Непрошеный Совет: что необычного в слаженной работе президента и СНБО
Непрошеный Совет: что необычного в слаженной работе президента и СНБО

Непрошеный Совет: что необычного в слаженной работе президента и СНБО

Лекарство, но не панацея.

Тандем СНБО и гаранта стал ноу-хау для Украины.

Хотя Совет впервые был сформирован в 1996 г., а закон о нем работает с 1998 г., ни один из пяти президентов-предшественников Владимира Зеленского не использовал его с такой интенсивностью.

СНБО или находился в тени, или работал мозговым центром.

И только в последнее время оброс мышечной массой, и его решения имеют хороший политический эффект.

«Можно спорить о правомерности, например, запрета трех телеканалов, но с политической точки зрения он оказался эффективным.

Внезапно нанесенный удар по неподготовленному противнику, который показал свою слабость, плюс активность президента – эффект был», - отмечает директор аналитического центра «Третий Сектор» Андрей ЗОЛОТАРЕВ.

Как говорит эксперт, чем дальше, тем эффективность слабее и решения СНБО срабатывают по тому же принципу, что и регулярный прием лекарства: идет привыкание, и либо дозу нужно увеличивать, либо менять препарат.

«Наивно полагать, что с помощью решений СНБО можно рулить дальше и устранять все проблемы», - уточняет Золотарев.

Директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК сравнивает деятельность СНБО с чрезвычайным режимом управления страной.

Он уточняет, что это может быть во благо, если направлено на борьбу с коррупцией, улучшение безопасности, повышение благосостояния.

А ошибки грозят серьезным кризисом.

Перечень такого широкого списка тем, решения Совета по которым были бы во благо, не случаен.

Несмотря на то, что закону об СНБО 23 года, он очень расплывчатый.

Поскольку в его сфере вопросы нацбезопасности, значит, он вправе поднимать практически любой аспект: от мира и войны до тарифов.

Но где же грань, за которую СНБО зайти не может?.

«В политическом плане СНБО может зайти максимально далеко.

Это грустно звучит, но реальные границы, за которые не может заходить СНБО, – серьезные экономические интересы внутри него», - отмечает Бортник.

Тут же политолог обращает внимание на заседание Совета, где согласовывали санкции в отношении недропользователей.

По данным СМИ, четверо из состава СНБО - вице-премьер по вопросам реинтеграции, генпрокурор, министр внутренних дел и председатель Верховной Рады - отказались их поддерживать.

«Когда появляются экономические интересы, внутри СНБО сразу разброд и шатание», - резюмирует Бортник.

Президент без подстраховки.

В состав СНБО лишь часть членов назначают в обязательном порядке, по нормам закона – это премьер-министр, главные силовики и министр иностранных дел.

В остальном состав формирует произвольно президент.

Сейчас в Совете 19 человек, не считая главу – президента и секретаря – Алексея Данилова.

Решения принимаются двумя третями голосов.

Но они имеют рекомендательный характер и без воли президента ничего не значат.

Подкреплять их должен указ с подписью главы государства.

Поэтому предшественники Владимира Зеленского даже в самые смутные времена не включали этот механизм.

«Предыдущие президенты имели больший политический опыт и понимали, что за такие решения придется нести ответственность.

Владимира Зеленского подставляют под серьезные проблемы в будущем.

Неизвестно, чем вся эта история закончится, но именно президент легитимизирует решения своими указами.

Мне кажется, отсутствие опыта и внутренних ограничений приводят к тому, что активно используется этот квазигосударственный институт, которым является СНБО», - отмечает Р.

По мнению эксперта, некоторые члены Совета, его ядро, подставляют президента.

Однако президент принял его в этой роли, потому что сейчас хочет дистанцироваться от Рады и Кабмина, объясняет кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.

«У Зеленского есть Кабмин и большинство в парламенте.

Формально, такое впервые с 1991 года.

Казалось бы, чего еще не хватает? Власть смотрит на социологию, видит негатив в отношении Кабмина, Рады и можно сказать, что президент их не контролирует (хотя он их контролирует), и у него есть свой механизм – СНБО.

Я думаю, что использование Совета – это не от отчаяния, это попытка отмежеваться, показать, что президент не влияет на парламент и правительство», - объясняет эксперт.

Как отмечает Якубин, указы президента, изданные на основании заседаний СНБО – не окончательны: их можно оспорить в «профильном» суде власти – Окружном административном суде Киева.

Также не бесспорны и решения Совета – их можно оспорить в Конституционном суде.

Но его деятельность, которая до недавнего времени была минимальной, теперь и вовсе застопорилась.

Глава с плеч.

27 марта своим указом президент отменил два указа Виктора Януковича 2013 г.

о назначении по его квоте двух судей КСУ – Александра Тупицкого (который сейчас возглавляет суд и решением гаранта с декабря 2020 г.

отстранен от должности судьи), а также Александра Касминина.

В документе есть ссылка на февральское постановление ВР, где период президентства Януковича назван узурпацией власти, которая привела к подрыву нацбезопасности.

Эти двое судей – из троицы старожилов КСУ.

У них и у Александра Литвинова, тоже назначенного в 2013 г.

но по квоте судейского самоуправления, каденция должна была завершиться в 2022 г.

Но ждать еще год президент не захотел.

«В политическом смысле решение логичное (оно продолжает линию, начатую санкциями против Виктора Медведчука) и целесообразное (удар наносится по главному символическому оппоненту в судебной системе, и с акцентом на сомнительность и нелегитимность решений периода президентства Януковича)», - отметил политолог Владимир ФЕСЕНКО.

Хотя при этом правовая позиция не безупречна, западные СМИ на Зеленского не обрушились.

«Президент Украины поднял ставки, чтобы вернуть Конституционный суд страны в законное русло, прекратив полномочия двух судей из-за угрозы национальной безопасности», - написали в Financial Times.

Но от отечественных экспертов хорошей правовой оценки решение президента не получило, и многие вспомнили единственный похожий кейс: отмену президентом Виктором Ющенко указа президента Леонида Кучмы о назначении судьей КСУ Сюзанны Станик 14 лет назад.

Судья пошла в разрез с волей гаранта.

Однако решением Высшего административного суда указ Ющенко был отменен.

Указу Зеленского многие пророчат ту же судьбу.

Ведь в ст.149-1 Конституции, где дан исчерпывающий перечень причин для увольнения судьи КСУ, нет ничего похожего на основания, которые приводит гарант.

«Благими намерениями дорога в ад выстлана, - отмечает экс-представитель Украины в Венецианской комиссии, руководитель Украинского центра социально-правовых исследований Владимир ПИЛИПЕНКО.

- Поэтому нельзя, прикрываясь одними нормами Конституции, абсолютно пренебрегать другими.

От этого пострадает только государство Украина, поскольку, во-первых, такими действиями продолжается конституционный кризис, во-вторых, уволенные таким образом судьи имеют все основания для восстановления на должностях в судебном порядке и для получения компенсации за неправомерное увольнение».

Смогут ли ответить в КСУ, еще увидим: Александр Тупицкий созвал спецзаседание об увольнении двух судей на основании указа президента на 12 апреля.

Кто входит в состав СНБО?.

Глава – Владимир Зеленский.

Секретарь – Алексей Данилов.

Арсен Аваков, министр внутренних дел.

Иван Баканов, глава СБУИрина Венедиктова, генпрокурор.

Андрей Ермак, руководитель Офиса президента.

Анатолий Загородний, президент НАНУВалерий Кондратюк, глава Службы внешней разведки.

Дмитрий Кулеба, министр внутренних дел.

Юлия Лапутина, министр по делам ветеранов.

Сергей Марченко, министр финансов.

Дмитрий Разумков, глава ВРАлексей Резников, вице-премьер – министр по вопросам реинтеграции и ВОТОльга Стефанишина, вице-премьер – министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.

Андрей Таран, министр обороны.

Олег Уруский, вице-премьер – министр по вопросам стратегических отраслей промышленности.

Михаил Федоров, вице-премьер – министр цифровой трансформации.

Руслан Хомчак, главнокомандующий ВСУИгорь Черкасский, глава Госфинмониторинга.

Кирилл Шевченко, глава НБУДенис Шмыгаль, премьер-министр.

Кто назначил судей КСУ и когда истекает их каденция?.

Александр Тупицкий/президент Виктор Янукович/15 мая 2022 г.

Сергей Головатый/президент Петр Порошенко/2 марта 2027 г.

Александр Литвинов/съезд судей/15 мая 2022 г.

Александр Касминин/президент Виктор Янукович/19 сентября 2022 г.

Сергей Сас/ВР VII созыва/13 марта 2023 г.

Игорь Слиденко/ВР VII созыва/13 марта 2023 г.

Виктор Кривенко/съезд судей/27 января 2025 г.

Виктор Колесник/президент Петр Порошенко/27 января 2025 г.

Владимир Мойсик/президент Петр Порошенко/27 января 2025 г.

Виктор Городовенко/съезд судей/21 ноября 2026 г.

Василий Лемак/президент Петр Порошенко/2 марта 2027 г.

Ирина Завгородняя/ВР VIII созыва/24 сентября 2027 г.

Олег Первомайский/ВР VIII созыва/24 сентября 2027 г.

Галина Юровская/съезд судей/5 ноября 2028 г.

Петр Филюк/съезд судей/5 ноября 2028 г.

Вакантны три должности судьи: две по квоте ВР и одна по квоте судейского самоуправления.

Анна Коваленко.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом