Бензин и дизель подешевели: что будет с ценами на горючее до конца года/Автогаз, в отличие от другого топлива, дорожает
Бензин и дизель подешевели: что будет с ценами на горючее до конца года/Автогаз, в отличие от другого топлива, дорожает

Бензин и дизель подешевели: что будет с ценами на горючее до конца года/Автогаз, в отличие от другого топлива, дорожает

Цены на автомобильное топливо в Украине меняются разнонаправленно – в то время, как бензин и дизель дешевеют, сжиженный газ продолжает уверенно дорожать. "Апостроф" разбирался, чем обусловлены такие тенденции, и как будут вести себя цены на горючее до конца года.

В Украине резко подешевели бензин и дизельное топливо.

Весь сентябрь и большую часть октября цены на бензин и дизель лежали в дрейфе, а ближе к концу текущего месяца обвалились. Если еще 18 октября бензин марки А-95 стоил в рознице в среднем 56,6 гривны/литр, то 25 октября – уже 55,74 гривны/литр.

С дизтопливом ситуация еще более интересная. Как и на бензин цены на него оставались долгое время стабильными, хоть и с небольшим нисходящим трендом, а обвал произошел в середине нынешнего месяца. Падение цен на дизель началось раньше, но происходит не так резко, как на бензин. Так, если 11 октября литр ДТ на заправках в среднем стоил 52,74 гривны, то уже 18 октября - 52,36 гривны, а 25 октября – 51,95 гривны.

Розница идет за оптом

Что же стало причиной столь резкого падения цен на нефтепродукты?

Причин, на самом деле, несколько. Одна из них – снижение оптовых котировок в Европе.

"Оптовые цены упали давно, а розница немного призадумалась, а при нормальной работе рынка это должно было произойти существенно раньше", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.

Снижение же цен в Европе обусловлено падением мировых котировок на нефть.

"Если в начале месяца цена была 79 долларов за баррель, то сейчас она 76 долларов, а до этого почти неделю была 74 доллара", - пояснил в разговоре с изданием директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Но бензин и дизель дешевеют в Украине не только поэтому.

"Закончился активный сезон потребления, и компании начали искать возможности того, чтобы стимулировать продажи и таким образом склонить на свою сторону потребителя", - говорит Куюн.

По словам Александра Сиренко, снижение объемов реализации горючего происходит уже третий месяц подряд.

"В сентябре - минус 6% к августу, при том, что в августе тоже было снижение. Люди меньше стали заезжать на заправки, - рассказывает эксперт - И, если немного заглянуть вглубь, то картина еще хуже: люди реально начали экономить, с премиальных сетей они перетекли не в средние и даже не в лоукост, а сразу побежали к "бочкам" (нелегальные и полулегальные продавцы горючего – "Апостроф"), поскольку качество одинаковое, а заправить полный бак – ощутимо дешевле, если разница уже 10 гривен на литре".

В борьбе за клиента сразу несколько крупных сетей провели в минувшие выходные 19-20 октября акции, в рамках которых скинули по 5-6 гривен на литре.

"В понедельник (21 октября) эта волна схлынула, но все равно забрала с собой 2 гривны на бензинах и 1 гривну на дизельном топливе по сравнению с пятницей, 18 октября", - резюмировал Сергей Куюн.

Нефть газу не указ

Но ни снижение нефтяных котировок, ни сокращение внутреннего спроса не остановили рост цен на сжиженный автомобильный газ.

Цены на этот вид топлива взлетели в сентябре, после того, как в Украине повысили акцизы на горючее – ведь именно на автогаз акциз вырос больше всего, с 52 евро до 148 евро за 1000 литров (рост на 185%), тогда как бензин и дизель повышение акцизов, которое для них было существенно скромнее, даже "не заметили".

В первую декаду сентября средняя розничная цена автогаза достигла психологической отметки 30 гривен/литр, после чего продолжала расти. По состоянию на 25 октября, сжиженный автомобильный газ стоил уже почти 35 гривен.

"Газ продолжает дорожать, потому что полностью еще не отработан этот акциз, который повышен на 185%, - сказал в комментарии "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - И этот рост оказался даже меньше, чем ожидалось, потому что происходило снижение цен на нефть и нефтепродукты в Европе. Автомобилистам очень повезло, что повышение акцизов совпало по времени со снижением цен на нефть".

Еще одна причина подорожания автогаза – сезонная.

"В Европе отпускная цена на газ растет, поскольку сейчас сезон закачки в связи с подготовкой к зиме в разных странах, в частности, в Польше, где газ используется не только как автомобильное топливо, но и как источник энергии для отопления. Таким образом, ресурса становится меньше, и цена понемногу растет", - рассказал Александр Сиренко.

Эксперт добавил, что акциз на сжиженный газ начал отыгрываться в конечных ценах как раз в октябре, поскольку закончились запасы, сделанные операторами рынка до его введения, соответственно, в нынешнем месяце рост стоимости топлива ускорился.

Где-то рост, где-то падение

Что будет с ценами на горючее дальше?

"По газу движение продолжится, до конца года, думаю, точно, - говорит Александр Сиренко. - Еще в сентябре я прогнозировал цену 40 гривен (за литр), и сейчас сохраняю этот прогноз".

"Сжиженный газ продолжит дорожать, пока сезонный спрос на него не сократится, - соглашается Геннадий Рябцев. - Вполне возможно, что (к концу года) будет 40 гривен за литр, но вероятнее все же - где-то 38 гривен с копейками".

Что касается бензина и дизеля, то на сегодня предпосылок для увеличения цен на них нет.

"Рост пока точно не ожидается. Думаю, что по дизельному топливу может быть дальнейшее падение в пределах 1 гривны, а по бензинам - вряд ли", - говорит Сергей Куюн.

То есть, если сейчас дизель в среднем на АЗС стоит около 52 гривен за литр, к концу года он может подешеветь до 51 гривны.

"Постепенно будет уменьшаться маржа, поскольку засветили истинную цену – те самые минус 6 гривен, - рассказывает Александр Сиренко. - Пока что прогноз – цена бензина и дизеля до конца года будет в диапазоне 50-55 гривен (за 1 литр)".

Но это – при условии, что нефтяные котировки останутся на текущем уровне. Напряженность на Ближнем Востоке сохраняется, и в случае обострения ситуации цены на нефть могут вырасти, соответственно, поднимутся и цены на нефтепродукты.

Равно как и наоборот – если нефть будет дешеветь, бензин и дизтопливо тоже подешевеют.

Еще однин фактор - курс гривны. Если до конца года он будет стабильным, то и заметных колебаний в цене горючего не должно произойти.

Теги по теме
нефть цены
Источник материала
loader