/https%3A%2F%2Fcdn.segodnya.ua%2Fi%2Fimage_630x354%2Fmedia%2Fimage%2F5c4%2F86a%2Fd59%2F5c486ad593146.jpeg)
Законно ездить на автогазе стало почти в 10 раз дороже: что произошло
Законно ездить на автогазе стало почти в 10 раз дороже: что произошло.
1 марта, 07:19.
Александр Панченко.
Украинским водителям снова залезают в карман - цена вопроса до 4000 гривен.
В Украине набирает обороты скандал, связанный с удорожанием стоимости регистрации автомобилей с газобалонным оборудованием (ГБО): по сравнению с 2019 годом она выросла почти в 10 раз.
В деньгах это теперь от 3000 до 3800 гривен.
По мнению экспертов, стоимость сертификации далеко не соответствует реальным расходам на ее проведение.
При этом на LPG из-за его дешевизны переходит все больше украинцев – в прошлом году автогаза впервые использовали больше, чем бензина.
Сайт "Сегодня" выяснил, в чем причина подорожания, насколько оно обосновано и как быть владельцам автомобилей с ГБО, которые не желают платить такие большие деньги за регистрацию.
Почему подорожало.
Как разъяснили в Мининфраструктуры, установка ГБО считается переоборудованием транспортного средства и, согласно постановлению Кабмина №607 от 21 июля 2010 года, подлежит обязательной сертификации в целях безопасности.
Сертификат подтверждает, что ГБО смонтировано из сертифицированных узлов и деталей, без нарушения технических требований и не опасно для людей, находящихся в автомобиле (например, отравление газом) и окружающих (возгорание, взрыв газа).
Для получения сертификата нужно предоставить автомобиль и перечень документов, выданных установщиком ГБО (см.
ниже) в аккредитованную лабораторию.
Там проведут экспертизу и, если все в порядке, на следующий день выдадут сертификат соответствия.
Цена вопроса 2500-3300 гривен.
Если ГБО смонтировано с нарушениями, то выдадут лишь акт технической экспертизы, в которой указано, что именно не соответствует стандартам.
После этого владельцу надо оборудование либо доработать, либо демонтировать, либо не эксплуатировать.
Получив сертификат, владелец может ехать в любой сервисный центр МВД и регистрировать автомобиль, если он новый, либо перерегистрировать, если он уже зарегистрирован.
В сервисном центре техпаспорт заменят на новый с отметкой "установлено газобалонное оборудование".
За замену техпаспорта придется заплатить еще 400-500 грн в зависимости от автомобиля (на иномарки стоит дороже).
Для тех, кто живет в глубинке, работают мобильные сервисные центры МВД.
Как было раньше.
ГБО на автомобили устанавливают около 20 лет, и порядок сертификации менялся неоднократно.
Как рассказал нам старший мастер одной из сертифицированных СТО по установке "газового" оборудования Сергей Черняк, до 2017 года они выдавали владельцам машин два документа: Свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства (ТС) на такой вид переоборудования и Акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного ТС требованиям безопасности дорожного движения.
"На выдачу Акта СТО покупала лицензию сроком действия на два года.
Выдавали мы документы бесплатно, цена лицензии опосредованно входила в себестоимость работ по установке ГБО, – рассказал Черняк.
– С 2018 года, когда была отменена сертификация УкрСЕПРО (Украинская сертификация продукции), мы не имеем права сертификации.
Поэтому теперь также бесплатно выдаем Акт приема-передачи автомобиля и Свидетельство о согласовании конструкции.
Этих документов достаточно для получения сертификата в аккредитованной лаборатории".
Эксперты: Цена сертификата – 600 гривен.
Как разъяснил нам глава Украинской газомоторной ассоциации (УГА) Степан Ашрафьян, с начала 2018 и до конца 2019 года аккредитованные лаборатории (по Украине их несколько сотен) сами выдавали сертификаты на автомобили с ГБО.
Но затем им аккредитацию не продлили.
"Все в лабораториях осталось как прежде, но права выдавать сертификаты их лишили, – говорит Ашрафьян.
– Теперь их выдачей занимаются восемь структур на всю Украину, перечень которых утвержден приказом Мининфраструктуры.
То есть появилась трехступенчатая схема вместо двухступенчатой.
Ее наличие в министерстве объясняют заботой о безопасности на дорогах.
Но по факту восемь организаций, три из которых находятся в Киеве, не могут проверить работу нескольких сотен лабораторий, разбросанных по всей стране, да еще и в течение одного-двух дней.
То есть они просто "штампуют" сертификаты и берут за это большие деньги.
Ни о каком контроле за безопасностью речь не идет.
И об ответственности этих структур речь не идет тоже, так как тестирование ГБО проводят лаборатории, и они дают заключение".
В тренде.
Земельная реформа: у Зеленского рассказали, что будет с лесами и пляжами.
По словам Степана Ашрафьяна, стоимость сертификации в лабораториях была около 600 гривен, сейчас клиент вынужден платить 2300-3300 гривен в зависимости от "аппетитов" сертификаторов.
Альтернативы нет.
Плюс оплата замены техпаспорта, которая тоже подорожала почти вдвое.
Как нам объяснили в Главном сервис-центре МВД, новые расценки за их услуги введены постановлением Кабмина около двух лет назад, ранее замена техпаспорта стоила 250-300 гривен.
Директор одной из СТО на условиях анонимности оценил, сколько на самом деле может стоить выдача сертификата.
"По факту работу экспертов можно сравнить с проведением планового технического обслуживания ГБО, – говорит наш эксперт.
– Хотя в лаборатории не производят замену отработавших свое фильтров, трубок и так далее, как это делают на СТО.
То есть расходов на комплектующие и материалы у них нет, только внешний осмотр и тестирование работы ГБО визуально и с помощью компьютера.
Средняя рыночная стоимость техобслуживания около 600 грн, поэтому будем считать это корректной ценой за услуги экспертов лаборатории.
А 2300-3300 гривен – слишком дорого".
ГБО ставят, но не все регистрируют.
По статистике УГА, с 20 декабря 2019 года, когда закончился срок аккредитации лабораторий, и до 31 января 2020 года в сервис-центрах МВД зарегистрировано всего 4351 транспортное средство.
Это вполовину меньше, чем только за январь 2019 года.
При этом, по словам Сергея Черняка, клиентов у них намного меньше не стало.
"Некоторые узнав, что придется платить дополнительно еще около 3000 гривен за сертификацию и регистрацию, отказываются от установки ГБО, – признал Черняк.
– Большинство просто не регистрируют переоборудование – поставили и ездят".
Но эксплуатирование незарегистрированного ГБО (даже если оно полностью безопасно) на первый раз чревато штрафом в 340 грн, а если патрульная полиция поймает повторно, то водителя могут лишить прав на 3-6 месяцев.
Народ начал борьбу за свои права.
Автовладельцы тоже не сидят сложа руки.
Ведь ГБО у нас ставят как раз самые небогатые водители, для которых бензин слишком дорог.
Газ стоит вдвое дешевле, поэтому затраты на ГБО быстро окупаются.
Но установленные государством тарифы удорожают ГБО на 40-50% в зависимости от типа оборудования.
Украинская газомоторная ассоциация совместно с Украинской ассоциацией сжиженного газа направили обращение к президенту Владимиру Зеленскому, премьеру Алексею Гончаруку и бизнес-омбудсмену Марчину Свенчицкому с просьбой обратить внимание на попытку монополизации рынка установки ГБО и принять меры по ее прекращению.
Напомним также, что в Украине хотят вернуть техосмотр для всех автомобилей без исключения:.
Подпишись на наш telegram.
Только самое важное и интересное.
Подписаться.
Реклама.

