Где выход? Чем может обернуться конституционный кризис
Где выход? Чем может обернуться конституционный кризис

Где выход? Чем может обернуться конституционный кризис

Все началось с того, что 27 октября Конституционный Суд Украины по запросу 47 народных депутатов признал неконституционной статью закона об открытом доступе к декларациям чиновников.

Это стало началом конституционного кризиса.

Есть ли из него выход?.

Хроника событий.

Запрос отправили депутаты из фракции ОПЗЖ и группы «За майбутнє».

В ответ на их представление Конституционный Суд Украины (КСУ) отменил статью 366-1 Уголовного кодекса о наказании за недостоверное декларирование и некоторые положения закона «О предупреждении коррупции».

Таким образом были признаны неконституционными полномочия Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК) по проверке деклараций чиновников, мониторингу образа жизни субъектов декларирования, установлению своевременности представления деклараций, а также положение об открытом доступе к декларациям в Едином государственном реестре.

Поэтому на следующий день после этого решения суда, 28 октября, НАПК закрыло доступ в Единый государственный реестр деклараций.

В Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ) заявили, что из-за решения КСУ все дела, касающиеся недостоверного декларирования, закроют, а чиновники, которых уличили в злоупотреблениях, уйдут от ответственности.

Поскольку это решение КСУ может стать основанием для приостановки безвиза и дальнейшего сотрудничества с ЕС, на следующий день президент Владимир Зеленский созвал срочное закрытое заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

На этом совещании глава государства распорядился, чтобы Кабмин своим решением открыл доступ к реестру электронных деклараций.

Затем глава государства внес в Верховную Раду законопроект №4288 «О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводства», которым предлагает прекратить полномочия всего состава Конституционного суда.

В документе сказано, что, в частности, решение КСУ от 27 октября является таким, что не создает правовых последствий, и что «оно принято судьями Конституционного суда Украины в условиях реального конфликта интересов».

Президент предлагает прекратить полномочия судей КСУ со дня вступления в силу закона, а субъектам назначения судей предлагает безотлагательно начать процедуру конкурсного отбора нового состава суда.

А 2 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4304 «О возобновлении действия отдельных положений закона «О предупреждении коррупции» и Уголовного кодекса Украины», соавтором которого является спикер Дмитрий Разумков.

Этот документ предлагает восстановить нормы е-декларирования, которые отменены Конституционным судом.

В КСУ антикоррупционную тему не впервые обсуждали и выносили в связи с ней вердикт.

Еще раньше, 28 августа 2020 года, этот суд признал неконституционным указ президента Украины от 16 апреля 2015 о назначении Артема Сытника директором НАБУ.

По мнению авторов представления, 50 народных депутатов, тогдашний глава государства Петр Порошенко вышел за пределы своих конституционных полномочий.

А 16 сентября Конституционный суд признал неконституционными отдельные положения закона о НАБУ.

В частности, признаны не соответствующими Конституции положения о наделении президента полномочиями создавать НАБУ, назначать на должность и освобождать с должности его руководителя, определять состав комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора бюро и т.

Верховенство закона.

В соответствии с действующим законодательством, изменить состав Конституционного суда можно только с согласия самих судей - не меньше 2/3 их.

А уволить судью КСУ можно только при определенных обстоятельствах: если он не способен выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, если совершил дисциплинарный проступок, пренебрег своими обязанностями или подал заявление об отставке.

В Конституции также сказано, что решения и выводы КСУ - обязательны, окончательны и не могут быть обжалованы.

Но в законопроекте, поданном президентом, предлагается не выполнять решение КСУ и вернуть действие отдельных положений антикоррупционного законодательства, которые суд признал неконституционными.

А также прекратить полномочия состава судей, который был на момент принятия соответствующего решения.

Кстати, за принятие резонансного решения по антикоррупционному законодательству голосовали только 11 судей КСУ, не поддержали его замглавы суда Сергей Головатый и судьи Олег Первомайский, Виктор Колесник и Василий Лемак.

Они считают, что обнародование таких документов недопустимо.

До нормализации ситуации вокруг работы суда легитимным способом эти судьи считают невозможным рассмотрение конкретных конституционных производств.

«Не может быть эффективной борьбы с коррупцией без независимого судопроизводства и уважения верховенства права.

Усилия Украины по борьбе с коррупцией нужно продолжать и активизировать в соответствии с Конституцией и международными обязательствами», - сказано в документе.

Авторы его говорят о том, что прекращение полномочий конституционных судей так, как предлагает это упомянутый законопроект, будет грубым нарушением Конституции и основного принципа разделения власти.

«Нарушение Конституции, даже если для этого есть бесспорно важная причина, не может привести к культуре конституционализма и уважения верховенства закона», - говорится в письме.

Авторы его призвали учесть неблагоприятные, глубокие и долгосрочные последствия для нашей страны в случае возможного поспешного решения об увольнении конституционных судей.

И посоветовали изучить альтернативные способы обеспечения борьбы против коррупции в соответствии с международными стандартами.

О том, что необходимо найти какое-то решение выхода из создавшейся ситуации, считают в Минфине.

«Любую нашу попытку заблокировать антикоррупционные реформы наши партнеры считают черной меткой.

И это - справедливое видение.

Ведь мы согласились на такие условия, и эти реформы соответствуют запросу общества.

Именно это, собственно, позволило нам достичь благоприятных договоренностей и получить доверие партнеров.

Однако решение КСУ нарушило это доверие и, как следствие, усложнило нашу коммуникацию.

Имею основания утверждать, что без законодательного урегулирования этого вопроса международные партнеры заблокируют нам все финансовые сделки», - заявил министр финансов Сергей Марченко.

По его словам, уже почти готов к заключению проект с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о противодействии в Украине COVID-19 на сумму в 300 млн долл.

в рамках программы «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины».

Переговоры по подписанию запланированы на 16 ноября, а одобрение Всемирным Банком - на 11 декабря.

Но из-за решения КСУ эти вопросы заблокированы.

По словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, когда стало известно о решения Конституционного суда, партнеры, которые последовательно поддерживают украинские реформы, в том числе и антикоррупционную, были «просто парализованы».

Они не могли поверить, что такое в принципе возможно и что «все можно разрушить одним решением КСУ».

«Если бы мы не действовали быстро, то, уверяю вас, что все угрозы лавиной накрыли бы страну.

Мы были на грани серьезных системных проблем, порожденных одним решением Конституционного Суда.

Теперь лавину удалось остановить, она не сошла.

Наши партнеры увидели главное - серьезность намерений президента и правительства в урегулировании этих проблем и сохранении антикоррупционной инфраструктуры.

Но дальше нужно так же быстро решить эти проблемы на системной основе, а это возможно только через решения парламента», - сказал Д.

В нашей стране и многие за ее пределами - в ожидании соломонова решения относительно выхода из конституционного кризиса.

Важно, чтобы оно было принято оперативно, и не нарушило законодательства страны.

Алла Рыбалко.

Источник материала
Поделиться сюжетом