Проект на пять миллиардов.
Изменение количества районов в стране – очередной этап административно-территориальной реформы или – децентрализации, стартовавшей в 2015 году.
Ее цель - предоставление больших полномочий органам местного самоуправления и изменение административно-территориального деления.
Согласно планам децентрализации, вместо более чем 11 тыс.
местных советов должно быть 1470 территориальных общин, а вместо существующих 490 районов - 129 новых районов с меньшими полномочиями, поскольку основные полномочия районов должны перейти на более низкий уровень – в общины, и более высокий - области.
В конце прошлой недели на внеочередном заседании Кабмин поддержал разработанный Минрегионом проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов деятельности и организации органов государственной власти, органов местного самоуправления в связи с образованием (ликвидацией) районов».
Этот документ направлен на урегулирование процесса реорганизации местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Украине в процессе ликвидации старых районов и создания новых.
«После ликвидации районов и создания новых должна пройти реорганизация местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
И мы уже сейчас должны знать, как будут решаться вопросы правопреемства коммунального и государственного имущества, бюджетных ресурсов, прав и различных обязательств», - отметил министр развития общин и территорий Украины Алексей Чернышев.
По его словам, этот проект предлагает регулирование вопросов прав и обязанностей районных советов ликвидированных районов, а также завершения полномочий органов местного самоуправления.
Он также предлагает уполномочить правительство образовывать и ликвидировать районные госадминистрации.
В нем сказано об особенностях государственной регистрации в органах местного самоуправления в условиях изменения административно-территориального устройства и особенностях наименования административно-территориальных единиц.
Что самое важное: уменьшение количества районных госадминистраций и районных советов должны привести к уменьшению расходов в 2021 году из государственного и местных бюджетов на более чем 5 млрд грн.
«Под нож» попадает почти каждый четвертый район.
Изменения прописаны, в том числе, и для Крыма и Донбасса.
«Одобрение этих постановлений парламентом обеспечит соответствие системы админтерустройства районного уровня Украины современным требованиям и европейским стандартам», - отметил Чернышев.
В правительстве надеются, что новое районирование будет узаконено уже в этом году, и даже в ближайшее время.
«Это одна из самых важных и самых успешных реформ.
Эта реформа одна из самых понятных и поддерживаемых людьми, поэтому она должна быть завершена в этом году.
Мы в октябре, как и запланировано, проведем местные выборы по новому административному делению, чтобы страна могла двигаться дальше в части улучшения сервиса государства для граждан.
Тормозить и затягивать процесс нельзя.
Реформа, в первую очередь, делается для людей, для их комфорта», - подчеркнул премьер-министр Денис Шмыгаль.
По его словам, чтобы местные территориальные общины могли успешно функционировать, надо переходить к следующему этапу реформы – ее субрегиональному уровню, формированию оптимизированных районов.
Сейчас, напомнил премьер, на карте страны - 490 районов.
Они были сформированы еще при СССР в первой половине прошлого века и уже не отвечают современным стандартам по очень многим критериям.
человек, а есть и такие, где 180 тыс.
человек населения.
Поэтому существуют большие перекосы и возникают сложности в управлении.
Ответственность у таких районов одинакова, а нагрузка - разная.
В итоге, назрела необходимость это исправлять.
Необходимо согласовать все спорные вопросы и максимально учесть принципы Европейской хартии местного самоуправления.
«Было по несколько вариантов предложений относительно создания новых районов, как от экспертов, так и от облгосадминистраций.
Обсуждение было в прошлом и в этом году.
В соответствии с поручением Кабинета министров Украины, областные государственные администрации предоставили свои предложения исходя из «Методических рекомендаций относительно критериев формирования административно-территориальных единиц субрегионального (районного) уровня».
Эти рекомендации определяют минимальную границу численности населения в будущем районе - 150 тыс.
Этот критерий, в свою очередь, базируется на «Номенклатуре территориальных единиц NUTS-3» Европейского Союза», - объяснил принцип проекта создания новых районов замминистра развития общин и территорий Вячеслав Негода.
И уточнил, что огромные диспропорции параметров существующих районов не соответствуют современным требованиям для организации эффективной местной власти.
Приведя при этом яркий пример: самый маленький район у нас по количеству населения - Полесский, Киевской обл., в котором проживает 5622 человека (данные на 1 января 2019 года), а самый большой – Харьковский, с населением 182, 1 тыс.
человек (данные на 1 февраля 2016 года).
В ходе предыдущего этапа реформы местного самоуправления и территориальной организации власти, 26 районов страны полностью покрыты объединенными общинами, на уровень которых в рамках децентрализации властных полномочий перешли почти все полномочия райгосадминистраций и райрад.
Еще в 164 районах созданы от 50% до 99% общин.
Это означает, что райгосадминистрации и райрады осуществляют свои полномочия на меньшей части их территории.
И только в 75 районов (16%) не создано ни одной общины.
Получается, что в стране институт районной власти полноценно функционирует только на территории 75 районов.
В Минрегионе также обращают внимание на то, что услуги, которые раньше граждане получали в райцентрах, будут предоставляться на ближайшем к людям уровне - уровне общин, как это сегодня уже происходит в объединенных общинах, в Центрах предоставления административных услуг.
Горячие точки.
Пока в высоких кабинетах столицы обсуждают будущее районов, в самих районах – неспокойно.
Высказать свое несогласие с переформатированием районов приезжали к Кабмину активисты из Ирпеня, считая, что райцентр в Буче, а не в их городе – несправедливое решение.
Были разногласия и между жителями нынешних районов на Киевщине – Васильковского и Фастовского: поскольку Фастов определили как будущий райцентр, васильковские активисты ездили к Киевской обладминистрации, чтобы выразить свое несогласие, а фастовские – чтобы заявить о правильности решения о том, чтобы райцентр был у них.
Против передела районов по решению правительства митинговали жители райцентра на Кировоградщине Малая Виска, собравшись на вече.
«Решение создать районный центр в Новоукраинке неудобное ни для нашей общины, ни для соседней Новомиргородской.
Последним, чтобы добраться до Новоукраинки, нужно преодолевать путь через наш город, тратя при этом очень много времени.
Тем более, что транспортного сообщения между Малой Виской и Новоукраинкой нет, дорога полностью разбита.
Целесообразно, чтобы наш город стал районным центром», - заявил мэр Малой Виски Юрий Гульдас.
Митингующие заявили, что если Кабмин не обратит внимание на их требования, активисты вместе с представителями горсовета поедут в столицу отстаивать свои права.
Участники вече направили обращения председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову, премьер-министру Дениса Шмыгалю, народным депутатам.
Против того, чтобы их район влился в Ахтырский и жители Лебедина Сумской обл.
На встречу с ними в минувшее воскресенье приезжали представители Сумской обладминистрации и правительства.
«Вы не одни, подобные проблемы есть у всех.
Есть проблемы с расположением административных центров объединенных громад, проблемы с присоединением небольших городов к большим - нет ничего совершенного.
Если громада имеет конструктив и ее поддерживает председатель обладминистрации, всегда надо идти навстречу», - заявил перед собравшимися министр Кабинета министров Олег Немчинов.
Но будет ли достаточно аргументов у местного населения, чтобы сохранить свой райцентр, поддержит ли протестующих против нового передела председатель обладминистрации – вопрос.
И что охладит «горячие точки», возникшие на пути переформатирования районов – неизвестно.
Впрочем, в Минрегионе утверждают, что новые районы не будут такими же центрами сосредоточения власти и админуслуг, какими они есть сейчас.
Говорят, что больше власти будет на местах, у территориальных общин, они и будут решать почти все и предоставлять практически все услуги.
Мало того, не исключено, что со временем райцентры вообще будут упразднены.
Что касается больниц, то, утверждают чиновники, их судьба переделом районов не решается, поскольку уже созданы госпитальные округа – в соответствии с ними и будут функционировать лечебные учреждения.
А количество школ «привязано» к количеству детей в населенных пунктах и школьным помещениям.
Наверное, все эти разъяснения не сумели донести «на местах», поэтому неизвестность пугает многих.
Может, все потому, что сильно спешат с реформой? Чтобы успеть завершить ее к осени, до местных выборов?.
«Нарезка» по интересам.
Смысл в укрупнении районов есть – он в сокращении госфинансирования на содержание органов исполнительной власти.
Но территория страны «нарезается» сегодня, исходя из нынешней политической и экономической конъюнктуры.
Региональные элиты, большие компании, крупные политические игроки нарезают сегодня территорию страны под свои интересы: под свой бизнес, под свою собственность и т.
Происходит перекраивание, не хочу говорить в феодальном, пусть лучше будет - в региональном духе карты в преддверии местных выборов.
Этим, наверное, можно объяснить спешку, с которой все это делается.
Простым украинцам эта ситуация вряд ли даст что-то хорошее.
В силу того, что центры предоставления административных услуг до сих пор не везде есть на местах, многие люди, в том числе и на моей родной Житомирщине, потеряют возможность получать админуслуги качественно и своевременно.
Это - получение паспортов, справок, свидетельств о рождении и смерти.
Чтобы получить все эти нужные услуги, придется ездить на расстояние в 80 км.
Таким образом, для простых людей это - усложнение жизни и лишние издержки.
И, плюс, будут дополнительные госиздержки на переименования в связи с новым переформатированием районов.
На самом деле, это не децентрализация.
Это просто укрупнение.
Не исключено, что будут сокращены судебная сеть, органы полиции, сеть образовательных учреждений.
Все это будет идти параллельно с перекраиванием районов, хотя цели заявляются благие.
Пока же борьба из-за этой «нарезки» продолжается на местном уровне, иногда она очень примитивна: этот карьер нам, эта речушка вам, этот лес нам, а пригорок вам.
Не исключено, что с этой реформой админресурс несколько ослабеет, зато усилятся регионально-феодальные элиты.
Думаю, в Верховной Раде по поводу этого законопроекта споров будет очень много, поскольку есть, как минимум, 20 горячих точек, по которым наверняка будут принимать какие-то компромиссные решения.
Предполагаю, что 129 районов – это еще не окончательная версия, и их может быть гораздо больше.
Руслан Ботник, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики».
Точка зрения.
Что в ящике Пандоры?.
В принципе, уменьшение районов - это логичное следствие реформы децентрализации.
Дело в том, что у нас основной базовой единицей местного самоуправления должен стать не район, как это было раньше, а объединенная территориальная община.
Создание этих общин – процесс еще не завершенный, его планируют завершить в этом или в следующем году.
Как получится.
Но многие территориальные общины уже созданы, и они уже охватывают целые районы.
Поэтому реформирование структуры районов было неизбежно.
Напомню, что по конституционному законопроекту по децентрализации планировалось вообще в некоторых районах создать округа.
Пока же конституционный законопроект не рассматривается, но надо идти дальше.
И в этом есть смысл: по районам снижаются админзатраты и сокращается число административных единиц.
И тут возникают проблемы.
Не для простых людей.
Поскольку, как говорят те, кто занимаются реформой децентрализации, больницы, школы, центры по предоставлению админуслуг должны быть привязаны не к районам, а к объединенным территориальным общинам.
Но пока что многое привязано и к районной структуре.
И такая реорганизация перед местными выборами неизбежно создаст определенные конфликты.
Это - проблема.
Например, сокращение райадминистраций.
Да, будет меньше нагрузка на бюджет.
В то же время – тысячи людей потеряют работу.
И люди эти непростые, с административными, руководящими задатками.
Это значит, что обострятся противоречия между старыми и новыми районами.
Безусловно, эта реорганизация рано или поздно была неизбежна.
Пришлось бы когда-нибудь это делать.
Но делать надо было более аккуратно, надо было организовывать обсуждения, дискуссии, услышать мнение всех сторон.
Однако Кабмин пошел по упрощенному пути, и открыл ящик Пандоры.
У многих местных элит могут быть проблемы.
И они будут инициировать различные конфликты, особенно на местных выборах.
Насчет того, насколько долго и сложно будет принимать этот закон Верховная Рада, трудно сказать.
Но критики его будет очень много.
Особенно, со стороны депутатов-мажоритарщиков, чьи интересы не учли при новом делении районов.
Риски провала - очень большие.
Владимир Фесенко, политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента».
Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой.
ua в Telegram.