных обещаниях можно будет говорить: "Ну, неприкосновенность мы уже отменили".

Политолог не исключил, что через год- два-три Конституционный суд может отменить это решение.

"Законы 3 сентября": До свидания, неприкосновенность! Привет, всемогущий президент! - Фото 1.

Раньше депутаты зачастую распускали руки, теперь им можно дать отпор.

По закону.

ВАЖНО.

Семь изменений в Конституцию.

В предварительном чтении рассмотрено семь законопроектов, которые отправятся на экспертизу в Конституционный суд.

Затем пройдет второе чтение, для которого потребуется поддержка 300 народных избранников.

Право президента на назначения.

№1014.

Нынешняя редакция Конституции оставляет за президентом право назначать и увольнять только генерального прокурора и половину состава совета Национального банка.

Однако законы о Национальном антикоррупционном бюро и Государственном бюро расследований тоже уполномочивают главу государства назначать и увольнять директоров НАБУ и ГБР.

За внесение этой поправки в Конституцию и проголосовали в ВР.

Вместе с ними в законопроекте по изменению Конституции предусмотрено также право президента создавать некие "независимые регуляторные органы" по контролю деятельности субъектов хозяйствования и формировать их кадровый состав.

А это - задел на будущее.

- Президент и его команда пытаются усилить свою власть, внося в Конституцию право на создание органов, которые позволят взять под контроль правоохранительную и экономическую сферу, - считает политолог Николай Спиридонов.

Ликвидация адвокатской монополии.

№1013.

С января этого года согласно Конституции интересы физических и юридических лиц в судах могут представлять исключительно обладатели адвокатской лицензии.

На практике это означает резкое удорожание услуг защитников - только на ознакомление с делом адвокат может потребовать от 500 до 1000 долларов.

Организации, имеющие в штате профильных юристов, тоже обязаны раскошеливаться на адвокатов, хотя не испытывают в этом необходимости.

Президентский законопроект устраняет адвокатскую монополию в гражданских, хозяйственных, трудовых спорах.

- Это правильно, ведь профессор права или опытный юрист может защитить интересы человека в суде не хуже и даже лучше вчерашнего прокурора, который наспех получил адвокатскую лицензию, - говорит юрист-правозащитник Татьяна Яблонская.

Недостаток законопроекта, по мнению эксперта, в том, что адвокатская монополия сохраняется в уголовных делах.

- Право человека на справедливое правосудие заключается в том, чтобы он свободно выбирал защитника среди тех, кому доверяет, а не среди тех, кого навязывает закон, - считает юрист.

Писать законы будет и народ.

№1015.

Парламентарии предлагают закрепить в статье 93 Конституции Украины норму, что кроме Верховной Рады, президента и Кабмина право законодательной инициативы принадлежит и народу.

Как именно народ сможет подавать законопроекты в Верховную Раду, будет определено дополнительным законом.

Скорее всего, для этого потребуется, чтобы народная законодательная инициатива заручилась необходимым количеством подписей, например по принципу президентских петиций.

Одного омбудсмена мало.

№1016.

В пропрезидентской фракции "Слуга народа" считают, что одного уполномоченного Верховной Рады по правам человека мало, нужны еще профильные омбудсмены.

Депутаты предлагают записать в статьи 85 и 101 КУ, что для "осуществления парламентского контроля за соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах ВР может назначать уполномоченных, правовой статус которых определяется отдельными законами".

Сократить количество депутатов до 300.

№1017.

Еще в 2000 году около 90% украинцев на референдуме проголосовали за то, чтобы количество народных депутатов было сокращено с 450 до 300.

Но тогда парламентарии не легализовали волеизъявление народа.

Нынешние народные избранники пошли на этот шаг и предложили закрепить в Конституции - в следующий созыв ВР избирать только 300 депутатов.

Более того, выборы должны проходить исключительно по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам - без мажоритарщиков.

- Все мировые практики говорят - оптимальное количество депутатов в парламенте, которые эффективно выполняют функцию, это один человек на 100-120 тысяч населения.

Поэтому логичнее сначала провести перепись населения.

Это ключевое задание как для экономических и социальных вопросов, так и урегулирования численности народных депутатов, - отметил народный депутат предыдущего созыва ВР Виктор Чумак.

Также депутаты предлагают ввести языковой ценз: гражданин Украины, не владеющий государственным языком, не может быть избран в ВР.

Кнопкодавишь или прогуливаешь? Отдай мандат.

№1027.

Еще одним решением народные депутаты сделали первый шаг для борьбы с парламентариями-прогульщиками и кнопкодавами.

Верховная Рада планирует расширить перечень конституционных оснований для досрочного прекращения полномочий народного депутата.

Предложено отбирать мандат за кнопкодавство - как у тех депутатов, кто кнопкодавил, так и тех, за кого кнопкодавил, и достаточно одного "огреха".

Также "корочку" хотят отбирать у депутатов, которые в течение одной сессии без уважительных причин пропустили треть заседаний Рады или комитета, в котором работают.

Такие факты устанавливаются в судебном порядке, а решение досрочно прекратить полномочия депутата принимает Верховный суд.

Еще одно изменение - депутат, желающий добровольно сложить свой мандат, прекращает полномочия сразу после своего публичного заявления на заседании парламента.

Дополнительно утверждать такое решение голосованием в 226 голосов, как это происходит сейчас, будет не нужно.

Консультанты для депутатов.

№1028.

Парламентарии предлагают расширить полномочия Верховной Рады и предоставить право народным депутатам создавать "консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы", если, конечно, для этого есть средства в госбюджете.

Предполагается, что в будущем при ВР создадут, в частности, экспертные центры, специалисты которых станут помогать народным депутатам нарабатывать законопроекты, выявлять "лазейки" в существующем законодательстве, анализировать мировой опыт парламентаризма, заимствовать лучшие идеи.

Первый рабочий день новой Верховной Рады: взгляд из кулуаров.

Наш парламентарий внимательно следила за работой новоизбранных депутатов.

А ей есть с какими созывами сравнивать.

Источник материала
loader
loader