Сегодня, 28 июня, в Украине отмечается День Конституции.
Этот документ Верховная Рада приняла в 1996 году.
Однако с тех пор Основной закон претерпел немало изменений.
В то же время неизменным остается соблюдение положений Конституции, что и определяет государство как демократическое.
Факты ICTV пообщались с экспертами по поводу важных изменений, которые нужны нашей Конституции.
Политолог Игорь Рейтерович считает, что украинская Конституция во время своего принятия была одной из самых демократических в Европе, а возможно, и в мире.
Внесение изменений в Конституцию является естественным процессом, а правки в наш Основной закон были закономерными с учетом тех событий, которые происходили в стране.
– У нас было восемь попыток изменить Конституцию.
Но они все, по большому счету, сводились к урегулированию в треугольнике президент – Верховная Рада – Кабинет министров.
Здесь у нас остаются определенные проблемы, но не самой Конституции, а создания дополнительных законов, которые детализировали бы те или иные положения Конституции, — отмечает Рейтерович.
Он напоминает, что есть закон о Кабинете министров, о регламенте Верховной Рады, но на сегодня нет закона о полномочиях президента Украины.
— Президент имеет очень много неформальных полномочий, таких как право вето.
Так вот в определенных моментах оно выглядит слишком прерогативой, особенно в парламентско-президентской республике, — отмечает Рейтерович.
Для реализации инициативы о множественном гражданстве не нужно менять Конституцию – Вениславский.
По мнению политолога, не менее важные изменения в Конституцию должны относиться к судебной ветви власти.
Законодателям также следует пересмотреть первую и третью статьи Основного закона относительно соответствия настоящему.
В первую очередь это касается понятия социально-правового государства.
— Мы являемся правовым государством, но остаемся ли социальным.
Соответствует ли тот социальный уровень, который прописан в законах, реалиям настоящего.
Поэтому здесь важно подробно расписать эти пункты в Конституции или, как это делали другие страны, отказаться от подобных формулировок.
Поскольку правительство не может выполнять их на практике, — подчеркнул Игорь Рейтерович.
Также очень важно, чтобы Основной закон имел положения, не позволяющие правительству или другим ветвям власти игнорировать предписания Конституции.
Данилов: Украине нужна жесткая президентская республика.
Эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко считает, что внесение изменений в Конституцию — не панацея для лучшей жизни украинцев.
По его мнению, для построения более демократической страны нам необходимы комплексные изменения в 4-й (полномочия Верховной Рады), 5-й (полномочия Президента Украины) и 6-й (полномочия Кабинета Министров) разделы Конституции Украины.
В определенных положениях есть несбалансированность и пробелы – все это требует исправлений.
— В первую очередь, мы должны определить, какую хотим республику: парламентско-президентскую, президентско-парламентскую или парламентскую.
После мы должны определить полномочия ветвей власти… Например, по факту у нас президент вмешивается в слишком много не касающихся его вопросов, — заметил Богдан Бондаренко.
По словам эксперта, на конституционном уровне следует завершить децентрализацию, есть моменты, касающиеся правосудия.
За каденцию пятого президента Петра Порошенко вносились предложения по изменениям в 10-й раздел об Автономной Республике Крым.
– Тогда нарабатывали какие-то изменения, но вопрос с тех пор завис, – говорит Богдан Бондаренко.
Он подчеркивает, что любые изменения в Основной закон должны быть внесены комплексно, и их нужно хорошо продумывать.
Эксперт отмечает, что украинцы, к сожалению, плохо знают Конституцию, а достаточно значительный процент ее вообще не читали.
— Социология показывает, что больше тех украинцев, которые хотят переписать Конституцию, чем тех, кто ее прочитал.
К тому же люди обычно говорят о своих правах, прописанных в Конституции, но там есть еще и обязанности.
Но об этом почему-то забывают, – подчеркнул Богдан Бондаренко.
Изменения в Конституцию Украины.
Каждый президент Украины пытался внести свои поправки в Конституцию.
В 2000 году президент Леонид Кучма вынес на референдум четыре вопроса об изменениях в Основной закон:.
о праве президента распускать Верховную Раду, если в течение месяца не была сформирована коалиция или в течение трех месяцев не утвердили бюджет;.
о лишении народных депутатов неприкосновенности;.
о сокращении количества нардепов с 450 до 300;.
о введении двухпалатного парламента.
Хотя украинцы поддержали изменения в Конституцию, их не поддержала Верховная Рада – не хватило голосов.
В конце 2004 года прошла масштабная конституционная реформа по инициативе Кучмы.
В частности, предполагалось:.
превращение Украины в парламентско-президентскую республику;.
увеличение срока полномочий Верховной Рады с 4 до 5 лет;.
выборы в парламент на пропорциональной основе;.
правительство формируется парламентской коалицией, премьер-министр назначается Радой по представлению президента;.
в случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности исполняет глава Верховной Рады.
У президента Виктора Ющенко было две попытки внести изменения, но не удалось.
В частности, правки в закон О Конституционном Суде Украины, где предполагалось, что судей КСУ назначает президент своим указом.
Однако профильный комитет Верховной Рады направил инициативу на доработку.
В марте 2009 года Виктор Ющенко представил свой вариант Конституции Украины.
Но тогда у Рады не хватило голосов, чтобы отправить документ в Конституционный Суд.
Партия регионов после обретения Виктором Януковичем полномочий президента обратилась в КСУ о признании конституционной реформы 2004 года незаконной.
В сентябре 2010 года суд принял соответствующее решение.
А вот в начале 2014 года, после Евромайдана, мы вернулись к варианту Конституции 2004 года.
Пятый президент Петр Порошенко является автором изменений в Основной закон в части правосудия.
Рада не будет менять Конституцию относительно намерений вступления в НАТО – Стефанчук.
Президент Владимир Зеленский предложил несколько изменений в Конституцию, в частности: отмену адвокатской монополии, законодательную инициативу народа, а также сокращение численности народных депутатов до 300.