Новый опасный этап.
Известно, что главком крайне редко дает интервью СМИ, но в этот раз The Economist напечатал сразу несколько материалов с ним.
1 ноября вышли три текста Валерия Залужного: колонка с кратким изложением его видения потребностей Украины; программное эссе на девять страниц под названием Современная позиционная война и как в ней победить; а также - журнальная статья с элементами интервью Залужного, в которой он объясняет свои взгляды.
По оценке политолога Владимира Фесенко, интервью и статья Залужного в The Economist содержат три главных сигнала.
Во-первых, это констатация факта, что война с Россией перешла в позиционную фазу.
"Это строгий, непопулярный, однако честный диагноз.
И это означает, что у обеих сторон войны нет преимущества для полной и окончательной победы, линия фронта не будет существенно меняться.
Собственно, она мало меняется уже почти год, после освобождения Херсона.
И эта ситуация может затянуться на неопределенное время.
Это сигнал, в первую очередь, нашим западным партнерам.
Но он важен и для нас, чтобы не было иллюзий и чрезмерных ожиданий скорой победы в войне против России", - пишет эксперт в Facebook.
Еще один важный месседж, считает Фесенко, Залужный посылает Западу.
"Запад должен определиться со своей стратегией в этой войне.
Статья Залужного в Economist стала своеобразным и неформальным ответом группе американских конгрессменов-республиканцев, которые обратились с открытым письмом к президенту США по вопросу как раз о целях и стратегии США по войне между Россией и Украиной.
Статья Залужного, конечно, не писалась с такой целью (она готовилась раньше), но появилась очень своевременно Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины четко сформулировал потребности ВСУ, что именно можно и нужно сделать для того, чтобы изменить нынешнее равновесие сил в войне с Россией в пользу Украины.
Мы должны вырваться из ловушки позиционной войны.
Однако, исходя из текста Залужного, мы не сможем это сделать только собственными силами.
Нашим западным партнерам мало сейчас просто помогать нам на минимальном уровне, чтобы мы не проиграли эту войну", - подчеркнул он.
Впрочем, Залужный указывает и на то, что мы можем и должны сделать собственными силами, как достичь "наращивания резервов", продолжил Фесенко.
"Если перевести "пятый приоритет" в предложениях Залужного на более простой и прямой язык, то речь идет о более эффективной и масштабной мобилизации.
Мы не можем выиграть войну силами только тех ребят, которые уже воюют в Силах Обороны Украины.
И это уже сигнал для украинского общества.
От себя добавлю, что это сигнал и для некоторых подчиненных Залужного, которым можно и просто отдавать приказы.
Дело в том, что система военкоматов подчинена командованию Сухопутных сил.
Но эта система, судя по всему, до сих пор остается советской по своей сути, морально и физически устарела.
Менять нужно не военкомов, а саму систему призыва и мобилизации в армию.
А это уже должно быть решение СНБО.
Как это сделать - нужно думать военным экспертам", - предложил он.
По мнению инвестиционного банкира Сергея Фурсы, "Залужный снова стал тем самым взрослым в комнате", потому что описал ситуацию на фронте максимально честно и подробно, профессиональным языком, и при этом сказал, что нужно делать.
"То есть он не скулит.
Он говорит, что есть проблема.
А у этой проблемы есть решение.
И показывает направление.
Причем эта статья писалась не для внутреннего потребителя.
Это адресовалось нашим западным партнерам.
Показывая направление той помощи, на которую мы рассчитываем".
И какая нужна, чтобы западный мир победил.
И чтобы не наступило вечное утомление от войны", - отметил он в блоге на сайте телеканала Прямой.
Как вырваться из ловушки.
Чтобы вырваться из западни позиционной войны и вернуться к маневровой, указывает Залужный, Украине нужны пять ключевых военных возможностей и технологий: авиация и преимущество в воздухе, усовершенствованные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), расширенные возможности для контрбатарейной борьбы, современные технологии для разминирования, наращивание резервов - в частности способность мобилизовать и обучать больше людей, о которых уже говорилось выше.
Сейчас, констатирует главком, сложившийся между Украиной и РФ фактический паритет по большинству этих направлений и является той ключевой проблемой, которая так много стоит ВСУ в попытке помешать России достижения ее военно-политических целей, а тем более - при освобождении территорий.
"Генерал говорит, что, как и в Первой мировой войне, мы достигли уровня технологий, который ставит нас в тупик, и необходим огромный технологический скачок, чтобы вырваться из этого тупика.
И, скорее всего, не будет такого глубокого и красивого прорыва, говорится в этом интервью.
Более того, генерал Залужный говорит: даже если сейчас Украина получит ту западную технику, о которой идет речь - это тоже может не привести к решительному перелому в войне.
Простой факт: мы видим все, что делает враг, и он видит нас.
Нам нужно что-то новое, как порох, который изобрели китайцы и мы все еще используем, чтобы убивать друг друга.
Вот это, на самом деле, главная идея всех этих текстов: без использования современных технологий ни Россия, ни Украина не могут вырваться из ситуации военного противостояния, в котором они находятся", - прокомментировал тезисы Залужного известный украинский журналист Виталий Портников в интервью Евгению Киселеву.
Вместе с тем, из статьи Залужного следует, что Украина рассчитывает на помощь западных партнеров по наращиванию мощностей на указанных главкомом пяти направлениях, пишет NV.
Основными путями Залужный называет развитие и наращивание украинской оборонной промышленности; создание и развитие в Украине "асимметричного арсенала вооружения и военной техники; а также создание, производство и развертывание новой ракетной техники".
Но и без Wunderwaffe (букв.
"чудо-оружие") - нам все-таки никак?.
"Вспомните, в конце Первой мировой войны также все ожидали появления каких-то новых прорывных технологий, в результате развалились сами империи, которые ожидали этих технологий.
А в конце Второй мировой все ждали появления того же ядерного оружия, которое, в итоге, появилось уже после поражения Германии.
Это интервью навело меня на воспоминания о тех двух финалах.
Но это - текст военного.
Генерал Залужный верно оценивает риски, появляющиеся при затягивании войны и непоявлении такого оружия на вооружении у украинской армии", - отметил Портников.
В то же время Сергей Фурса совсем не уверен в способности Запада помочь нам во всем этом, считая эти тезисы Залужного незаурядным вызовом для наших партнеров.
"Но пока мы не попросим, мы не узнаем.
И если не просить, то мы точно не получим того, что нас может приблизить к победе.
А там республиканцы как раз в Конгрессе спрашивали, что нужно для победы.
Хотели услышать это, чтобы голосовать за помощь для Украины.
Вот вам и ответ.
Вот вам и стратегия", - подчеркнул Фурса.
Ирина Носальская.