19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Будет ли содействовать финансовому сектору еще большая независимость НБУ?
Будет ли содействовать финансовому сектору еще большая независимость НБУ?

Будет ли содействовать финансовому сектору еще большая независимость НБУ?

Будет ли содействовать финансовому сектору еще большая независимость НБУ?

С 1 января 2024 года вводится в действие Закон Украины «О финансовых услугах и финансовых компаниях», принятый два года назад. Это важный этап развития финансового сектора Украины, поскольку до сих пор взаимоотношения между его субъектами регулировались морально устаревшим Законом «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (от 2001 года). Принимая во внимание скорость развития финансовых технологий, можно сказать, что с момента принятия этого закона прошла целая эпоха.

Важной вехой в реформировании финансового сектора стало принятие в 2019 году так называемого закона о сплите, для выполнения которого в 2020-го была ликвидирована Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, а ее полномочия распределены между Нацбанком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Таким образом, с 1 июля 2020 года НБУ, в дополнение к банкам, стал регулятором страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй. В то же время к числу «подопечных» НКЦБФР добавились негосударственные пенсионные фонды и фонды финансирования строительства.

Несмотря на коронакризис и полномасштабную войну, реформа была довольно удачной: требования о раскрытии структуры собственности, а также применение нормативов по платежеспособности, достаточности капитала и прочем сделали небанковский финансовый сектор значительно более прозрачным и устойчивым. Хотя многим финансовым учреждениям пришлось уйти с рынка.

Но вернемся к ЗУ «О финансовых услугах и финансовых компаниях», который с началом нового года заменит собой предыдущий профильный закон. В чем его преимущества и особенности?

Фактически новый закон объединяет единой логикой все другие законы, регулирующие деятельность отдельных типов финансовых учреждений (банков, страховых компаний, кредитных союзов и др.), и определяет основные принципы деятельности по предоставлению финансовых услуг.

В законе четко определены виды финансовых услуг: страхование; предоставление средств и банковских металлов в кредит; привлечение средств и банковских металлов, подлежащих возврату; финансовый лизинг; факторинг; предоставление гарантий; торговля валютными ценностями; финансовые платежные услуги; финансовые услуги, которые предоставляются в рамках профессиональной деятельности на рынках капитала, предусмотренной частью второй статьи 41 Закона «О рынках капитала и организованных товарных рынках».

Указанная статья предусматривает, что на рынках капитала осуществляются следующие виды профессиональной деятельности (несколько упрощая формулировки): торговля финансовыми инструментами; организация торговли финансовыми инструментами; клиринг; депозитарная деятельность; управление активами институциональных инвесторов; управление имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществление операций с недвижимостью; администрирование негосударственных пенсионных фондов.

Таким образом, получаем комплексную картину финансового рынка Украины, каким он является по состоянию на сегодняшний день.

Вместе с тем ЗУ «О финансовых услугах и финансовых компаниях» в основном касается собственно финансовых компаний и ломбардов, поскольку деятельность банков, страховых компаний и кредитных союзов регулируется отдельными законами.

Согласно новому закону финансовая компания — это финансовое учреждение, которое на основании соответствующей лицензии имеет право осуществлять деятельность по оказанию одного или нескольких из таких видов финансовых услуг: предоставление средств и банковских металлов в кредит; предоставление гарантий; факторинг; финансовый лизинг; торговля валютными ценностями; финансовые платежные услуги по переводу средств без открытия счета и/или по осуществлению эквайринга платежных инструментов. То есть под это определение подпадает довольно широкий спектр финансовых учреждений.

Закон упрощает для финансовых компаний и ломбардов процесс выхода на рынок за счет отмены отдельной процедуры регистрации, которая будет проходить одновременно с получением лицензии. Кроме того, компании будут получать только одну лицензию с перечнем финансовых услуг, которые имеют право предоставлять, с правом его расширения.

Среди важных новшеств закона — введение понятия «тайна финансовой услуги» (информация о счетах клиента, его финансовом или имущественном положении, проведенных операциях и т.д.), установление правил ее сохранения, а также порядка раскрытия регулятором информации, являющейся тайной финансовой услуги.

В целом закон создает условия для улучшения государственного регулирования и саморегулирования финансового рынка и может дать дополнительный толчок для развития его небанковского сегмента.

Но где же та ложка дегтя, без которой у нас не обходится практически ни одна реформа? Особенно если одной из заинтересованных сторон является Нацбанк.

К сожалению, она есть и тут. Точнее, эта ложка дегтя зашита в тело другого закона, касающегося финансового рынка.

На подписи у президента находится ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании государственного регулирования рынков финансовых услуг» (законопроект №9422 от 26.06.2023), принятый ВРУ 22 ноября.

НБУ приветствовал принятие указанного закона как «внедряющего ответственное кредитование». Речь идет в первую очередь об установлении предельного размера процентных ставок по микрокредитам на уровне 1% в день (через восемь месяцев), обязанности финансовых компаний указывать информацию о дневной процентной ставке в кредитных договорах и возможности проводить качественную проверку платежеспособности заемщиков.

Казалось бы, это именно то, чего давно не хватало для развития в Украине цивилизованного рынка микрозаймов. Однако есть один нюанс.

В том же пресс-релизе НБУ сообщил также о том, что «новый закон предусматривает изменения в Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», которые дают возможность оптимизировать процесс принятия регуляторных актов НБУ в отношении небанковского рынка и привести его в соответствие с аналогичными процедурами на банковском рынке».

В переводе на понятный язык это означает, что НБУ очень хочет вывести свои нормативно-правовые акты из-под действия регуляторного законодательства. Кроме того, если быть точным, соответствующие изменения предлагается внести не только в упомянутый Нацбанком закон, но и в статью 56 закона о НБУ и даже в статью 28 ЗУ «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», теряющего силу с 1 января. Чтобы даже упоминания о том, что НБУ должен был соблюдать какие-то требования, нигде не было.

Представители реального сектора экономики и участники финансового рынка обратились к президенту с призывом ветировать ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании государственного регулирования рынков финансовых услуг» в части положений о выведении нормативно-правовых актов НБУ из сферы действия ЗУ «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

По их убеждению, указанные инициативы противоречат Конституции Украины, регламентам ЕС, обязательствам Украины перед ОЭСР и практике стран Евросоюза.

Следует отметить, что важным достижением в развитии небанковского финансового сектора в Украине является активное участие участников рынка в разработке законодательных и нормативно-правовых актов по его регулированию. Но в случае подписания президентом вышеупомянутого закона всем этим достижениям придет конец.

Нацбанк с определенного времени очень последователен в своем нежелании подчиняться каким-либо законам, кроме мастерски выписанного закона о НБУ. Например, в 2014 году (вскоре после назначения главой НБУ Валерии Гонтаревой) из статьи 56 «исчезла» норма о том, что нормативно-правовые акты НБУ подлежат обязательной регистрации в Минюсте. А уже потом была «очистка» банковской системы волюнтаристскими методами.

Стремление НБУ быть максимально независимым от национального законодательства, к сожалению, уже никого не удивляет (таким — буквальным — является его трактовка понятия независимости центрального банка). Но зачем это делать путем дискредитации вполне положительных законодательных инициатив, которые могли бы изменить жизнь к лучшему. В конце концов, негатива в нашей жизни в последнее время хватает.

Источник материала
Поделиться сюжетом