Реформы или репрессии? Почему ФОПам не нравятся новые правила налогообложения
Реформы или репрессии? Почему ФОПам не нравятся новые правила налогообложения

Реформы или репрессии? Почему ФОПам не нравятся новые правила налогообложения

Малым предпринимателям становится все труднее выживать в условиях постоянной закрутки гаек

После отмены налоговых льгот для малого бизнеса в августе 2023 года украинское правительство регулярно анонсирует новации для отечественных предпринимателей. Только за последние несколько дней мир ФОП всколыхнулся дважды: сначала таксистам пригрозили штрафами за отсутствие регистратора расчетных операций (РРО) и невыдачу кассовых чеков, а затем вообще объявили о переходе на европейскую систему налогообложения.

Пока чиновники внедряют новые стратегии борьбы с уклонением от уплаты налогов, ФОПы называют реформы репрессивными и убийственными для малого бизнеса. "Телеграф" выяснял, какие аргументы "за" и "против" имеет каждая из сторон.

Европейский подход в украинских реалиях

На днях глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил о намерении облагать налогом физических лиц-предпринимателей по польской системе. По словам чиновника, единый налог в Украине превратился из инструмента поддержки малого бизнеса в систему уклонения от налогообложения крупного и среднего бизнеса.

"Сейчас Министерство финансов Украины совместно с Международным валютным фондом рассматривают модель налогообложения, которая была бы цивилизованной, простой, прозрачной, понятной и позволяла поддерживать малый бизнес, а не закрывать глаза на то, как играют с налогами крупные предприятия", — сказал Гетманцев.

Сейчас ФОП третьей группы ежеквартально платят 3% или 5% от дохода (единый налог) и 1430 грн (22% от минимальной зарплаты ежемесячно) в виде единого социального взноса. С зарплаты наемных работников ежемесячно взимается 18% налога на доход физлиц, 1,5% дохода на военный сбор, а также работодатель должен платить в бюджет ЕСВ в размере 22% от начисленной зарплаты.

Так называемая "польская" модель налогообложения предусматривает разные ставки налога для разных видов деятельности: от 3% для торговли до 20% для сферы услуг, тогда как в Украине действует одинаковая ставка 5% для всех разрешенных видов деятельности. Также новая система позволит увеличить лимит по операциям. В Европе он составляет 2 млн. евро, против 7,8 млн. грн (198,7 тыс. евро) в Украине.

Почти одновременно с заявлением Гетманцева в Государственной налоговой службе отметили, что уже с 1 октября водители, предоставляющие услуги перевозки пассажиров и принимающие к оплате наличные деньги и/или электронные платежные средства, должны выдавать чеки. В противном случае к нарушителям могут применяться штрафные (финансовые) санкции.

Согласно пп. 1, 2 ст. 3 закона "О применении РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг", правила обязательны для таксистов, которые:

  • не являются налогоплательщиками первой группы;
  • производят расчеты в салоне авто в наличной форме или принимают в счет оплаты за услуги перевозок платежные карты;
  • не входят в список предпринимателей, освобожденных от РРО, утвержденного постановлением Кабмина от 23 августа 2020 года №1336.

Предприниматели в состоянии безысходности

Решение о введении подобных реформ во время войны предприниматели называют "широкомасштабным наступлением на микробизнес". По словам председателя движения предпринимателей "SaveФОП" Сергея Доротича, продолжающееся с 2015 года репрессивное закручивание гаек шаг за шагом уничтожает упрощенную систему налогообложения, которая является основой для микропредпринимательства в Украине.

Бизнесмен объясняет: на общей системе микробизнес в украинских реалиях работать не сможет, ведь для этого нужно иметь бухгалтера, а это уже не микробизнес — с карманных денег стартовать не удастся, нужен капитал.

"Если дело в ликвидации схемы по измельчению бизнеса, когда вместо официального оформления наемных работников для каждого сотрудника открывается ФОП, с этим нужно бороться другим способом. Пусть пропишут четкие критерии, по которым должно создаваться предприятие, каким образом предприниматель не имеет права оптимизировать свои расходы, создадут механизм доказательства связанности лиц в таких фирмах и т.д. Если же действующий закон позволяет работать таким образом, почему предприниматели должны страдать от этого? Бороться с измельчением бизнеса путем уничтожения возможностей для микропредпринимателей — бессмыслица", — говорит Сергей Доротич в комментарии "Телеграфу".

Возмущает ФОПов и несправедливость в подходе налогообложения для малого и крупного бизнеса. По словам главы движения "SaveФОП", пока компании-гиганты безнаказанно "оптимизируют" расходы по серым и черным схемам, микропредприниматели ежедневно сталкиваются с проверками, притеснениями и завышенными требованиями доказательства прозрачности своей работы.

Последствия реформ, направленных якобы на вывод большого бизнеса из тени, на самом деле затрагивают именно маленькие фирмы, усложняя их и без того тяжелое существование в условиях войны.

"Бизнес политика Романа Насирова (эксголовы Государственной фискальной службы и эксголовы Ассоциации участников рынков капитала. — Ред .) имеет общую совокупную налоговую нагрузку менее 1% от объема, тогда как я, предприниматель третьей группы, уплачиваю 5% от оборота. Средняя ставка, по которой налоговая реагирует и считает, что есть основания для проверок, это когда налоговая нагрузка общей системы менее 3%, т.е. ФОП-микропредприниматель имеет налоговую нагрузку больше, чем крупный бизнес, который оптимизируется за счет оффшорных и других схем. Это нонсенс. Для чего правительство борется с третьей группой, которая платит 5%? Зачем трогать первую группу, которая вообще самозанята и вопросов к ней быть не может? Единственное, что можно притянуть за уши — это вторая группа с фиксированным налогом, который фактически можно заменить патентом. В других случаях — это убийство малого бизнеса", — говорит бизнесмен.

Отчаяние предпринимателей достигло таких масштабов, что бывшие борцы с системой Януковича мечтают о возвращении Налогового кодекса образца 2010 года, который теперь кажется вполне либеральным.

Несовершенство сегодняшних правил ведения бизнеса в Украине подтверждается и нашим местом в рейтинге экономических свобод, где Украину опережает даже россия и беларусь, отмечает Сергей Доротич. В таких условиях отечественные предприниматели не видят будущего для своего бизнеса на Родине и все чаще решаются на перевозку его за границу.

"Малый бизнес сейчас в безвыходном положении: работать по существующим правилам все сложнее, а не работать совсем нельзя, ведь нам нужно содержать семьи. В цивилизованных странах малый бизнес — это рыночный стимул для создания рабочих мест и повышения заработной платы в крупном бизнесе. В Европе, если ты занимаешь себя сам, да еще и создаешь рабочие места, тебя носят на руках, а не душат репрессиями.

Украинки, с начала войны выехавшие за границу и открывшие бизнес в Польше, Румынии, странах Балтии, находятся в шоке от того, как это, оказывается, может быть просто. С уверенностью могу сказать, что многих предпринимателей от вывоза бизнеса за границу останавливает исключительно физическая невозможность уехать из Украины. Как только границы откроют, они уедут", — говорит Сергей Доротич.

Нельзя душить бизнес во время войны

Решение правительства об отмене упрощенной системы налогообложения было правильным шагом, считает заслуженный экономист Украины Алексей Плотников. Правительство вынуждено считаться с требованиями Международного валютного фонда, а подобные изменения в МВФ воспринимаются очень положительно, ведь международные институты имеют свое видение необходимости реформирования системы малого бизнеса в Украине.

В то же время, не все хорошо выглядящие на бумаге изменения могут быть успешно реализованы на практике, говорит эксперт.

"Нет ничего плохого в том, что у таксистов будут кассовые аппараты или они будут выписывать квитанции, как это делается в Западной Европе. Впрочем, я пока не вижу возможностей для массового приобретения этих аппаратов, начиная с финансовых возможностей предпринимателей, заканчивая возможностями по оборудованию РРО необходимым программным обеспечением и контролем за выдачей квитанций", — объясняет экономист в комментарии "Телеграфу".

Что же касается системы налогообложения для ФОП, вопросов к ней действительно много. И хотя заниматься ее реформированием необходимо, делать это во время войны, когда бизнес оказался на грани выживания, — не лучшая идея, говорит Алексей Плотников.

"Схема создания ФОП вместо оформления наемного работника — это не уклонение от налогообложения, а его минимизация. Такая оптимизация уплаты налогов возможна в пределах действующих законов, поэтому ничего криминального в этом нет. Если это кого-то раздражает, пусть вносят поправки в законодательство, пусть четко прописывают, что этого делать нельзя. Нет ничего удивительного в том, что бизнес ищет лазейки для выживания", — отмечает эксперт.

Источник материала
Поделиться сюжетом