Что обещает правительство.
В результате полномасштабного вторжения Российской Федерации было разрушено более 140 тысяч домов украинцев, около 18 тысяч из которых – многоэтажные, сообщил уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец.
"По нашим данным, только приблизительная цифра – это разрушенных зданий более 140 тысяч.
140 тысяч! Из которых, предварительно, только около 18 тысяч – это многоэтажки, которые мы считаем, как один объект, который может насчитывать до 100 квартир", – сказал омбудсмен в интервью Радио Свобода.
Что касается оплаты за коммунальные услуги, то Министерство развития общин и территорий предоставляет следующее объяснение: если жилье потребителя разрушено в результате ведения военных (боевых) действий и, соответственно, коммунальные услуги и услуга по управлению многоквартирными домами по этим причинам потребителю не предоставляются (не предоставлялись ), плата за эти услуги также не начисляется.
Также в министерстве обращают внимание потребителей на то, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 05 марта 2022 г.
№ 206 Некоторые вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг в период военного положения установлено, что до прекращения или отмены военного положения в Украине запрещается:.
• начисление и взыскание неустойки (штрафов, пеней), инфляционных начислений, процентов годовых, начисленных на задолженность, образованную за несвоевременное и/или неполное внесение населением платы за жилищно-коммунальные услуги;.
• прекращение/остановка предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме.
Однако, не смотря на обещания, украинцы жалуются на начисление долгов за коммунальные услуги в дома, разрушенные войной.
Более того, коммунальные предприятия подают на должников в суд.
И как показывает практика, чаще всего долги начисляются за газ.
Как объясняет в комментарии сайту Вести сотрудница Киевоблгазсбыта Елена Кошевая, виноваты в этом сами потребители.
Потому что, во-первых, они не подавали показатели своих газовых счетчиков за период, когда им была начислена задолженность.
Хотя, как это можно было сделать, когда люди под бомбежками выезжали из своих домов, а потом долго там не появлялись, молчат.
Во-вторых, даже несмотря на то, что из-за повреждения системы они месяцами не получали услугу – это не повод не предоставлять показатели и, тем более, не платить за доставку газа.
"Да, в деоккупированных населенных пунктах инспекторы ходили и фиксировали поврежденные, уничтоженные дома, но и владельцы тоже должны были прийти в газконтору с актом о повреждении, с фотографиями, и написать заявление по форме о приостановлении предоставления услуг с указанием причины.
Если приходят квитанции о долге, а услуга не предоставлена, то стоит снова прийти и написать заявление.
И тем, кто это сделал, в конце года был произведен перерасчет.
А по сути, с каждым случаем нужно разбираться индивидуально.
Но отсутствие счетчика не освобождает от платы за доставку газа", – рассказала СМИ Елена Кошева.
Что говорят эксперты.
Как объясняет эксперт по ЖКХ Олег Попенко, платежки поступают, потому что они оформляются автоматически через специальную программу.
Если у компании предоставления услуг нет информации о разрушении жилья, и показы счетчика не будут передаваться, то за основу будут взяты средние показатели потребления.
Однако единственная причина не платить за коммунальные услуги во время войны – это полностью разрушенное жилье.
"Только в случае, если жилье и имущество полностью уничтожено, тогда платить за коммунальные услуги не нужно, в том числе и за газ", – подчеркивает общественная активистка и эксперт по ЖКХ Кристина Ненно.
В других случаях человек должен платить счета за коммуналку.
Более того, юрист Ростислав Кравец отмечает, что долги, которые были у потребителя до войны, придется заплатить.
"Если человек жил в квартире, например, три года и не платил коммунальные платежи, но во время войны его квартиру разрушили, то никто не освободит его от уплаты этого долга", – говорит он.
В свою очередь, юрист Правозащитной группы Січ.
Илья Шиян отмечает, что коммунальщики не должны требовать квартплату за разрушенное жилье, когда есть доказательства разрушения, а владельцы – не должны вносить квартплату.
Что делать, если это происходит? Юрист советует сначала обратиться с заявлением к самим коммунальщикам, а затем – в суд.
"У каждого потребителя есть базовый договор о предоставлении услуг с компанией-поставщиком услуги.
Он подписывается лично или заключается автоматически.
В договоре должно быть прописано, что могут быть форс-мажорные обстоятельства.
Война – это форс-мажорное обстоятельство, когда независимо от желания потребитель не можете выполнить обязательство по оплате услуг", - говорит Шиян в комментарии Радио.
Поэтому потребитель должен сначала сообщить компанию (письменно), что у него разрушено или повреждено жилье и это форс-мажорное обстоятельство.
Уже на основании этого должны перестать начислять платежи за услугу.
Также следует добавлять к обращению доказательства – акт о пожаре или акт о повреждении имущества, справку от местных властей и желательно несколько фотографий.
"Обращение я советую отсылать по почте и хранить накладную об отправке, далее это будет доказательством факта отправки обращения.
У поставщика услуг можно запросить договор о предоставлении услуг.
Если в нем нет строки о форс-мажорных обстоятельствах – то можно сослаться на решение Торгово-промышленной палаты Украины.
Согласно ему, военная агрессия РФ признана чрезвычайным и неотвратимым событием, а следовательно – форс-мажорным обстоятельством", – говорит юрист.
Если в течение 30 дней реакции нет, Илья Шиян рекомендует обращаться в суд с гражданским иском.
Потребители не должны бояться отстаивать свои права, говорит адвокат из Правозащитной группы Січ.
Виталия Серебрянская.
"По законодательству, если человек не потребляет услугу фактически, то он и не должен за нее платить.
Это по Гражданскому кодексу и профильным законам о коммунальных услугах.
Приостановление платежей за разрушенный дом должно было происходить автоматически, но не всегда так есть.
Во-первых, коммунальные службы не всегда имеют доступ к информации о происходящем, во-вторых – часто не заинтересованы проверять.
То есть это ложится на потребителя – проинформировать самому", – пояснила Виталия Серебрянская в комментарии Радио Свобода.
Однако в суд может пойти не только владелец разрушенного жилья, которому несправедливо начислили долги.
Как пишет сайт Вести, облгазы уже подают в суд на должников, даже если у них нет жилья.
Журналисты пишут, что такие дела рассматривают в первую очередь и без вызова должников, они могут не знать об этом.
Суд не задает никаких доказательств, он верит истцу безапелляционно и всегда выносит решение в его пользу, отмечает адвокат Роман Симутин.
"Как можно выставить счет, на основе каких показателей, когда нет счетчика, уничтожено жилье или когда люди отсутствуют – это отдельный вопрос.
Но ведь они идут в суд с этим приписанным долгом.
И судья рассматривает это приказное производство, не проверяя правдивость, доверяя данным поставщика.
И, безусловно, судья выносит решение в пользу поставщика.
Это очень распространенное явление", – рассказывает адвокат.
Валерия Шипуля.