Перезагрузка БЭБ: от перестановки правоохранителей система не меняется
Перезагрузка БЭБ: от перестановки правоохранителей система не меняется

Перезагрузка БЭБ: от перестановки правоохранителей система не меняется

Перезагрузка БЭБ: от перестановки правоохранителей система не меняется

Прошло шесть недель с тех пор, как Владимир Зеленский встречался с бизнесом, наобещав последнему новые подходы и долгожданную перезагрузку Бюро экономической безопасности. Через месяц… Что ж, видимо, не так бизнес представлял себе эту перезагрузку.

И до этого малоэффективное БЭБ уже третью неделю вообще без полноценного руководства. Как только назначили «свежего» заместителя директора Бюро Андрея Пащука, так два предыдущих соруководителя — Эдуард Федоров и Виталий Гагач — ушли в отпуск. А затем, через две недели, как минимум один из них — сразу и на больничный. Да и, по информации ZN.UA, из отпусков и с больничных они не вернутся. Поэтому попытаемся объяснить, почему и зачем кое-кто в офисе президента превратил БЭБ в шахматную доску.

Напомню, первым главой указанного органа правопорядка был бывший налоговый милиционер Вадим Мельник. Его руководство было таким же бесславным, как и когда-то попытка Романа Трубы запустить ГБР. Но если возглавляемой структурой, поскольку орган не единоличный, а квазиколлегиальный, Труба «руководил» в некотором паритете со своими заместителями, то в БЭБ история была без заместителей. Поэтому Мельника не мог ждать успех априори. Ему «подставили два костыля» в виде заместителей — сначала Гагача, а со временем и Федорова.

Дальше — больше. После того как работа БЭБ не оправдала ожиданий и не принесла деньги в бюджет, в апреле 2023 года был уволен с должности директор Бюро, возглавлявший орган с августа 2021-го. Увольнение Мельника произошло на фоне многомесячных обсуждений перезагрузки БЭБ. Об этом заговорили еще осенью 2022 года, когда парламентские комитеты направили заключения о неудовлетворительной работе Бюро в Кабинет министров. Суть претензий проста. Бюро создавали как единственный орган, который будет заниматься экономическими преступлениями, с мощной аналитической составляющей. В то время как «экономикой» до сих пор занимаются все, кроме новообразованного Бюро, потому что там засели бывшие налоговые милиционеры с одиозными СБУшниками, которые провалили аналитическое направление, но умело возродили привычные для себя методы работы. В результаты более 90% открытых уголовных производств БЭБ до суда не доходят, а являются просто приглашением бизнеса «на разговор». Поэтому, вероятно, есть основания что-то менять.

Со временем группа народных депутатов подала законопроект №9080 о перезагрузке указанного органа правопорядка. Изменения, предложенные законопроектом, касаются процедуры назначения директора. Согласно его положениям, также в течение года после назначения главы Бюро все сотрудники подлежат аттестации.

При этом следует признать, что уже во время руководства Федоровым и Гагачем результаты значительно улучшились. Хотя, будем откровенны, у представителей бизнеса к БЭБ вопросы как были, так и остаются, — в последнем отчете бизнес-омбудсмена Бюро не хвалят. Но по крайней мере в БЭБ пришли в движение серьезные кейсы, например, расследования против «Укртатнафты» Коломойского или «Региональной газовой компании» Фирташа. Но в середине июля и Федоров, и Гагач резко «сошли с дистанции». На сегодняшний день есть достоверная информация, что Федоров и Гагач написали заявления об увольнении, и решение на Банковой принято. Поэтому возникает вопрос: кого же офис президента хотел бы видеть на должности директора Бюро?

Сегодня у власти есть два подходящих кандидата на должность главы БЭБ. Ключевым претендентом называют главу Харьковской областной военной администрации Олега Синегубова. Он как губернатор, по мнению президента, зарекомендовал себя положительно, показал, что заслуживает доверия. По нашим данным, именно от Синегубова с большой суммой наличных ехал Александр Трухин, когда попал в резонансное ДТП.

Второй претендент на «трон» в БЭБ — уже упомянутый Андрей Пащук. Кстати, по данным из наших источников, его рекомендовал в Бюро секретарь Совета нацбезопасности и обороны сам Алексей Данилов. Но понятно, что это решение прошло через Татарова. Поэтому сказать, что это 100% человек Олега Юрьевича, сейчас сложно, хотя Пащук и работал в структурах МВД во времена министра Януковича Захарченко. Но линейные умозаключения — не наш стиль анализа. Напомню, в те времена и сам Татаров работал под руководством бывшего министра внутренних дел.

А что же в самом БЭБ? Прежде всего Пащук уже взялся полноценно за работу и не обращает внимания на позицию того же врио директора Федорова, который по состоянию на сегодняшний день на больничном. Конкурсы продолжаются, но ни людей Гагача, ни людей Федорова не назначают. Пащук выполняет прихоти офиса президента — самостоятельно принимает все решения, не считаясь с дуэтом предыдущих, но пока еще руководителей. Центральный аппарат БЭБ, а именно — его сотрудники, не очень понимают, что происходит, поэтому играют в «итальянскую забастовку». Совет общественного контроля по факту не привлекают к конкурсным отборам, это не наши догадки, а позиция членов СОК.

Более того, глобальные проблемы функционирования БЭБ остаются. Набрано до 900 сотрудников, чего точно недостаточно. Финансирования даже для этого количества детективов, аналитиков и других хватит только до середины сентября. Как можно кого-то еще отбирать? Чем платить правоохранителям зарплату? Обещаниями? Еще одно — переаттестация. Для проведения переаттестации, опять же, понадобятся средства. Зачем? Потому что если будут увольнять, то, как заметили в СОК, нужно будет выплачивать выходное пособие. Опять-таки, из каких средств?

Теперь об отстранении Федорова и Гагача. Почему на Банковой приняли такое решение? Потому что президента Зеленского посетил кто-то из «крупного бизнеса», скорее всего, это представители международных структур, указавшие на преступные действия со стороны этого дуэта. Никаких деталей, как и публичных скандалов, мы в последние несколько месяцев не слышали. Гарант Конституции позвал Татарова, тот в свою очередь пообещал разобраться. Как следствие, Пащук — плюс, Федоров и Гагач — минус. Не вдаваясь в то, правильно это или неправильно, констатируем: Татаров завязал на себя решение проблемы, дал определенные указания, а также добавил, что в случае серьезных претензий к БЭБ будет полная перезагрузка руководящего состава. Как будто предыдущих претензий недостаточно…

В результате законопроект №9080 просто лежит в парламенте, работает профильная временная следственная комиссия, которую возглавляет нардеп Ярослав Железняк, проводятся конкурсы на занятие вакантных должностей в БЭБ, два предыдущих руководителя находятся в отпусках и на больничном, заместитель Ермака Олег Татаров пообещал президенту «разобраться», а фактически конструирует новую конфигурацию контролируемых расследований финансовых преступлений со стороны офиса президента. Никогда такого не было и вот опять…

А дальше всех могут очень удивить финальные аккорды этой правоохранительной симфонии. Особенно если прислушаться к голосам высоких должностных лиц из системы уголовной юстиции, то можно услышать, что главу СБУ Василия Малюка сватают на руководителя МВД, а Алексея Сухачева, не прошедшего переаттестацию в прокуратуре в 2019 году, хотят перевести на таможню. Политическое шулерство высшей материи, и если отбросить потенциальную историю с Малюком, как-никак не самым плохим руководителем «конторы», то остальные кандидатуры выглядят, мягко говоря, странно.

Банковая так и не поняла, что, обменивая профессионализм на лояльность, можно вообще утратить контроль над любыми процессами в государстве.

В мире, где все меняется с молниеносной скоростью, а ситуация на фронте не дает права на грубые ошибки, особенно ценятся люди, способные посмотреть на проблемы под разными углами зрения. Это и называется helicopter view — взять и использовать широкий взгляд, сопоставить разные полученные данные, суметь сосредоточиться на деталях, «увидев за деревьями лес».

Источник материала
loader
loader