Президент Украины Владимир Зеленский на этой неделе заявил, что в ближайшем будущем в нашей стране не должно остаться детских домов и интернатов для детей-сирот, и детей, изъятых по различным причинам из семей и лишенных родительской опеки – все они должны найти новую семью, новый дом. Насколько на самом деле реально исчезновение интернатов – выяснял "Апостроф".
Сиротская статистика
По состоянию на август 2023 года в Украине насчитывается около 70 тысяч детей, лишенных родительской опеки и детей-сирот. Из них именно сирот – 31%, остальные – дети, изъятые из семей по различным причинам. Например, семейное насилие, алкоголизм или наркомания родителей.
При этом 48,5 тысяч таких детей (69%) воспитывают родственники, 16 тысяч (23%) находятся в приемных семьях или в детских домах семейного типа, и только 5,5 тысяч детей (8%) воспитываются в интернатах. Именно их и имел в виду президент, говоря о том, что интернаты должны исчезнуть из украинской реальности.
Кстати, интернаты – это название обобщенное. Есть дома ребенка – там воспитываются дети, лишенные родительской опеки и дети-сироты (чтобы было проще, в дальнейшем будем называть эти две категории просто сироты) в возрасте до 3 лет. Есть детские дома – там в возрасте от 3 до 7 лет. И есть школы-интернаты – там воспитывается лишенная родительского внимания молодежь в возрасте от 7 до 18 лет.
Но возникает вопрос – кто сейчас, в условиях войны, будет воспитывать чужих детей? Своих бы прокормить.
"На самом деле в настоящее время семей, желающих воспитывать чужих детей больше, чем самих сирот. При этом не каждый, кто этого хочет, способен быть приемным папой или мамой. Тут есть определенные требования, очень часто требуется специальная подготовка, обучение в учреждениях социальной службы. При этом необходимо быть готовым, что будет постоянный контроль со стороны государства за воспитанием таких детей", – рассказывает "Апострофу" бывший уполномоченный президента Украины по правам ребенка (он был первым детским омбудсменом после появления в нашей стране этой должности) Юрий Павленко.
Лед тронулся
Очень напряженной ситуация с сиротами была в середине 90-х годов. Тогда детские дома и интернаты из воспитательных учреждений превратились в источник довольно сильной волны беспризорности из-за массового нарушения прав детей. В те годы детских домов семейного типа не было в принципе. А иностранцы усыновляли в 3,5 раза больше украинских детей, чем украинские семьи. Процесс усыновления для украинцев мог длиться до трех лет. Для иностранных граждан из-за коррупционной составляющей – раза в три-четыре быстрее.
В те годы начали расцветать и частные детские дома.
"Их в Украине было около шестидесяти. Я, если честно, против коммерциализации этой сферы. Да, есть частные детские садики, частные школы, но там существует контроль со стороны родителей. А коммерческие интернаты… Это сомнительно", – говорит Юрий Павленко.
Лед тронулся в начале 2000-х годов, когда начали появляться детские дома семейного типа. Это, кстати, вызывало большое недовольство государственных детских домов, которые теряли "клиентов" и, соответственно, финансирование.
Уменьшились и сроки усыновления.
"Родители должны быть здоровы и вменяемые. Было полное медицинское обследование, куча справок. Справки с работы, о несудимости и так далее. Надо отметить, что коррупция отсутствовала – все понимали, что это благое дело. Ну может там какие-то шоколадки-мармеладки. В целом от ходатайства с просьбой об усыновлении до судебного решения, по итогам которого устанавливается усыновление, прошел почти год", – рассказывает "Апострофу" работник фондового рынка Евгений Колотов, который в начале 2000-х с женой усыновили двух мальчиков из детдома.
Причина улучшения ситуации с воспитанием сирот, в общем-то, банальна – государство начало искать альтернативные методы решения проблемы сирот, реформировать эту сферу и вкладывать в нее деньги.
Сейчас есть три альтернативы государственным интернатам. Это опекунство, приемная семья и детский дом семейного типа. Надо отметить, что усыновление сюда не входит.
"Усыновление – это когда бывший сирота находит полноценную новую семью, фактически рождается заново. Семье собственно и выплачивают единоразовую денежную помощь, как при рождении ребенка. А вышеуказанные три альтернативы – это когда семья выполняет делегированные государством функции по воспитанию детей. За соответствующее финансовое вознаграждение", – рассказывает Юрий Павленко.
Магия финансирования
Несмотря на то, что как правило, опекунами становятся родственники или близкие сироты, они все равно по закону получают в месяц на содержание ребенка финансовую помощь в размере 2,5 прожиточных минимума (сейчас это 6472,5 грн). Столько же получают на ребенка приемные семьи и детские дома семейного типа. Но это если здоровый ребенок. Если с инвалидностью – то 3,5 прожиточных минимума.
Кстати, разница между приемной семьей и детским домом семейного типа следующая. В первом случае – это когда взяли на воспитание до 4 детей, а во втором – когда детей до 10. И еще во втором случае семье выплачивается ежемесячно 30% от общей суммы на детей. Типа премия – так как семья не работает, а занимается только воспитанием.
В 2013 году в Украине сиротело 50 детей в день, и при этом ежедневно устраивалось под опеку, в приемные семьи – до 70 ежедневно. Ресурс – государственные детские дома и интернаты. Условно говоря, в середине 2000-х в заведении было 400 детей, стало 150. В комнатах было по 11 детей, становилось по двое-трое.
Кстати, с 2016 года в Украине существуют и патронажные семьи. Это, так сказать, промежуточный вариант: случились в семье проблемы (насилие, вредные привычки родителей, сейчас – вдруг родители погибли), ребенка забирает на время патронажная семья. На срок от 3 до 9 месяцев, в зависимости от обстоятельств. Если все наладилось – ребенка возвращают в семью, если нет – тогда вышеуказанные варианты.
Одним словом, понятно, почему сейчас желающих взять на воспитание чужого ребенка в Украине довольно много. А количество государственных интернатов в стране стабильно падает. Надо отметить, что на время войны усыновление украинских детей иностранцами приостановлено.
"Государственных школ-интернатов для сирот в Киеве нет, наверное, уже лет десять. Вместо них – детские дома семейного типа, где воспитывается 6-7 детей. Впрочем, есть у нас два интерната – центра реабилитации детей с расстройствами психического и физического развития. Один Святошинский, для девочек, второй Дарницкий – для мальчиков. Там по 5-7 сирот есть", – рассказывает "Апострофу" заместитель начальника Службы по правам детей и семьи КГГА Алексей Наумук.
Одним словом, государственные детские сады и школы-интернаты обречены и без заявления Владимира Зеленского. Сироты обязательно найдут себе новые семьи и дома. Было бы финансирование.