/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F2c3786cd0c3720a23e97f5fc7e87cb1e.jpg)
«В современных украинских комедиях в кадре одни и те же краски и эмоции». Интервью с актрисой Екатериной Вишневой/Вишневая пытается разрушать штампы и стереотипы в кино
Екатерина Вишневая – украинская актриса театра и кино. Муж звезды Олег Москаленко воюет на Донецком направлении, а у Катерины множество проектов, она не бросает сцену, снимаясь в кино и играя в театре «Золотые ворота». В интервью «Апостроф Lime» актриса рассказала о работе в Литве, возвращении в Украину и высказалась о проблемах украинского кинопроизводства и театра.
Екатерина Вишневая Фото: личный архив Екатерины Вишневой
”И не будет”: у Святослава Вакарчука ответили относительно статуса УБД.
- Катя, война не помешала и в прокат выходит лента за лентой. Как вы думаете, каким должно быть украинское кино, чтобы не опуститься до уровня дешевого «мыла», которое хочется пересмотреть только раз?
- Прежде всего, должна быть неоднократная идея. Все работающие над лентой должны ставить цель не чисто зарабатывания денег и за каждое действие нести ответственность, делать все максимально качественно. К сожалению, у нас не всегда так бывает. Но с другой стороны, если посмотреть на Голливуд, на который привыкли равняться, там тоже далеко не все ленты успешны. Некоторые являются откровенным мусором. Я уверена, что количество нашего кино рано или поздно перейдет в качество. Нам не избежать неудачных, откровенно глупых и дешевых проектов. Стоит делать самостоятельные шаги в развлекательном сегменте, потому что, по-моему, с историческими фильмами мы справляемся гораздо лучше.
– Какие украинские новинки кино Вас приятно поразили, а какие наоборот – разочаровали?
– Мне очень понравился фильм «Безумцы». Здесь крутая идея, невероятная операторская работа, режиссерская, актеры отлично сыграли свои роли. И неважно, это эпизод в дурдоме на пять сценок, где ты не говоришь ничего, или это большая роль агента НКВД, которого сыграл Сергей Кисиль. Я откровенно кайфанула и во время просмотра возникла мысль: "Я тоже хочу в таком сняться". О том, что не понравилось, не слишком корректно говорить.
'"Это такое счастье в это бурное время": Ольга Сумская в День театра показала себя без грима.
– А почему мы очень часто видим заезженный состав актеров в фильмах? Разве у нас нет талантливых имен?
- Да, у нас сейчас получается очень много комедий с одним и тем же набором актеров. Меня удивляет, что людям не интересно открывать других. Я знаю невероятное количество востребованных актеров, но они в тени. В современных украинских комедиях в кадре одни и те же краски и эмоции.
– А почему так?
– Мне кажется, что пока эти люди на пике популярности, у них много подписчиков в Инстаграм, Тик-Ток, соответственно на них хайпируют. Мало кто пойдет на талантливого актера Сергея Киселя. Это я знаю, что он офигенный. Общая аудитория этой страны не пойдет только потому, что она не распиарена. Это вопрос коммерции и здесь мы не отличаемся от Голливуда. Никто не знал, кто такой Том Холланд, пока его не раскрутили. Он что был худшим актером до этого? Нет. Такие же процессы и у нас происходят. Это вопрос не творчества, а коммерции. Я даже знаю случаи в нашем украинском кинопроизводстве, когда у актера, которого поставили на афишу чуть ли не центральным персонажем в фильме, было от силы десять реплик, но его вставили на афишу из-за узнаваемости.
- Как Вы считаете, нужны ли сейчас фильмы о героях? По каким критериям следует оценивать сценарии о войне?
- Фильмы о героях нужны, потому что мы фиксируем истории здесь и сейчас. Это необходимо для последующих поколений. А что касается качества сценариев, приведу пример. Когда ты приезжаешь за границу, эти люди живут в другой реальности и не понимают контекст. К примеру, в спектакле имитируется взрыв и все на сцене приседают. В Украине каждый знает, что это, а у европейцев такого представления нет. Им следует объяснить, что это взрыв и это естественная человеческая реакция. Поэтому нужно продумывать каждую деталь.
20 минут рыдал: певец Дантес пережил странный случай.
Еще я сейчас преподаю у детей-подростков, которые на меня удивленными глазами посмотрели, когда сказала, что была участником Революции Достоинства. У них было представление, что там были только деды и азовцы. Об азовцах распространила нарративы российская пропаганда, которая с каждого утюга рассказывала об азовцах. Эта ложь просто втиралась в головы, а мы должны доносить правду и правильные месседжи.
- Катя Вишневая сегодня – это кто? Актриса, жена военного, драматургиня, преподавательница?
– Я не ставлю себе определенных рамок. Сейчас такое время, что можно всем быть одновременно. Я мама, жена военного, актриса, режиссера, драматург и преподаватель. И все это нераздельно существует. Из-за преподавания я доношу детям правильные вещи, мы не просто учимся калибровать свои эмоции, а прирабатываем сценарии, связанные с историей, культурой, войной. И они с удивлением узнают, какие у нас были крутые личности. На сцене я тоже доношу смыслы. У меня есть человек, которому я собираю деньги и помогаю другим военным, потому что без этого все остальное было бы невозможным.
Екатерина с мужем и дочерью Фото: личный архив Екатерины Вишневой
– Я знаю, что Вы создали пьесу о женах военных «Жены». Как его восприняли зрители?
– Она играет в Киеве, заинтересовались пьесой для постановки в Полтаве и Харькове. Также меня пригласили за границу в Германию и Польшу.
– Катя, а как это быть женщиной, мужчина которой воюет?
– Это ужасно. Ты живешь свою жизнь на 70%, а 30% всегда фоново проверяешь телефон, интересуешься новостями в том регионе, где находится мужчина. Постоянно об этом думаешь.
Победительница "Холостяка" Екатерина Лозовицкая заявила, что не участвовала в конкурсе "Мисс Украина Вселенная".
- Когда вы последний раз виделись с Олегом?
– На Новый год, когда у него был первый отпуск за год. Сейчас он работает в Донецком направлении. Больше я не могу рассказать. Хотя некоторые жены открыто предоставляют информацию, потому что у них есть разрешение от командования.
– На днях был День театра. Обычно принято считать, что театральная сцена для актеров – это о творчестве, а кино – это уже о деньгах. У вас так?
– 25 лет я актриса театра. Для меня театр и кино нераздельны. Да, в театре нереально заработать деньги. А для того чтобы зарабатывать, действительно есть съемки. Бывают качественные проекты, а откровенно бывают халтурные. Но. Твоя работа должна быть проделана качественно. У нас нет такого правила, как в Голливуде, мол, я отказываюсь от проекта, он мне морально не подходит, и я не хочу играть того или иного персонажа. В среде украинских актеров очень мало людей, которые могут себе это позволить.
– А Вам приходилось отказываться от определенных предложений и почему?
– Да, я принципиально не играю в коллаборантов и россиян.
- Но до войны Вы, как и многие другие украинские актеры, пересекались со звездами страны-агрессорки, перед которыми всегда были красные дорожки…
– Да. Например, на съемках сериала «Хороший парень» был актер Кирилл Децевич, позволявший себе гораздо больше, чем другие. Речь об открытом пренебрежении об украинцах как людях второго сорта, имперских нарративах и т.д. Хамство и срыв эмоций во время съемок толеровали.
”Этих близнецов разлучили с отцом в детстве”: блоггерша пошутила о сходстве Павлика с участником “Курган и Агрегат”.
- А как Вы относитесь к так называемым «хорошим россиянам», «иноагентам», выехавшим из России? Они что-нибудь полезное для Украины сделали?
- Это адекватные люди, но адекватность и смелость что-то делать – это разные вещи. Часто они занимают позицию – «а я тихонько посижу», засунув язык в одно место. Написать в соцсетях «Я против войны» и уехать в Дубае – это геройство?! «Хорошие россияне» не существуют в моем информационном поле и мне не интересно, поддерживают ли они нас или нет. Пусть переобуваются хоть десять раз в день. Я за то, чтобы поддерживать и пиарить наших.
- Было ли у Вас желание уйти из профессии? Чем оно было вызвано?
– Было. Вызвано кризисом ролей и острыми углами в коллективе. Я не знаю, есть ли такие актеры, которые никогда не хотели уйти из профессии. Расскажу любопытную историю. Театр «Крыша», в котором я работала 13 лет, закрылся. Я осталась без театра. На революции Достоинства услышала, что набирают женский батальон. Я пришла в медчасть работать медсестрой. Теорию знаю, но теряю сознание от вида крови. Меня не принимают. Потом иду на стрельбище, где мне дают боевой автомат Калашникова. И от первых выстрелов я улетаю на землю, потому что надо иметь очень крепкий торс, а меня просто сносит, остаюсь с синяком на плече. Мне говорят: «Спасибо, но нам такие люди не нужны». Я поняла, что не принесу пользы и здесь. И пошла на кухню с мыслями, что с военным делом у меня что-то не складывается.
дядя Жора снял романтический клип с 7 тысячами коров.
- Вы такой человек, который не гнушается разной работой. В Литве, если не ошибаюсь, Вы работали в теплице…
– Да. Иллюзия, что в Европе так прекрасно, много рабочих мест, мгновенно развеялась. В Литве нужно знать язык, чтобы устроиться на приличную работу. И я пошла работать в теплицу, где выращивали цветы и другие растения в промышленных масштабах. С цветами работали другие люди, а мы были на конвейере с химикатами, удобрениями, почвами. Все это было в носу, ушах, рту. Влажная, постоянный шум, грязь. От химикатов у меня выпекло слизистую. Это очень тяжелая физическая работа. Так вот, я медийная актриса в течение трех месяцев копалась в удобрениях, потому что других вариантов содержать своего ребенка у меня не было.
"Мои желания совпадают с мечтами моего ребенка" Фото: личный архив Екатерины Вишневой
– Поэтому возвращение в Украину было для Вас закономерным шагом?
– Я очень зависима от собственной земли. Когда я привезла дочь на несколько дней в Луцк, чтобы она увиделась с папой, то очень остро это почувствовала физически. Я видела счастливые глаза ребенка.
На день рождения дочери, которое мы праздновали в Литве, я спросила ее: «Что ты хочешь?». И она со слезами на глазах ответила: "Ничего". А через пару минут добавила, что мечтает устроить праздник с папой, дедушкой и бабушкой в Украине. И я поняла, что мои желания совпадают с мечтами ребенка. И мы вернулись.
– Катя, а активные гастрольные туры истощают Вас?
– Меня они скорее вдохновляют. У меня крутая школа Влада Троицкого. Я натренирована жить в динамическом графике. Я умею распределять свои силы и вдохновляться от того, что есть рядом. Мне легко ехать куда-нибудь, когда я знаю, что вернусь домой. А в Литве было тяжело, потому что я не знала, вернусь ли.
”Доктор юмора”: Андрей Данилко унизил российского комика Петросяна.
– Вы выступали и в прифронтовых зонах. Это было под обстрелами?
- И в Запорожье, и в Сумах, и в Николаеве, и в Днепре как-то нас это обошло. Наверное, у меня сильный ангел-хранитель. В Сумы я очень боялась уезжать, но все сложилось хорошо. Была очень удивлена, потому что в Запорожье, Николаеве и Днепре много разбитых домов, очень экономят свет, фонари горят через один. Все очень сдержанно. А в Сумах все ярко. Я поинтересовалась у водителя, почему столько иллюминации. А он ответил: "Так что, не жить теперь?" Я была очарована этими людьми и подчеркну, что где-то 85% сумчан украиноязычные. Я получила невероятный фитбек за пьесу «Жены».
– Катя, а как Вы реагируете на хейт?
– Каждый изливает то, чем наполнен. Я никак не реагирую.
- Вы как актриса, готовая к экспериментам на сцене, с кем бы хотели поработать из режиссеров?
– Конечно, со своим учителем Владом Троицким, который сделал меня как актрису. Мы не сотрудничаем с 2018 года, и мне кажется, что за это время я очень изменилась и выросла в профессиональном плане. И мне хотелось бы творить с Владом с другой позиции – на равных. А что касается молодых режиссеров, то я всегда открыта. Ты никогда не знаешь, кто окажется молодым Феллини. Кстати, у меня был опыт, когда я работала на большой сцене одного из театров, где молодой талантливый режиссер объяснял старшей актрисе, что он хочет, чтобы она сыграла. В ответ он получил: «Деточка моя, я так 40 лет играла и буду так это делать дальше». Я чуть не закричала: «Ты херово играла!». Но красноречиво промолчала и подумала: «Так Вишенка никогда не делай».
‚На войне погиб тернопольский поэт и музыкант Любомир Сарабун.
– Как искоренить этот нафталин во многих украинских театрах?
– Шучу, но со временем они сами умрут. Давайте немного подождем (смеется). Есть замечательная возрастная актриса Анна Расстальная в «Молодом театре». Ей не мешает возраст и опыт быть слышимой, красивой актрисой, которая до сих пор учится, импровизирует и ищет себя. Есть Алексей Вертинский, открытый к новым предложениям. Он всегда свеж и в контакте с тобой, классный партнер.
- В одном из сериалов Вы играете в компании с Михаилом Хомой. А он как партнер?
– Михаил очень ответственный и переживающий человек. Так как он непрофессиональный актер, а скорее шоумен, он пытался заранее учить текст, совещался, всячески подстраивался. Но мы понимали, что ставка сериала «Отморожен» именно на него. Поэтому пытались делать все, чтобы ему было максимально комфортно, и он оставался собой. Нам не нужен артист, которого зажали. Когда вся команда работает на результат, это ощутимо. Не без того, что потом приходит монтаж и просто создает нечто, к чему ты не хочешь иметь отношение.
‚У украинского писателя возникли проблемы с объяснением своего призвания школьникам.
‚ Например , у нас был один проект «Стоматолог», где вырезали много крутых моментов и оставили мелодраму. У нас было много сцен драк, юмора, стеба, а монтажеры все сжали. И мы сидели после просмотра с грустными минами. Это должно быть пацанское кино, а осталось мыло.
– Это из-за отсутствия таланта монтажеров или все-таки здесь другие причины?
- Это из-за субъективной точки человека, который пришел к власти и стрижет все под себя, не воспринимая тот факт, что мир гораздо шире и интереснее. Часто сценаристы работают по штампам и стереотипам.
– Вы их ломаете?
– Да. Я люблю правду в кадре. У нас часто лепят идеальную картинку, в жизни все по-другому.
– Спасибо, Катя, за откровенность.
- ”Спасибо не подходит”: столичная продавщица провела быстрый урок украинизации.
- ... называли черное белым: режиссер о своем впечатлении от "внутренних пеновских обсуждений".
- ‚Евровидение-2025: определены песни всех 37 стран-участниц.

