Коломойский и Боголюбов не останавливают реструктуризацию бизнеса под присмотром правоохранителей
В нефтетрейдинговом бизнесе группы "Приват" богатейшего украинского заключенного Игоря Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова — очередные изменения. На авансцену вышел новый трейдер, ставший "фронтменом" сети из почти 1 000 заправок, входящих в группу Avias — ООО "Локкард". Вернее, "фронтвумен", поскольку руководителем и единоличным владельцем этой компании является женщина — жительница Кропивницкого Лариса Янкул. Таким образом, тенденция гендерной реструктуризации бизнеса опального олигарха, начавшаяся минувшей осенью, продолжается.
ООО "Локкард" зарегистрировано еще в декабре 2021 года, однако до осени 2023 г. фактически не вело хозяйственной деятельности. "Звездный час" компании наступил после того, как 2 сентября прошлого года сотрудники Службы безопасности Украины вручили Коломойскому подозрение по статьям 190 (мошенничество) и 209 (отмывание имущества, полученного нелегальным путем) УК Украины. И в тот же день Шевченковский суд избрал олигарху меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой залога в сумме 509 млн грн, которая впоследствии была увеличена до 3,9 млрд грн.
Уже через несколько дней после суда, 5 сентября, новым руководителем и единоличным владельцем компании стала Янкул. А через месяц после этого "спящая" компания получила лицензию на оптовую торговлю горючим. И в ноябре 2023 года начала активно участвовать в государственных тендерах, предлагая бензин и дизельное топливо по талонам. На сегодняшний день ООО "Локкард", по данным системы анализа публичных закупок ВИ.Prozorro, уже подписало по результатам тендеров более 400 договоров на общую сумму примерно 200 млн грн. Более того, с конца прошлого года "Локкард" стал распорядителем сайта avias.ua и мобильного приложения JET!, с помощью которых можно покупать топливные карты Avias. "Локкард" выкупил их у предшественника — ООО "Интекс инвест".
В чуме смысл? Как уже писал Телеграф, после того, как Коломойский попал в СИЗО, его бизнес уже несколько раз пытались арестовать правоохранители. На дюжину непосредственно принадлежащих ему активов арест наложил тот же Шевченковский суд в сентябре с подачи Бюро экономической безопасности Украины. Под арест попали, в частности, доли в уставных капиталах АО "Полтаваоблэнерго", ФК "Днепр" и десяток других. Однако бизнесы, составлявшие основу группы "Приват", арест обошел стороной. Все они оформлены на лиц, формально с не связанных Коломойским. НАБУ пыталось расширить этот перечень, однако добилось лишь временного результата. В сентябре арест был наложен на доли в 307 юридических лицах стоимостью более 3 млрд грн, которые антикоррупционное ведомство сочло связанными с Коломойским. Арест продержался всего 48 часов: суд его не продлил.
Логично, что в такой ситуации группа "Приват" приступила к реструктуризации. В ее ходе основные денежные потоки были переведены на компании, оформленные на посторонних лиц. Локомотивом этого движения стала группа Avias. Это сеть автозаправок, работающих под брендами "Авиас", ANP, Sentosa Oil, "Юкон Сервис", "Мавекс", ЗНП. Всего в нее, по состоянию на сегодняшний день, по подсчетам "Телеграфа", входит около 940 АЗС по всей Украине. И все они, по данным "Телеграфа", теперь стали партнерами ООО "Локкард", принимая топливные карты Avias, которые продает компания Янкул. Последняя хоть официально и представляется как конечный бенефициарный владелец, однако очевидно таковой не является. Как установил "Телеграф", в 2018-2020 г. она работала менеджером в ООО "Ливайн торг", которое в то время было центральным "приватовским" поставщиком топлива в системе госзакупок (только в 2020 г. выручка компании составила 6,6 млрд грн). Похоже, что именно большой опыт и лояльность стали главными причинами избрания Янкул на роль нового официального лидера группы Avias. Также можно уверенно говорить об уже очевидной тенденции, которую заметил Телеграф: с прошлого года в Привате на первый план все активнее выдвигают женщин. Именно они возглавили новых трейдеров в структуре группы Avias — ООО "Инкам Финанс" и ООО "Тенегия", где "фронтвумен" стали жительница Запорожья Елена Кириленко и Юлия Леонова из Днепра.
Интересно, что на момент ареста Коломойского во главе этой топливной цепи стояло "мужское" ООО "Интекс Инвест". Как уже писал Телеграф, эта компания была зарегистрирована в 2015 году, однако до 2022 года она фактически существовала только на бумаге. В августе 2022 года единственным основателем и директором компании вместо малоизвестного Юрия Шапрана из Запорожья стал 35-летний житель Днепра Антон Посылаев. По данным "Телеграфа", еще несколько лет назад он работал специалистом по внедрению IT-решений в ООО "Международный аэропорт "Днепропетровск", которое контролировал Коломойский через компанию "Днеправиа". А отец Антона Посылаева — Сергей — был коммерческим директором "Днеправиа".
В октябре 2022 года компания получила право на использование торговой марки "Авиас", а в ноябре 2022 — лицензию на оптовую торговлю горючим. После этого "Интекс Инвест" начал экспансию на топливном рынке, один за другим получая заказы на поставку бензина и дизеля госзаказчикам по топливным картам "Авиас". В общей сложности компания подписала около 14,3 тыс. договоров на 3 млрд грн — и в ноябре, после выхода статьи "Телеграфа" о ее деятельности, вышла из игры, передав эстафету женщинам.