«Я – военный пенсионер и несколько месяцев назад подал иск в Окружной административный суд Киева о пересчете мне пенсии.
Но его собираются ликвидировать.
Насколько быстро это могут сделать, и что будет с исками, если суд распустят?».
Коваленко, Киев.
Почему ликвидируют ОАСК?.
Намерения переформатировать, ограничить возможности или ликвидировать Окружной административный суд Киева обсуждаются много месяцев.
ОАСК, по законодательству, рассматривает иски юридических и физических лиц против субъектов властных полномочий.
Естественно, в активе у него масса резонансных решений, например, о восстановления Романа Насирова в должности главы Государственной фискальной службы, остановке конкурса на должность главного таможенника, незаконной национализации Приват.
Но неудобные и неугодные решения – не основание для ликвидации.
Триггером стали подозрения, которые правоохранители вручили главе ОАСК Павлу Вовку и нескольким судьям, публикация скандальных переговоров главы ОАСК, дело о взятке, в которой подозревают брата главы суда, расследования НАБУ о злоупотреблениях.
Именно с потерей доверия связал свое предложение ликвидировать суд президент Владимир Зеленский.
«Суд, одним решением которого может быть поставлен крест на любом достижении государства, любой реформе, будет ликвидирован.
Воспринимайте это как сигнал любому суду, который предал уважение к закону», - сообщил гарант.
И подал в Верховную Раду два законопроекта, которые дают старт ликвидации.
Один, №5370, добавляет пункт в закон судоустройстве и статусе судей о том, что в случае с ОАСК она будет проходить по особой процедуре.
Второй, №5359, эту процедуру расписывает.
В обычном порядке ликвидируемый суд продолжает действовать до тех пор, пока глава созданного вместо него не объявит о начале работы новой инстанции.
И еще месяц предусмотрен на передачу документов.
Если ВР согласует ликвидацию ОАСК, он должен будет прекратить осуществлять правосудие через два дня после публикации закона, и в течение десяти дней передать подсудные ему дела Киевскому окружному административному суду (КОАС, и его юрисдикция сейчас – Киевская область, тогда как ОАСК – Киев).
«Я уверен на 99,9%, что мы поддержим инициативу президента», - сказал глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
Но «слугам» еще предстоит обсудить законопроекты президента на заседании фракции.
Тем более, что только двумя документами вопрос с ликвидацией не решится.
Что будет вместо ОАСК?.
Еще в процессе обсуждения разных сценариев судьбы ОАСК министр юстиции Денис Малюська предостерегал, что только лишь ликвидация – самый худший.
«Другое дело - если будет принято решение передать юрисдикцию части споров, которые решает ОАСК, другому суду.
Или даже чуть ли не все.
Или объединить ОАСК с другим судом.
Такого рода сценарии меньше нанесут вреда, чем простая и элементарная ликвидация ОАСК», - отмечал Малюська.
По этому пути идут, но и он сложный.
Вместе с демонтажем ОАСК, президент инициирует создание Киевского городского окружного административного суда.
Когда он появится, дела столичный юрисдикции туда отдаст КОАС.
Но есть еще и иски против центральных органов власти, и с ними - уже сложнее.
В Раде на рассмотрении с февраля лежит президентский законопроект №5067, нормами которого дела против центральной власти должны рассматриваться коллегией Верховного суда.
По оценкам главы ВС Валентины Данишевской, это 200-300 дел в год.
Но законопроект еще нужно принять, а, значит, к двум о ликвидации цепляется еще один, но не последний «вагончик».
Как появится новый суд?.
«Важно, чтобы суд, который заменит ОАСК, был создан прозрачно, с отбором на основе профессиональных достижений и тщательной проверки на добропорядочность.
Реформа Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей также важна для обеспечения высокого уровня добропорядочности судей», - осторожно приветствовали инициативу президента послы стран «Большой семерки».
То, о чем говорят послы – реанимация Высшей квалифкомиссии (ВККС), органа, который отвечает за добор и оценку судей.
В конце 2019 г., после поправок в законодательные нормы о ней, президент прекратил ее полномочия.
Должны были сформировать новый состав, но Конституционный суд заблокировал часть законодательных изменений.
И судебная система осталась без инстанции, которая играет решающую роль при назначении людей в мантиях.
Уже сейчас, по оценкам Высшего совета правосудия, не хватает 1900 судей.
В марте 2021 г.
ВР в первом чтении приняла законопроект №3711-д, которые должен описать новую процедуру формирования ВККС.
Представитель президента в КСУ Федор Вениславский настроен оптимистически на его прохождение через сессионный зал.
«В ближайшее время мы его примем во втором чтении и в течение нескольких месяцев будет сформирован персональный состав ВККС, который обеспечит формирование нового суда», - сказал Вениславский и уточнил, что тогда КГОАС появится уже осенью.
Но пул законопроектов, которые нужны для ликвидации ОАСК и создания КГОАС, разрастается уже до четырех документов, и в геометрической прогрессии растут потенциальные проблемы.
«Будет очень сложно.
Будет состязание и разных политических групп, и судейских элит, и западных партнеров», - уверен директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.
Заинтересованность западных партнеров сквозит и в реакции на последнее предложение президента.
Она объясняет и долгий путь законопроекта о ВККС к принятию.
Сейчас в нем предусматривают, что первый этап конкурса на должности ВККС проводит конкурсная комиссия, членов которой назначает Высший совет правосудия.
Западные партнеры настаивают на участии международных экспертов.
Но их пока что предлагают задействовать лишь в первом составе конкурсной комиссии, которая изберет членов ВККС на четыре года.
Их будет трое, плюс три члена комиссии по квоте Совета судей Украины.
Так что доминирующей роли международных экспертов нет, поскольку свое решение конкурсная комиссия принимает простым большинством.
Да и следующий состав конкурсной комиссии законопроектом предусматривают уже без участия международных экспертов.
«Основная проблема с ВККС – это желание наших иностранных партнеров вручную отбирать судей.
То есть, речь идет об участии международных экспертов, которые могут не знать ни украинского языка, ни наших законов (у нас романо-германская система права, у них – англо-саксонская), об их решающем голосе при назначении украинских судей», - констатирует адвокат Ростислав КРАВЕЦ.
На ведущей роли западных партнеров в ликвидации суда, в делах и расследованиях против судей, непосредственно против него и его семьи настаивает и глава ОАСК Павел Вовк.
«Все это только для того, чтобы демонизировать суд, сформировать у общества и у президента нужную кому-то картину, растоптать независимость судебной системы и получить в итоге желаемое – очередной ручной орган, выполняющий команды из посольств», - заявил глава ОАСК.
Но самое главное в вопросе ликвидации – доступ украинцев к правосудию, который в перспективе только усложняется.
Сейчас на рассмотрении в ОАСК 45 тыс.
дел, и несколько сотен теоретически может уйти в Верховный суд.
Остальные свалятся в КОАС, где судей всего 22, а штат вообще – 25 судей.
При этом, и подсудные ему дела никуда не денутся: в 2020 г.
там на рассмотрении их было 20 тыс.
Нагрузка вырастет в разы, а, значит, увеличатся и сроки принятия решений по искам украинцев против власти.
«Тем, кто старше 50-60 лет, думаю, не стоит при жизни ждать исполнения решений по их делам, - резюмирует Р.
- Если через решения Кабмина захотят поднять тарифы, сброситься на покупку яхты для МВФ или продать детей в рабство, оспорить это будет нереально в физическом плане.
Не в юридическом.
Да, вы сможете подать иск в Киевский окружной админсуд.
Но если первое заседание назначат года через четыре, это будет очень хорошо».
Мнение Якубина.
Смогут ли легко ликвидировать ОАСК?.
- Есть только два суда, которые оспаривают решения власти – Конституционный суд и ОАСК.
В контексте трансформации может так оказаться, что Окружной, так же, как КСУ, будет заблокирован.
Попытка ликвидировать может стартовать и затянуться.
В природе ОАСК заложен конфликт с властью, как и в КСУ.
Там оспаривают ее решения.
Один суд отменяет указы, постановления и т.
п., другой дает выводы с точки зрения их конституционности.
У меня создается впечатление, что пертурбации – это попытка заблокировать работу ОАСК.
Там рассматривают 45 тыс.
дел, и очевидно, что по некоторым будет заморозка.
А там сейчас дела о решениях Совета по нацбезопасности и обороне: о внесудебных санкциях, закрытии телеканалов.
Как КСУ заблокировали, так, я думаю, есть желание на семь-восемь месяцев, а может и больше, заблокировать работу Окружного административного суда.
Понимая, что без этого указы будут отменены.
Цель, думаю, в этом.
Плюс в том, что после трансформации удастся получить чуть более лояльный суд.
За сам законопроект о ликвидации голоса в парламенте найтись могут, а дальше – как пойдет.
Да и по титульному документу все неоднозначно.
Алексей Якубин, кандидат политических наук.
ua в Telegram.