Все чаще можно услышать фразу, что украинцы устали от войны. Об этой тенденции говорят политические эксперты, ее признают и представители власти. Усталость отражается и на доверии к информации, которую озвучивают в массмедиа. Это, например, отразилось на рейтинге единого телемарафона. Согласно осенним исследованиям Киевского международного института социологии, количество тех, кто не доверяет телемарафону, выросло с 12% до 39%.
Но это традиционное телевидение. Мы же решили проанализировать, как усталость отражается на YouTube, и для этого сравнили два направления контента: политическую аналитику, которая показывала устойчивый рост в начале войны, и юмористические проекты, буйный взлет которых произошел на фоне отражения российского вторжения.
Эксперты теряют популярность
Первая тройка самых влиятельных военно-политических экспертов в YouTube, по разным критериям, выглядит так. Сергей Стерненко имеет самое большое количество подписчиков – 1,8 млн. Ролики Алексея Арестовича в среднем набирают больше всего просмотров, несмотря на то, что подписчиков у него чуть меньше, чем у Стерненко, – 1,7 млн. В среднем каждый выпуск с его участием набирает 800 тыс. просмотров. У Стерненко этот показатель почти в два раза меньше. И третий – Олег Жданов. У него значительно больше, чем у остальных экспертов, просмотров в YouTube – к лету этого года было 608 млн. Такие показатели стали возможны благодаря тому, что Жданова чаще других приглашали на ТВ комментировать ситуацию на войне, а потом этими видео делились другие каналы. Кроме того, после разговора с военными выяснилось, что чаще других экспертов они слушают именно Жданова. Несмотря на его косноязычие, у Жданова есть один важный плюс: он дает наиболее полный обзор ситуации на фронте, а кроме того, не вплетает в свои комментарии политику.
В то же время разворот Арестовича в критику происходящего – как по мнению военных, так и экспертов YouTube-пространства – стал главной причиной, по которой он теряет популярность. Еще полгода назад его эфиры с Марком Фейгиным стабильно набирали в среднем 1,5 млн просмотров. Хотя падение среднего показателя почти в два раза все равно не мешает ему оставаться одним из лидеров отечественного YouTube.
Общая тенденция оказалась такова, что блогеры уперлись в свои планки и количество просмотров остановилось на каком-то определенном уровне. Например, так произошло у Стерненко. Это же касается и ежедневной военной сводки от Романа Свитана. Правда, у последнего нет своего персонального канала и все его выступления проходят на платформе “24 канала”. За последние полгода интерес к его аналитике был ровным – видео в среднем набирало 400 тыс. просмотров, и это второй показатель после Арестовича среди украинских спикеров.
По этому показателю Олег Жданов проигрывает своим конкурентам – среднее количество просмотров его обзоров составляет всего 210 тыс., а количество подписчиков – 959 тыс. Что объясняется тем, что зрительские аудитории телеканалов и YouTube существенно отличаются.
Чтобы исправить ситуацию на YouTube-платформах телеканалов, продюсеры пытаются создавать коллаборации телеведущих и блогеров. Яркий тому пример – появление совместной программы Марка Фейгина и телеведущей “Прямого” Алены Курбановой. У журналистки уже давно существует и активно развивается YouTube-канал “Курбанова LIVE” (562 тыс. подписчиков), который регулярно обновляется уже на протяжении года. Однако все видео, которые выходят на нем, имеют очень небольшие просмотры – в среднем несколько десятков тысяч. Хотя есть отдельные выпуски, которые набрали в пределах одного миллиона. Как правило, эти скачки были связаны с появлением рейтингового гостя. Теперь же из нее пытаются создать королеву украинского YouTube. Вместе с Фейгиным она набирает на каждом видео по 300 тыс. просмотров на канале российского оппозиционера и по несколько десятков тысяч на своем, плюс репосты.
Основные причины, по мнению экспертов, в том, что уровень доверия ко многим военно-политическим блогерам просел. Одни обещали победу за две-три недели. Другие – возврат Крыма осенью. Однако никакие прогнозы не сбылись, и это оттолкнуло часть аудитории. Отсутствие хороших новостей в принципе отворачивает людей от подобного формата, когда беседа длится почти час.
Также ситуацию изменила и популярность формата Shorts, когда самые яркие новости и высказывания из часовой программы прокручиваются за одну-две минуты.
“Шоты в YouTube появились всего год назад и уже стали достаточно популярными. Причем до такой степени, что перебивают популярность больших видео, из которых они были нарезаны. Еще проблема в том, что короткие ролики YouTube меньше монетизирует, чем большие”, – говорит креативный продюсер и основатель канала "УкрЮтюбПроект" Сергей Мус Гулейков.
Рейтинг военно-политических экспертов в YouTube по количеству подписчиков
- STERNENKO – 1,8 млн подписчиков, среднее количество просмотров – 413,1 тыс.
- Alexey Arestovych – 1,7 млн подписчиков, среднее количество просмотров роликов о войне – 800 тыс.
- Олег Жданов – 959 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 210 тыс.
- Бутусов Плюс – 903 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 385,1 тыс.
- Yanina Sokolova – 871 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 194 тыс.
- Тарас Березовец – 766 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 200 тыс.
- Сергей Притула – 644 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 208,4 тыс.
- Курбанова LIVE – 562 тыс. подписчиков
- ISLND TV – 512 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 37,8 тыс.
- Виталий Портников – 474 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 74 тыс.
Юмор уже не спасает
Согласно стереотипам, когда в обществе начинается депрессия, один из лучших выходов – это комедия. Действительно, после 24 февраля 2022 года в украинском сегменте YouTube произошел резкий всплеск юмористического контента. Появилось много каналов различных комиков, а также набрали популярность те, которые появились до войны.
Толчок этому, с одной стороны, дало появление телешоу “Лига смеха”, из которого впоследствии вышло много новых юмористов. С другой – своеобразное “импортозамещение”, когда на место популярных российских стендаперов пришли украинские.
Конец прошлого – начало текущего года стали периодом расцвета украинского юмора, поскольку появилось несколько десятков шоу и стендаперов, видео которых набирали сотни тысяч просмотров. Однако с начала осени в этом сегменте происходит приблизительно та же ситуация, как и с политическими блогерами. Рост популярности остановился.
Наиболее популярные комики остались на своем, достаточно высоком уровне, как Юрий Великий. А есть и те, которые достаточно сильно посыпались. Например, гранды украинского телевизионного юмора “Вечерний квартал” и “Дизель Шоу”. До войны их концерты и номера по отдельности набирали миллионы просмотров, а некоторые даже доходили до десятка миллионов. Теперь это всего лишь десятки тысяч, и только отдельные номера или полные концерты приносят сотни тысяч.
Многие популярные комики пытаются запустить новые шоу, однако они пока не приносят больших просмотров. Например, на канале “Чоткий Паца” появилось несколько дней назад шоу “Балаболы”. Но не помогли ни раскрученная платформа, ни наличие звезды в первом выпуске – всего 17 тыс. просмотров. Похожая ситуация с “Лигой смеха” и “Бампером и Сусом”.
По словам психолога, как раз остановка роста популярности юмористических шоу и некое падение свидетельствуют о массовой психологической усталости.
“Многим людям во время войны не до смеха, и они считают, что веселиться сейчас неуместно. Кроме того, наступило некое отторжение развлекательных шоу из-за сильного контраста, который проявляется после окончания программы. После того как у человека резко изменилось настроение – с депрессивного на веселое, а потом обратно, он от диссонанса впадает в еще более глубокую яму. Нежеланием возвращаться на “американские горки” и можно объяснить некое падение просмотров юмористических программ”, – говорит психолог Елена Пушкарь.
Для того чтобы выйти из плохого психологического состояния, психолог советует зрителям переключиться на другие жанры – мелодрамы или трагикомедии. Главное, чтобы в сюжете фильма или шоу ситуация, в которой пребывает герой, менялась от худшего к лучшему. Тогда зритель будет ассоциировать себя с этим персонажем и понимать, что в конце туннеля есть свет. Это могут быть не только фильмы, но и какие-нибудь реалити-шоу с обязательным хеппи-эндом.
Рейтинг юмористических YouTube-каналов по количеству подписчиков
- “Чоткий Паца” – 4,5 млн подписчиков, среднее количество просмотров – 2,7 млн
- ЮМОР ICTV – Официальный канал – 4,41 млн подписчиков, просмотры отдельных номеров – от 7 тыс. до 4,7 млн
- Студия Квартал 95 Online – 4,05 млн подписчиков, просмотры – от 20 тыс. до 2 млн. Ранее просмотры часто приближались к 4-7 млн
- “Пешка” – 3,13 млн подписчиков, среднее количество просмотров – 1,4 млн
- BAMPER TV – 750 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 451,8 тыс.
- Лига смеха – 1,62 млн подписчиков, просмотры – от 16 тыс. до 1,9 млн
- Aleksey Durnev – 1,37 млн подписчиков, среднее количество просмотров – 825,1 тыс.
- Юрий Великий – 1,07 млн подписчиков, в среднем столько же просмотров каждого ролика. Минимум – 500 тыс., максимум – 4,7 млн
- Леви на джипі – 960 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 487,3 тыс.
- “Подпольный стендап” – 211 тыс. подписчиков, среднее количество просмотров – 90 тыс.
Читайте также: