Задача – снять ветеранов с социальной иглы: в Минвете объяснили свою стратегию, большую цифровизацию услуг и мемориал в Быковне
Задача – снять ветеранов с социальной иглы: в Минвете объяснили свою стратегию, большую цифровизацию услуг и мемориал в Быковне

Задача – снять ветеранов с социальной иглы: в Минвете объяснили свою стратегию, большую цифровизацию услуг и мемориал в Быковне

Получить статус ветерана можно будет в пару кликов

В начале февраля Верховная Рада уволила главу Министерства ветеранов Юлию Лапутину, которая занимала этот пост с 2020 года. Вместо нее был назначен новый министр, но пока с приставкой "и.о." Александр Порхун. Тем не менее, в команде Порхуна уже уверяют, что выведут поддержку ветеранов на качественно новый уровень и обещают большую цифровизацию услуг.

О планах Минвета на 2024 год в блиц-интервью "Телеграфу" рассказал директор Департамента социальной защиты Министерства по делам ветеранов Руслан Приходько.

— Сейчас Минвет разрабатывает стратегию ветеранской политики. Однако вот уже вторая годовщина широкомасштабного вторжения, почему стратегию разрабатывают только сейчас? Почему ее до сих пор не было?

— Стратегию разрабатывали еще до начала полномасштабного вторжения. Она на высоком уровне была согласована с другими центральными органами исполнительной власти и включала в себя самый успешный опыт развитых стран: США, Великобритании и других наших партнеров. У них это называется from military to civil transition, а у нас – "переход от военной службы к гражданской жизни".

Однако полномасштабное вторжение сломило все процессы. А это была фундаментальная история, поскольку она логически объединяла в совместных процессах Министерство обороны, Минветеранов, Минздрав и вносила изменения в большое количество документов.

На сегодняшний день мы проводим коммуникации с нашими партнерами, ветеранским сообществом и используем все наши предыдущие наработки для создания единой модели стратегии.

— На каких принципах?

— Главной и сложной задачей для нас сегодня является снять ветеранов с социальной иглы, ведь закон обещает не выполняемые в полной мере социальные льготы. И здесь есть ограничение Конституции, поскольку даже банальную норму, которая предусматривает, например, безвозмездную установку проводного телефона, что сейчас вообще не актуально, мы не можем просто взять и изменить, поскольку это в определенной части ограничивает права и свободы. Надо же переформатировать [поддержку ветеранов] на вопросы развития и успешную интеграцию ветеранов в гражданскую жизнь.

— Так когда ждать новой стратегии? До конца года будет?

— В этом году это 1000 процентов! Ветеранское сообщество готово стать бок о бок с нами в формировании соответствующей стратегии, первые драфты законопроектов уже предоставлены Александру Порхуну, поэтому я думаю, что в супер-ближайшей перспективе будут конкретные сдвиги.

— Общественность подчеркивает необходимость создания в Украине реестра ветеранов. Премьер Денис Шмигаль сообщил, что введение такого реестра в планах правительства на 2024 год. Расскажите поподробнее.

— Реестр ветеранов есть. Он прошел все эксплуатационные исследования, имеет все необходимые сертификаты, степень защиты. То есть, он есть, он работает. На его основе будут построены все последующие цифровые инструменты и сервисы для получения услуг ветеранами. Неважно, какую стратегию ветеранской политики мы выберем, однако цифровизация в этом процессе играет ключевую роль. Невозможно построить эффективные, качественные, доступные сервисы для ветеранов, не имея в основе реестра, позволяющего верифицировать человека. Наша задача – построить взаимодействие с другими реестрами в нашем государстве.

— Кстати, о цифровизации. И.о. министра говорил, что отныне это будет приоритет Минвета. Что здесь планируется? К примеру, более удобное прохождение МСЭК, ВЛК?

— То, что касается МСЭК, ВЛК, там много участников этого процесса и компетенций разных министерств. Я с более простого начну. Например, то, над чем мы работаем сегодня, это получение статусов: лица с инвалидностью в результате войны, участника боевых действий, члена семьи погибшего. Наша цель сделать так, чтобы человек мог с мобильного телефона подать заявление и получить свой статус. Если у человека нет цифровой грамотности или технической возможности, хорошо, он идет в любой ЦНАП по экстерриториальному принципу.

Или, например, какую-нибудь денежную выплату получить. Для этого не нужно проходить 100 кругов ада. Следует дать возможность за счет цифрового инструмента подать заявление и получить выплату. Впрочем, мы тяготеем к комплексности предоставления услуг: мы сейчас работаем с ЦНАПами и у нас уже есть стандарт предоставления услуг ветеранам в центрах предоставления административных услуг, предусматривающий комплексный подход, чтобы ветеран за один визит в ЦНАП мог оформить максимальное количество услуг, закрыть максимальное количество своих потребностей.

Неважно, это общегражданские нужды (просто справка, перерегистрация, выписка, оформление ФЛП) или чисто ветеранская услуга: выплата, статус и т.д. Кроме того, в этот стандарт мы включаем не только государственные, но и местные услуги, введенные за счет областных бюджетов. Мы масштабируем это на всю Украину и соответствующий нормативный акт уже направлен в правительство.

— Проект военного мемориального кладбища в Быковне. Что сейчас происходит с ним?

— Александр Порхун поставил задачу профильным подразделениям максимально приблизить первую очередь строительства, чтобы можно было уже начать захоронение. Там еще регулируют юридические вопросы и уже в ближайшее время приступят к строительству. Задача стоит сделать это быстро по возможности не оттягивать. Будем форсировать строительство.

— Мы часто видим в соцсетях, что ветераны сами себе собирают средства на лечение, протезирование. Почему так вообще происходит?

— Во-первых, люди могут не хотеть получить протезы, которые им предлагают за счет государственного бюджета.

— Почему?

— Ну, многие считают, что за границей протезы лучше и функциональнее. И люди имеют на это право, это их личное желание.

Кроме того, может быть ситуация, что у нас ненадлежащая информированность ветеранов об их возможностях и механизмах помощи. И поэтому мы будем менять нашу информационную политику, смещая фокус внимания на то, что можем дать ветерану и как ему это получить. Уверяю, что в ближайшее время вы увидите значительный разворот министерства.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .

Источник материала
loader
loader