В Украине более миллиона юридических лиц обязаны предоставлять данные о структуре своей собственности и конечных бенефициарах, в противном случае, им грозят штрафные санкции. Из-за просчетов власти вокруг кампании декларирования создалась нездоровая обстановка ажиотажа, и сейчас правительство в авральном режиме пытается хоть как-то снизить градус напряженности. При этом, если в отношении бизнеса требование о раскрытии конечных собственников вполне правомерно, то с общественными организациями, которые также являются юрлицами, ситуация выглядит, по меньшей мере, двусмысленной. "Апостроф" разбирался в нюансах.
Читайте также: Налоговая амнистия началась: кто из украинцев под прицелом
Юридические лица в Украине обязаны предоставлять информацию о своих конечных бенефициарах. Для того, чтобы не платить солидный штраф, который может превышать 50 тысяч гривен, уполномоченные лица должны были подать соответствующие данные до 10 октября 2021 года (включительно).
В соответствии с законом "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", у юридических лиц было лишь три месяца, начиная с 11 июля 2021 года, на то, чтобы представить государственному регистратору информацию о своих конечных бенефициарных владельцах и структуре своей собственности.
При этом данные о структуре собственности нужно подавать в виде схемы – с квадратиками и стрелочками.
Несмотря на то, что о необходимости предоставлять такую информацию известно достаточно давно, до недавнего времени никто не знал, как должны выглядеть соответствующие схемы, а потому у потенциальных декларантов не было возможности должным образом подготовить требуемую от них информацию.
Министерство финансов, ответственное за разработку документа, которым определяется форма подачи данных о структуре собственности юридических лиц, затянуло работу над ним на несколько месяцев. В конце концов такой документ появился, и старт декларированию – как уже было сказано, 11 июля, – был дан.
Поскольку три месяца – это очень короткий срок, неудивительно, что к государственным регистраторам выстроились огромные очереди, а в последние дни перед временем "Ч" попасть к ним было практически невозможно. Из-за этого многие представители юрлиц обращались за помощью ко всякого рода посредникам, как легальным, например, к нотариусам, так и не очень. А их услуги стоят денег, причем немалых, особенно, учитывая срочность такой работы.
Фото: Getty images
Штраф вроде есть, но его сразу нет
Но решение этой проблемы нашлось. Речь идет о законопроекте №5807 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно указания и предоставления сведений о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности юридического лица", который, помимо прочего, предусматривает отсрочку подачи информации о бенефициарах юрлиц еще на девять месяцев. При этом, согласно документу, для юрлиц, учредителями в которых являются исключительно физические лица, положение о подаче информации о бенефициарных собственниках вообще не должно применяться.
Парламентский комитет по вопросам экономического развития 6 октября поддержал принятие этого документа, причем сразу в целом как закон. Планировалось, что законопроект рассмотрят в сессионном зале уже 7 октября, но народные избранники в тот день были поглощены увольнением спикера Дмитрия Разумкова.
Однако 8 октября Рада все же приняла закон. Более того, в тот же день его подписал президент Владимир Зеленский, а 9 октября он был опубликован в газете "Голос Украины", соответственно, закон вступил в силу.
Таким образом, тем, кто не успел вовремя подать данные о бенефициарах, платить штрафы не придется, а они, напомним, составляют от 17 тысяч до 51 тысячи гривен.
Показательно, что еще до того, как закон был принят, министр юстиции Денис Малюська, видимо, решил подстраховаться, заявив, что штрафы, по крайней мере, до декабря, применяться не будут. "В октябре 2021 года штрафов точно не будет (и в ноябре тоже)", - написал он в Facebook.
По словам главы Минюста, люди не виноваты в том, что процесс регистрации идет так медленно: "Учитывая количество юридических лиц (более 1 миллиона), которые должны подать государственному регистратору сведения о КБВ (конечные бенефициарные владельцы – "Апостроф"), и пропускную способность регистрационной системы (сейчас сведения подали только 171 333 юрлица), пропуск дедлайна будет обусловлен объективными причинами".
Фото: facebook.com
Кстати, интересно, почему реакция министра юстиции появилась только сейчас – ведь в июне Минюст регистрировал приказ Минфина об утверждении "положения о форме и содержании структуры собственности" (те самые схемы с квадратиками и стрелочками), и тогда у него возражений по срокам почему-то не появилось.
Против коррупции и финансирования терроризма
Требование раскрывать информацию о конечных бенефициарах является нормальной европейской практикой, и оно полностью вписывается в систему борьбы с коррупцией и отмыванием средств, полученных преступным путем, а также с финансированием терроризма.
Украина, к сожалению, неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда какие-то компании, нередко с иностранными акционерами, покупали крупные, иногда стратегические активы, но потом выяснялось (а очень часто так до конца и не выяснялось), что они связаны с отечественными олигархами или международными аферистами. После аннексии Крыма и войны на Донбассе непрозрачность структуры собственности позволяла некоторым бизнесам скрывать свои связи со страной-агрессором и самопровозглашенными республиками.
Так что, получается, бизнес должен, рано или поздно, раскрыть всю информацию о том, кто, на самом деле, является его настоящим, а не фиктивным (если таковой имеется) собственником. То есть, если бизнесу нечего в данном вопросе скрывать, то и бояться этого требования не нужно.
Кстати, против нормы упомянутого законопроекта №5807 о том, что информацию о конечном бенефициаре юридического лица, учредителями которого являются исключительно физлица, подавать ненужно, выступил "Центр противодействия коррупции". В заявлении организации говорится, что многие физлица, указанные как учредители компаний, являются таковыми лишь чисто номинально, а то и вообще фиктивно.
"В Украине люди буквально за тысячу гривен продают свои паспортные данные для того, чтобы их поставили учредителями компании", - заявили в "Центре противодействия коррупции".
Фото: УНИАН
Сам себе бенефициар
Однако нужно понимать, что речь идет не только о бизнесе.
Дело в том, что понятие "юридическое лицо" распространяется на целый спектр компаний и организаций. В частности, юрлицами являются общественные организации, в том числе благотворительные.
Так, глава подкомитета по вопросам антикоррупционной политики в сфере цифровых инноваций и публичных данных парламентского комитета по вопросам антикоррупционной политики Алексей Жмеренецкий отметил, что учредители общественных организаций (ОО) не являются их собственниками.
"Наличие бенефициаров противоречит самой природе ОО, так как по закону бенефициарами ОО являются все члены ОО", - написал нардеп в Facebook.
Многие общественные организации в Украине имеют иностранных соучредителей, и достаточно часто речь идет об очень уважаемых донорах. Например, тот же "Центр противодействия коррупции", которому, в соответствии с законодательством, нужно будет раскрыть структуру своей собственности и бенефициаров, указывает на своем сайте среди источников финансирования, в частности, правительства США и стран Европейского Союза.
Разумеется, некоторые общественные организации финансируются украинскими олигархами, однако даже в этом случае нельзя говорить о том, что они "владеют" этими организациями. В любом случае, это не будет отражено в соответствующих декларациях.
В России независимые общественные организации решили уничтожить путем включения их в список "иностранных агентов". У нас до этого пока, к счастью, не додумались. Зато в Украине многие вопросы решаются с помощью проверок и штрафов. И требование под угрозой внушительного штрафа декларировать в кратчайшие сроки бенефициаров общественных организаций – как раз из этой серии.