Разговор на троих: о чем договорился президент США с лидерами Украины и РФ
Разговор на троих: о чем договорился президент США с лидерами Украины и РФ

Разговор на троих: о чем договорился президент США с лидерами Украины и РФ

7 декабря президенты США и РФ Джо Байден и Владимир Путин провели переговоры по каналу защищенной связи.

Поводом было сообщение американской разведки о вероятности военного вторжения России в Украину.

Спустя двое суток Байден обсуждал достигнутые договоренности уже с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Пока мир.

Поскольку повод для переговоров между Байденом и Путиным был озвучен не раз, а акценты первыми и усиленно расставляли западные СМИ, именно деэскалация – тот результат, которого ждали.

Пока что его удалось достичь.

По словам советника американского президента по нацбезопасности Джейка Салливана, вторжение подразумевает такой уровень экономических санкций, «которого не было в 2014 г.».

О чем Байден предупредил и Путина.

Одним из самых ярких последствий могло бы стать отключение России от международной платежной системы SWIFT.

На вопрос журналистов о том, будет ли Россия нападать на Украину, Владимир Путин ответил довольно обтекаемо.

«Это вопрос провокационный.

Россия проводит миролюбивую внешнюю политику, но она вправе обеспечивать свою безопасность», - сказал он.

Советник российского президента Юрий Ушаков был более конкретным: «Даже не было такого обсуждения.

Что вы имеете в виду под вводом войск, что это - вторжение, что ли? Об этом не могло быть и речи».

В случае агрессии в Штатах обещают и дополнительные оборонные средства Украине, сверх уже предоставленных, и укрепление союзников США по НАТО на восточном фланге.

По официальной позиции, озвученной в Кремле, Путин настаивает на юридических гарантиях, которые это исключают.

Байден их не дал.

С другой стороны, он не подписался под тем, что американцы будут воевать за Украину в случае нападения на нее.

В случае с переговорами глав двух сильных государств так же важен контекст.

Во-первых, беседа произошла ровно через полгода после личной встречи Байдена и Путина в Женеве.

Во время нее президент США отмерил полгода специфического испытательного срока, в ходе которых предстояло понять, могут ли оба президента улаживать проблемы.

«Проведение конференции – показатель того, что оба президента считают друг друга договороспособными», - говорит кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.

Во-вторых, на фоне разговора Байдена и Путина Палата представителей американского Конгресса согласовывала оборонный бюджет страны.

В нем размер военной помощи Украине утрясли в стандартных размерах – 300 млн долл.

Зато, хотя республиканцы настаивали на обратном, не согласовали санкции против «Северного потока-2», 35 россиян из окружения российского президента и российского госдолга.

«Отказ от санкций в отношении СП-2 и 35 российских граждан, запрета на инвестиции в российский суверенные долговые обязательства вероятно связан с некими обещаниями и гарантиями с российской стороны, от гарантий безопасности для Европы до смягчения условий работы американских представительств и связанных с ними интересов в РФ», - отмечает директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.

Параллельная площадка.

Экономические санкции и расширение оборонной инфраструктуры НАТО – негативный сценарий событий на случай вторжения.

Деэскалация, исходя из заявлений американской стороны, включает сценарий позитивный.

В этом случае Штаты и лидеры европейских стран расширят дипломатический формат.

Байден беседовал с лидерами Франции, Италии, Великобритании и Германии как перед переговорами с Путиным, так и после них.

«Военный фактор во многом снят, и для нашей страны это плюс.

Скорее всего, между Россией и США будет восстановлен дипломатический канал, - объясняет А.

- Раньше был Виктория Нуланд - Сурков, а теперь будет Нуланд (заместитель госсекретаря США.

- Ред.) и, возможно, Дмитрий Козак (замруководителя администрации российского президента.

- Ред.).

Он будет обсуждать американо-российские вопросы.

Но, в том числе, возможна и «тема Минска».

США, очевидно, не присоединятся к Нормандскому формату, но параллельный канал будет своеобразным активизатором.

Но Руслан Бортник считает, что у американо-российских политических консультаций по Украине, которые могут восстановиться в ближайшее время, задача будет не столько найти компромисс между США и РФ, столько придать новую энергию Нормандской четверке и Минскому переговорному формату.

«Стратегические решения будут приниматься между США и РФ.

Концептуально-тактические – в Нормандской четверке.

Механизмы реализации – в «Минском формате», - уточняет политолог.

Об Украине с Украиной.

9 декабря, «переварив» общение с российским президентом, Джо Байден полтора часа общался с Владимиром Зеленским.

Судя по комментариям руководителя Офиса президента Андрея Ермака, официальному Киеву пересказали суть беседы.

Тезисы все те же и общие: о санкциях в случае эскалации.

Зеленский сообщил, что с Байденом обсуждал «возможные форматы урегулирования конфликта на Донбассе.

Затронули ход внутренних реформ в Украине».

В Белом доме также сказали о сильном именно экономическом ответе в случае военного обострения, и что верны принципу «нет решениям и переговорам об Украине без участия Украины».

«Очевидно одно, переговорный процесс активизируется, - отметил политолог Владимир ФЕСЕНКО.

- Президент Зеленский встретится в Брюсселе с президентом Франции Макроном и новым канцлером Германии Шольцем.

И похоже, что США будут принимать более активную роль в переговорах по Донбассу.

А вот в каком формате, мы увидим несколько позже».

Руслан Бортник считает, что сейчас для Зеленского и его команды сложилась ситуация «уходящего поезда».

«Это последний шанс выступить с конструктивной украинской позицией, попытаться сделать ее основой политического урегулирования, - уточняет политолог.

- Иначе потом - либо международное принуждение к реализации мирного плана, написанного без Украины (в том числе и через внутриполитический кризис), либо военное обострение с РФ (и тоже политический кризис)».

Не все сказано.

В том, что полтора часа Байден и Зеленский могли обсуждать ход украинских реформ, сомневаться трудно.

Но двухчасовой разговор между Байденом и Путиным – довольно долгое время для того, чтобы поговорить о плохом сценарии в случае эскалации и позитивном, дипломатическом в случае деэскалации.

В официальных комментариях в качестве других тем звучала тема иранской ядерной программы, противодействия кибератакам и стратегическая стабильность.

«Наиболее важна для участников именно последняя, - уверен политический аналитик и политтехнолог Александр КОЧЕТКОВ.

- Потому что под эту самую стратегическую стабильность замаскирована тема взаимоотношений между США и Китаем, где Россия пытается урвать свой интерес в сужающемся пространстве между ними.

И на три первых темы хватило бы и часа, а беседа длилась два.

Поскольку по главной теме ничего не сообщают, значит, пока зримых подвижек нет.

Оно и объяснимо — вопрос архисложный и многофакторный».

Экономист Алексей КУЩ констатирует, что США – классическая морская империя, которая сдавливает Китай морским обручем в виде Японии, Южной Кореи и Тайваня.

В атлантическом регионе Штаты решают сразу две задачи: отрывают Великобританию от европейского проекта, сближая ее с США, и сохраняют европейскую независимость от Штатов, артикулируя российскую угрозу.

Общение Байдена и Путина, как объясняет эксперт, было уже не о «красных линиях», которые в XXI веке не работают, а о форме сосуществования, после которой последует формат дозволенных действий.

«США могут дать РФ определенные гарантии не вовлечения Украины в оборонительную инфраструктуру Запада.

Никто не будет заявлять о том, что нас не примут в НАТО – это было бы уж очень по-неоколониальному.

Правила приличия будут соблюдены.

Наши суверенные права никто не ограничит, США «ограничат» свои права относительно размещения на украинской территории своей военной инфраструктуры.

Зачем это США? А это вопрос на миллион долларов.

Взамен, Америка получит право по умолчанию усилить свое военное присутствие в Польше, странах Балтии и Скандинавии.

Сам формат этой «большой сделки» может меняться.

Например, усиление лишь в Польше.

Или плюс Скандинавия.

Но во всех вариантах – без усиления НАТО в Украине», - говорит экономист.

Сделка, уточняет А.

Кущ, выгодна и США, и России.

И раз вопрос неразмещения натовской инфраструктуры решен, Украина могла бы пойти с требованиями к России: завершение военных действий, новый договор о транзите газа, разблокировка транзита наших товаров в Среднюю Азию и упрощение их транзита в Китай, снятие санкций на поставки энергоресурсов.

Но, уверен он, у нас пока вряд ли получится сыграть в свою игру.

«Никто в Киеве не осмелиться перебить Вашингтону его «ход лошадью».

Нас будут призывать к сдержанности и предлагать просто «верить партнерам», - резюмирует экономист.

- В итоге мы получим заморозку конфликта не на наших условиях, падение транзита газа до нуля, проблемную логистику на Востоке и полную потерю шансов на участие в транснациональных транспортно-логистических проектах вроде Нового шелкового пути».

А в то время.

С НАТО вне НАТО.

Перед двусторонними переговорами президентов министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что Украине нужно интегрироваться в НАТО через расширение сотрудничества.

США, Канада и Великобритания, считает он, могли бы направить в нашу страну больше военных инструкторов.

«Я понимаю, что вступление Украины в НАТО — это политическое решение на основе консенсуса 30 стран.

И когда-нибудь это решение будет принято.

Мой коллега Дмитрий Кулеба (министр иностранных дел.

- Ред.) недавно сказал, что три страны пока не готовы.

Но пока решение формируется, не следует ждать», – сказал Резников.

Он уточнил, что общался с министрами обороны Великобритании Беном Уоллесом и США Ллойдом Остином, а само заявление прозвучало после встречи в Киеве с начальником генерального штаба Канады генералом Уэйном Эйром.

Но, по заявлению последнего, значит усиление канадской миссии не рассматривается из опасения спровоцировать Россию.

Анна Коваленко.

ua в Telegram.

Источник материала
loader
loader