После скандала с министрами, начислившими себе астрономические зарплаты, на очереди члены совета Национального банка Украины.
Поданный в Верховную Раду законопроект №3017 позволит членам совета Нацбанка устанавливать себе зарплаты по собственному усмотрению.
При этом совет НБУ всячески пытается ограничить полномочия правления Нацбанка, постоянно заявляя о некомпетентности руководства регулятора.
"Апостроф" разбирался в непростых отношениях совета и правления НБУ.
В Верховную Раду 5 февраля был подан законопроект о внесении изменений в закон "О Национальном банке Украины" (№3017).
Его автором является депутат фракции "Слуга народа" Андрей Холодов, занимающий должность заместителя главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Документ находится на рассмотрении профильного комитета, и пока его текст не обнародован.
Согласно действующей редакции закона о Нацбанке, размер вознаграждения членов совета НБУ "определяется согласно методике, утвержденной советом Национального банка по представлению правления Национального банка".
Обидно как-то получается.
Вопрос зарплат высокопоставленных госчиновников в последнее время стал особенно популярным.
В памяти простых украинцев еще свежи сетования министра образования и науки Анны Новосад, которая заявила, что не в восторге от уровня своих доходов.
По ее словам, на руки (то есть после вычета налогов) она в среднем получает 36 тысяч гривен.
При этом по итогам декабря 2019 года ей было начислено 138 тысяч гривен, видимо, с учетом различных доплат.
Выплаты у других членов правительства тоже впечатлили украинцев, мечтающих о зарплате в десять раз меньше.
Но зарплаты членов совета НБУ будут побольше министерских.
В январе 2017 года, то есть более чем три года назад, глава совета Нацбанка Богдан Данилишин сообщил, что его зарплата составляла на то время 155 тысяч гривен, а зарплата членов совета - 138,5 тысяч гривен.
По словам информированного собеседника издания, сейчас зарплата члена НБУ без премий составляет не менее 150 тысяч гривен в месяц.
Таким образом, если упомянутый выше законопроект будет принят, у членов совета появится возможность существенно увеличить свои доходы.
Конфликт интересов Украинские топ-чиновники обычно объясняют свои высокие зарплаты (и еще более высокие премии) невероятными успехами своей деятельности.
Но насколько такие утверждения отвечают реальному положению вещей?.
Не секрет, что между советом Нацбанка и правлением регулятора в последнее время установились непростые отношения.
Так, на одном из декабрьских заседаний совета НБУ было принято решение "признать деятельность правления Национального банка в части формирования и реализации валютно-курсовой политики в 2019 году неэффективной и не соответствующей вызовам современного развития Украины".
При этом глава совета Богдан Данилишин выступил с резкой критикой руководства Нацбанка, обвинив его немного-немало в саботаже.
Одновременно он обратился к Верховной Раде с просьбой изменить закон об НБУ с целью сокращения полномочий правления регулятора и усиления контроля над его деятельностью.
.
И это несмотря на то, что эксперты и участники финансового сектора страны в целом оценивают положительно работу правления Нацбанка.
В ответ на критику Данилишина пресс-служба регулятора заявила о непоследовательности совета в принимаемых им решениях: "Почему выводы, которые фигурируют в решениях совета НБУ, не соответствуют стратегическим приоритетам, которые тот же совет устанавливает для НБУ? Почему часть совета НБУ настойчиво "проталкивает" в решение коллегиального органа оценочные суждения вместо обсуждения их во время профессиональных экономических дискуссий? Почему совет НБУ игнорирует долгосрочный эффект, который политика НБУ имеет на экономику, и фокусируется на краткосрочных последствиях вопреки экономической логике?".
Ответ на все эти вопросы напрашивается один - политическая мотивированность отдельных членов совета НБУ, говорится в заявлении пресс-службы.
Кто есть кто в совете НБУ.
Совет Нацбанка состоит из девяти членов.
Четырех из них назначает президент, четырех – Верховная Рада, а девятым по должности является глава НБУ.
С марта 2018 года Национальный банк возглавляет Яков Смолий (с мая 2017-го он был и.
главы регулятора).
Кстати, в минувшем году Смолий был удостоен звания "Лучший глава центробанка в Центральной и Восточной Европе" по версии Global.
К квоте президента относится, в первую очередь, нынешний глава совета Богдан Данилишин (назначен Петром Порошенко в октябре 2016 года сроком на семь лет).
Тогда же, но сроком на шесть лет, был делегирован в совет НБУ Василий Фурман.
В апреле 2018 года на пять лет членом совета был назначен Николай Каленский и на четыре года - Александр Петрик.
Таким образом, в нынешнем совете - четыре представители Петра Порошенко.
Верховная Рада, в свою очередь, направила в совет Нацбанка в июле 2016 года Виктора Козюка (на семь лет), Елену Щербакову (на шесть лет) и Веру Рычаковскую (на четыре года).
Единственным новичком в совете НБУ является Виталий Шапран, которого парламент утвердил в должности 12 ноября 2019 года сроком до 7 июля 2021 года.
Данилишин остается бессменным главой совета – он был повторно избран на эту должность 14 ноября 2019 года.
Богдан Данилишин получил широкую известность как министр экономики в 2007-2010 годах в правительстве Юлии Тимошенко.
После победы на президентских выборах Виктора Януковича Данилишиным заинтересовалась Генеральная прокуратура, в связи с чем он подался в бега, осев в Чехии, которая предоставила ему политическое убежище.
После победы Революции достоинства он вернулся в Украину и занял скромную должность профессора кафедры регионалистики и туризма Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана.
Кстати, до сих пор Данилишин в своем профиле в Facebook позиционирует себя как "украинского диссидента и политического беженца".
Как уже было сказано, в октябре 2016 года он был назначен в совет Нацбанка и на первом же заседании совета был избран его главой.
.
Трудовой путь Василия Фурмана плотно связан с российским "Проминвестбанком" - дочерней структурой "Внешэкономбанка", в структурах которого он работал с 1995 по 2009 год.
При этом в 2006-2009 годах он также являлся членом наблюдательного совета банка "Национальный кредит".
Последняя должность Фурмана перед назначением в совет НБУ – ректор Киевского института банковского дела (с 2011 по 2016 год).
Еще один президентский назначенец Николай Каленский значительную часть жизни провел на государственной службе, в частности, в 2001-2005 годах, возглавлял Государственную таможенную службу.
С этой должности его уволил тогдашний президент Виктор Ющенко, кстати, как и он - выпускник Тернопольского финансово-экономического института.
С октября 2009-го по февраль 2011 года Каленский входил в состав набсовета "Фортуна-Банка".
Перед назначением в совет НБУ два года он занимал должность директора центрального хранилища Нацбанка, которое обеспечивает прием, выдачу банкнот и монет региональным подразделениям регулятора и банкам, а также перевозку наличных денег.
Об Александре Петрике известно, что с 1991-го по 2013 года он работал на различных должностях в НБУ.
В 2013-2017 годах был заместителем исполнительного директора от Украины в Международном валютном фонде (МВФ) в Вашингтоне.
Вера Рычаковская, вошедшая в состав совета НБУ по парламентской квоте, в банковской сфере работает с 1988 года, при этом с 1993 года – в структурах Нацбанка.
В 2011-2014 годах была заместителем главы НБУ.
В октябре 2014 года Рычаковская была отправлена на пенсию (в противном случае она подпадала бы под люстрационную проверку в связи со вступлением в силу закона "Об очищении власти").
Но с января 2018 года она вернулась в Нацбанк – теперь уже в качестве члена совета.
Елена Щербакова также значительную часть своей карьеры посвятила Нацбанку, куда пришла работать после окончания вуза в 1993 году.
Впрочем, в 2003-2005 годах она работала в частном секторе, занимая должность зампредправления банка "Финансы и Кредит".
В декабре 2014 года Щербакова уволилась из Нацбанка по собственному желанию.
Сейчас работу члена совета НБУ она совмещает с должностью советника секретариата главы правления "Ощадбанка".
Виктор Козюк, в отличие от своих нынешних коллег, сделал карьеру на научно-преподавательском поприще, в частности, он был заведующим кафедрой экономической теории Тернопольского национального экономического университета (бывший финансово-экономический институт).
Между ним и главой совета Нацбанка Богданом Данилишиным установились напряженные отношения.
В 2017 году Козюк обвинил Данилишина в плагиате, в связи с чем последнему даже пришлось за это извиняться.
.
Виктор Козюк.
И, как уже было отмечено, новичок совета Нацбанка Виталий Шапран длительное время занимался преподавательской и аналитической деятельностью.
В 2016-2018 годах он входил в состав общественной коллегии при Национальном банке.
Привлекает внимание место рождения Шапрана – Кривой Рог.
Но, надеемся, что это решение не связано с тем, что он - земляк президента Владимира Зеленского.
загрузка..
Намного больше волнует тот факт, что значительная часть членов совета – ставленники Петра Порошенко, а один связан с российскими банковскими структурами.
Возможно, именно поэтому со стороны совета идут постоянные нападки на руководство НБУ.
Атака по всем фронтам Противостояние между советом НБУ и правлением регулятора достигло своего апогея в прошлом году.
В своей декабрьской филиппике Богдан Данилишин заявил, что в совете есть некое меньшинство, которое поддерживает правление Нацбанка.
Он также позволил себе личные выпады в адрес главы правления центробанка Якова Смолия, а также в адрес Виктора Козюка, с которым, как было сказано выше, он находится в состоянии конфронтации.
Таким образом, на лицо конфликт, скорее, не профессионального, а личного характера.
По их словам, Богдан Данилишин сам хочет возглавить Нацбанк.
Но вопрос назначения и увольнения руководителя центробанка – прерогатива президента, ведь именно он вносит соответствующие представления в Раду.
Но для этого президента "нужно" убедить в "некомпетентности" Смолия и острой нужности Данилишина.
И для этого необходимо создать определенный информационный фон.
Параллельно предпринимаются шаги по созданию собственной команды в свете будущего захода на правление НБУ.
С этим, очевидно, и связаны эскапады по поводу нелояльных отдельных членов совета, а также в адрес нынешнего правления.
Если же убедить президента не удастся – ведь эффективные результаты работы регулятора на лицо, и любые действия по смещению нынешнего руководства приведут к серьезным вопросам со стороны банковского сектора и международных финансовых институций, то есть запасной вариант – упомянутый законопроект об урезании полномочий правления Нацбанка.
Ну а пока можно попробовать просто повысить себе зарплату – на законных, причем, основаниях.
Мелочь, но все равно приятно….