/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F62%2Faf2285e26e1b5298f93e6d7d569c2008.png)
Разговор на троих: о чем договорился президент США с лидерами Украины и РФ
7 декабря президенты США и РФ Джо Байден и Владимир Путин провели переговоры по каналу защищенной связи.
Поводом было сообщение американской разведки о вероятности военного вторжения России в Украину.
Спустя двое суток Байден обсуждал достигнутые договоренности уже с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Пока мир.
Поскольку повод для переговоров между Байденом и Путиным был озвучен не раз, а акценты первыми и усиленно расставляли западные СМИ, именно деэскалация – тот результат, которого ждали.
Пока что его удалось достичь.
По словам советника американского президента по нацбезопасности Джейка Салливана, вторжение подразумевает такой уровень экономических санкций, «которого не было в 2014 г.».
О чем Байден предупредил и Путина.
Одним из самых ярких последствий могло бы стать отключение России от международной платежной системы SWIFT.
На вопрос журналистов о том, будет ли Россия нападать на Украину, Владимир Путин ответил довольно обтекаемо.
«Это вопрос провокационный.
Россия проводит миролюбивую внешнюю политику, но она вправе обеспечивать свою безопасность», - сказал он.
Советник российского президента Юрий Ушаков был более конкретным: «Даже не было такого обсуждения.
Что вы имеете в виду под вводом войск, что это - вторжение, что ли? Об этом не могло быть и речи».
В случае агрессии в Штатах обещают и дополнительные оборонные средства Украине, сверх уже предоставленных, и укрепление союзников США по НАТО на восточном фланге.
По официальной позиции, озвученной в Кремле, Путин настаивает на юридических гарантиях, которые это исключают.
Байден их не дал.
С другой стороны, он не подписался под тем, что американцы будут воевать за Украину в случае нападения на нее.
В случае с переговорами глав двух сильных государств так же важен контекст.
Во-первых, беседа произошла ровно через полгода после личной встречи Байдена и Путина в Женеве.
Во время нее президент США отмерил полгода специфического испытательного срока, в ходе которых предстояло понять, могут ли оба президента улаживать проблемы.
«Проведение конференции – показатель того, что оба президента считают друг друга договороспособными», - говорит кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.
Во-вторых, на фоне разговора Байдена и Путина Палата представителей американского Конгресса согласовывала оборонный бюджет страны.
В нем размер военной помощи Украине утрясли в стандартных размерах – 300 млн долл.
Зато, хотя республиканцы настаивали на обратном, не согласовали санкции против «Северного потока-2», 35 россиян из окружения российского президента и российского госдолга.
«Отказ от санкций в отношении СП-2 и 35 российских граждан, запрета на инвестиции в российский суверенные долговые обязательства вероятно связан с некими обещаниями и гарантиями с российской стороны, от гарантий безопасности для Европы до смягчения условий работы американских представительств и связанных с ними интересов в РФ», - отмечает директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.
Параллельная площадка.
Экономические санкции и расширение оборонной инфраструктуры НАТО – негативный сценарий событий на случай вторжения.
Деэскалация, исходя из заявлений американской стороны, включает сценарий позитивный.
В этом случае Штаты и лидеры европейских стран расширят дипломатический формат.
Байден беседовал с лидерами Франции, Италии, Великобритании и Германии как перед переговорами с Путиным, так и после них.
«Военный фактор во многом снят, и для нашей страны это плюс.
Скорее всего, между Россией и США будет восстановлен дипломатический канал, - объясняет А.
- Раньше был Виктория Нуланд - Сурков, а теперь будет Нуланд (заместитель госсекретаря США.
- Ред.) и, возможно, Дмитрий Козак (замруководителя администрации российского президента.
- Ред.).
Он будет обсуждать американо-российские вопросы.
Но, в том числе, возможна и «тема Минска».
США, очевидно, не присоединятся к Нормандскому формату, но параллельный канал будет своеобразным активизатором.
Но Руслан Бортник считает, что у американо-российских политических консультаций по Украине, которые могут восстановиться в ближайшее время, задача будет не столько найти компромисс между США и РФ, столько придать новую энергию Нормандской четверке и Минскому переговорному формату.
«Стратегические решения будут приниматься между США и РФ.
Концептуально-тактические – в Нормандской четверке.
Механизмы реализации – в «Минском формате», - уточняет политолог.
Об Украине с Украиной.
9 декабря, «переварив» общение с российским президентом, Джо Байден полтора часа общался с Владимиром Зеленским.
Судя по комментариям руководителя Офиса президента Андрея Ермака, официальному Киеву пересказали суть беседы.
Тезисы все те же и общие: о санкциях в случае эскалации.
Зеленский сообщил, что с Байденом обсуждал «возможные форматы урегулирования конфликта на Донбассе.
Затронули ход внутренних реформ в Украине».
В Белом доме также сказали о сильном именно экономическом ответе в случае военного обострения, и что верны принципу «нет решениям и переговорам об Украине без участия Украины».
«Очевидно одно, переговорный процесс активизируется, - отметил политолог Владимир ФЕСЕНКО.
- Президент Зеленский встретится в Брюсселе с президентом Франции Макроном и новым канцлером Германии Шольцем.
И похоже, что США будут принимать более активную роль в переговорах по Донбассу.
А вот в каком формате, мы увидим несколько позже».
Руслан Бортник считает, что сейчас для Зеленского и его команды сложилась ситуация «уходящего поезда».
«Это последний шанс выступить с конструктивной украинской позицией, попытаться сделать ее основой политического урегулирования, - уточняет политолог.
- Иначе потом - либо международное принуждение к реализации мирного плана, написанного без Украины (в том числе и через внутриполитический кризис), либо военное обострение с РФ (и тоже политический кризис)».
Не все сказано.
В том, что полтора часа Байден и Зеленский могли обсуждать ход украинских реформ, сомневаться трудно.
Но двухчасовой разговор между Байденом и Путиным – довольно долгое время для того, чтобы поговорить о плохом сценарии в случае эскалации и позитивном, дипломатическом в случае деэскалации.
В официальных комментариях в качестве других тем звучала тема иранской ядерной программы, противодействия кибератакам и стратегическая стабильность.
«Наиболее важна для участников именно последняя, - уверен политический аналитик и политтехнолог Александр КОЧЕТКОВ.
- Потому что под эту самую стратегическую стабильность замаскирована тема взаимоотношений между США и Китаем, где Россия пытается урвать свой интерес в сужающемся пространстве между ними.
И на три первых темы хватило бы и часа, а беседа длилась два.
Поскольку по главной теме ничего не сообщают, значит, пока зримых подвижек нет.
Оно и объяснимо — вопрос архисложный и многофакторный».
Экономист Алексей КУЩ констатирует, что США – классическая морская империя, которая сдавливает Китай морским обручем в виде Японии, Южной Кореи и Тайваня.
В атлантическом регионе Штаты решают сразу две задачи: отрывают Великобританию от европейского проекта, сближая ее с США, и сохраняют европейскую независимость от Штатов, артикулируя российскую угрозу.
Общение Байдена и Путина, как объясняет эксперт, было уже не о «красных линиях», которые в XXI веке не работают, а о форме сосуществования, после которой последует формат дозволенных действий.
«США могут дать РФ определенные гарантии не вовлечения Украины в оборонительную инфраструктуру Запада.
Никто не будет заявлять о том, что нас не примут в НАТО – это было бы уж очень по-неоколониальному.
Правила приличия будут соблюдены.
Наши суверенные права никто не ограничит, США «ограничат» свои права относительно размещения на украинской территории своей военной инфраструктуры.
Зачем это США? А это вопрос на миллион долларов.
Взамен, Америка получит право по умолчанию усилить свое военное присутствие в Польше, странах Балтии и Скандинавии.
Сам формат этой «большой сделки» может меняться.
Например, усиление лишь в Польше.
Или плюс Скандинавия.
Но во всех вариантах – без усиления НАТО в Украине», - говорит экономист.
Сделка, уточняет А.
Кущ, выгодна и США, и России.
И раз вопрос неразмещения натовской инфраструктуры решен, Украина могла бы пойти с требованиями к России: завершение военных действий, новый договор о транзите газа, разблокировка транзита наших товаров в Среднюю Азию и упрощение их транзита в Китай, снятие санкций на поставки энергоресурсов.
Но, уверен он, у нас пока вряд ли получится сыграть в свою игру.
«Никто в Киеве не осмелиться перебить Вашингтону его «ход лошадью».
Нас будут призывать к сдержанности и предлагать просто «верить партнерам», - резюмирует экономист.
- В итоге мы получим заморозку конфликта не на наших условиях, падение транзита газа до нуля, проблемную логистику на Востоке и полную потерю шансов на участие в транснациональных транспортно-логистических проектах вроде Нового шелкового пути».
А в то время.
С НАТО вне НАТО.
Перед двусторонними переговорами президентов министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что Украине нужно интегрироваться в НАТО через расширение сотрудничества.
США, Канада и Великобритания, считает он, могли бы направить в нашу страну больше военных инструкторов.
«Я понимаю, что вступление Украины в НАТО — это политическое решение на основе консенсуса 30 стран.
И когда-нибудь это решение будет принято.
Мой коллега Дмитрий Кулеба (министр иностранных дел.
- Ред.) недавно сказал, что три страны пока не готовы.
Но пока решение формируется, не следует ждать», – сказал Резников.
Он уточнил, что общался с министрами обороны Великобритании Беном Уоллесом и США Ллойдом Остином, а само заявление прозвучало после встречи в Киеве с начальником генерального штаба Канады генералом Уэйном Эйром.
Но, по заявлению последнего, значит усиление канадской миссии не рассматривается из опасения спровоцировать Россию.
Анна Коваленко.
ua в Telegram.

