Одиозный поставщик времен Порошенко до сих пор зарабатывает на ВСУ
Печально известная группа "Трейд коммодити" меняет структуру. Это началось после разоблачения БЭБ дерзкой схемы поставки топлива для ВСУ на 3 млрд грн. Старые компании, фигуранты уголовных производств, ликвидируются. А новым "фронтменом" группы становится малоизвестный житель Днепра Валентин Матвиец. Следы ведут в направлении основателей "Трейд коммодити".
Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ) не "отпускает" группу "Трейд коммодити". 4 марта Шевченковский районный суд Киева продлил срок досудебного расследования в уголовном производстве, открытом за 3 дня до полномасштабного нападения на Украину — 21 февраля 2022 года. По этому делу БЭБ распутывает клубок вокруг одного из самых скандальных топливных трейдеров Украины.
Расцвет так называемых "комодов" пришелся на президентство Петра Порошенко. Группа в 2015—2019 годах получила более 15 млрд грн от поставок топлива "Укрзализныци" и Минобороны. И это неудивительно, учитывая, что ее "инвесторами" были Андрей Адамовский и Владимир Трофименко. Первый был известен как старший партнер тогдашнего влиятельного нардепа от БПП Александра Грановского, которого называли "смотрящим" от Порошенко за судами. А второй имел прямую связь с блоком Порошенко.
БЭБ уже вручило два подозрения: экс-директору ООО "Торум" Димитрию Медведеву и директору ООО "Бром-КОР" Николаю Резуненко. Обе компании входили в группу "Трейд коммодити". По данным следствия, они разработали схему уклонения от уплаты акцизного налога с использованием близких к ним предприятий и государственного ПАО "НТК "Электронприбор".
Эту схему "Телеграф" уже описывал. При ввозе в Украину топлива для реактивных двигателей "Торум" и "Бром-КОР" декларировали его как товар, который якобы идет предприятию самолетостроительной отрасли — ПАО "НТК "Электронприбор". Им управляет Фонд госимущества. Это позволяло уплачивать акцизный налог по льготной ставке 21 евро за 1000 литров (обычная ставка — в 10 раз выше). Далее они имитировали поставки топлива "Электронприбора", менеджеры которого (очевидно, не бесплатно) отчитывались о якобы переработке вышеуказанного топлива в растворитель. А по факту топливо транзитом шло к главному трейдеру "Трейд коммодити" на тот момент — ООО "Эксон ЮК". Он продавал авиационное горючее связанному с ним ООО "Энергомед+", а последнее уже поставляло его военным.
В 2022 году "Энергомед+" заключил с Минобороны договоры на поставку авиационного топлива JET А-1 на 735,6 млн грн и бензина А-80 на 2 млрд грн для нужд Вооруженных сил Украины. Подписывал контракты печально известный подполковник Богдан Хмельницкий. По другому эпизоду (дело о закупке некачественных бронежилетов более чем на 100 млн грн) еще в начале 2023 года ему было объявлено подозрение. Именно он покупал "знаменитые" яйца по 17 грн за штуку.
Следователи установили, что только во втором полугодии 2022 года Минобороны перечислило ООО "Энергомед+" 2,5 млрд грн. "Что привело к занижению налоговых обязательств по НДС при реализации Министерству обороны Украины горючего в период с июля 2022-го по январь 2023-го на общую сумму 238 875 362 грн", — цитирует суд выводы следователей в еще одном уголовном производстве БЭБ.
Топливный конец "Трейд коммодити" неизбежен? Реальность оказалась иной. Большинство компаний, фигурирующих в материалах дела "БЭБ против "Трейд коммодити", уже прекратили деятельность или готовятся к этому.
К примеру, ООО "Торум" ликвидируется с сентября 2023 года, а саму компанию недавно переписали на жителя Запорожья Александра Кадырова. Как свидетельствуют судебные материалы, его полный тезка неоднократно был судим и проходил курс лечения от наркомании.
"Эксон ЮК", который еще два года назад был главным трейдером группы (в 2022 году выручка этой компании составила 9,3 млрд грн), в октябре 2023 года сменил название на ООО "Альтаир" и адрес (по новому, как указывают налоговики, он практически не находится). А в декабре 2023 года остался без лицензии на торговлю горючим, которая была аннулирована. Скорее всего, эта компания присоединится к своим обанкротившимся коллегам.
В этот список может попасть также и ООО "Энергомед+", которое в феврале этого года также сменило адрес. Интересно, что это было сделано после того, как Хозяйственный суд Кировоградской области в ноябре 2023 года по иску Офиса генерального прокурора взыскал с компании в пользу Минобороны почти 233 млн грн.
Кто же будет главным топливным трейдером в составе группы "Трейд коммодити"? По данным "Телеграфа", кандидат был определен заранее. Это ООО "Ексон ЮК" (да, название отличается от предыдущего на одну букву), которое зарегистрировано в Киеве в январе прошлого года.
"Новая" компания по итогам 2023 года уже наторговала топливом (в основном дизелем) на 4 млрд грн. Ее владельцем и директором на бумаге является малоизвестный житель Днепра Валентин Матвиец. В 2022 году он руководил компанией "Нефть Кэпитал Групп". До 2022 года она принадлежала венчурному фонду "Национальный Капитал", бенефициаром которого числилась Инна Свиридовская. И вот она более известна как член ревизионной комиссии компании "НЕСТ" инвестора "Трейд коммодити" Владимира Трофименко.