Образовательная революция или катастрофа? Что будет с украинскими школами, если Рада примет громкие законопроекты
Образовательная революция или катастрофа? Что будет с украинскими школами, если Рада примет громкие законопроекты

Образовательная революция или катастрофа? Что будет с украинскими школами, если Рада примет громкие законопроекты

Новая реформа может изменить школьную систему до неузнаваемости

Значительные изменения в организации школьной системы и финансировании, предусмотренные новыми законодательными инициативами, вызвали большое волнение в образовательной среде в последние дни. Ведь уже скоро старшие и младшие школьники будут иметь отдельные образовательные учреждения, а некоторым учителям, возможно, придется сменить место работы.

Какие преимущества обещает новая система? Что ждет украинских школьников, учителей и родителей в будущем? И справедливы ли опасения тех, кто выступает против? Чтобы найти ответы на эти вопросы, "Телеграф" пообщался с инициатором законопроектов и педагогами.

Что предлагают поменять?

Еще в марте на сайте Верховной Рады появились два законопроекта №13120 и №13120-1, ключевой новацией которых стала отмена привычной системы школ I-III степеней. Предлагается разделение образования на три отдельных звена:

  • Начальная школа (1-4 классы)
  • Гимназии (5-9 классы)
  • Лицеи (5-9 и 10-12 классы)

Наиболее контроверсионной частью реформы является запрет для лицеев набирать учащихся начальных классов. Это означает, что популярная в Украине модель "школа полного цикла", где дети могут учиться с первого по выпускному классу, может исчезнуть.

Кроме того, законодатели предлагали подкрепить изменения финансовыми рычагами: школы, не отвечающие новым требованиям, не смогут получать средства из государственного бюджета. Устанавливали и новые нормативы — минимум 24 ученика в классе в лицеях и потенциально 20 в дистанционных классах.

Родители и учителя бьют тревогу

На самом деле, о возможности этих нововведений в образовательных кругах говорили уже давно. Их предусматривает реформа Новой украинской школы, закрепленная еще законом "Об образовании" 2017 года и детализированная законом "О полном общем среднем образовании" 2020 года. Речь идет о том, чтобы начальная, средняя и старшая [профильная] школы были разделены на разные здания, а школьная программа стала 12-летней.

Отдельные положения уже давно тестируются в разных регионах Украины. В некоторых гимназиях учебный год для учащихся 10-11 классов начался в новых помещениях еще с 2020-2021 годов, а сами гимназии остались для учащихся 1-9 классов.

После регистрации вышеупомянутых законопроектов дискуссии просто возобновились, поскольку реализация реформы приблизилась. Более того, в украинских школах проходит срочное собрание педагогов и родителей. Некоторые педагоги считают, что многие учебные заведения и так едва держатся на плаву, поэтому такая коренная реформа может повлечь закрытие школ.

Одна из проблем, по мнению противников реформы, состоит в том, что во многих лицеях младшие школьники составляют большинство учащихся. Следовательно, если начальные классы выводятся из состава лицеев, заведения теряют свой основной контингент.

Как говорит в разговоре с "Телеграфом" председатель родительского комитета одного из лицеев Соломенского района Киева, до 1 сентября их школа должна определиться с формированием начальных классов.

– Если мы сохраняем статус лицея, то из нашего заведения нужно убрать 12 классов для малышей. Куда их перевести? А еще нужно набрать 98 детей на параллель в 11 класс — это тоже непростая задача, — говорит она.

По ее словам, сегодня в 11 классах учится немного подростков. Первая причина состоит в том, что значительное количество юношей выезжает за границу по окончании 9 класса из-за опасений родителей относительно возможного снижения возраста мобилизации до 18 лет. Родители пытаются вывезти своих сыновей как можно раньше. Лишь небольшая часть учеников продолжает обучение в 10-11 классах, в основном те, кто планирует уехать летом до достижения совершеннолетия.

В конце концов, еще в прошлом году министр образования и науки Украины Оксен Лесной подтвердил, что многие ученики старших классов уезжают за границу, и особенно эта тенденция касается мальчиков.

— Еще одна ситуация: представьте, в семье три ребенка. Одна в старшей школе, другая в средней, третья – в младшей. Должна ли мама сидеть дома и только возить детей в разные учебные заведения? Или надеяться на автобус? Необходимо обеспечить автобусы не только для детей, но и для сопровождающих и учителей. Они также хотят работать в школе, которые находятся в родном районе, а не ездить далеко, считает наша собеседница.

Пока же украинская система школьных автобусов не разветвлена. Хотя правительство Украины в этом направлении идет и выделяет на это значительные средства. К примеру, в 2024 году было приобретено 219 автобусов для тринадцати областей на общую сумму 760 млн грн. В 2025 году планируется приобрести около 460 автобусов за 1,6 млрд. грн.

Кроме того, глава родительского комитета Соломенского лицея выражает серьезную обеспокоенность по поводу безопасности детей, которые вынуждены будут ездить в автобусах во время воздушных тревог. По ее мнению, крайне нелогично введение таких изменений именно сейчас, да еще и со столь сжатыми сроками — предоставить планы до 1 сентября. Она сомневается, что за столь короткий период можно наладить эффективную и безопасную транспортную систему для учащихся.

Некоторые также считают, что вышеупомянутые законопроекты могут уничтожить школьное образование на приграничных и прифронтовых территориях, где дети учатся преимущественно дистанционно. Дело в том, что законопроект №13120 передает право регулирования количества учащихся в дистанционных классах от закона к положениям и приказам Министерства образования и науки. Это позволит МОН ввести приказ №1112, требующий не менее 20 учеников в дистанционном классе. Сегодня этот приказ не действует, потому что противоречит действующему закону, позволяющему создавать дистанционные классы уже при наличии 5 детей.

Педагоги решительно выступают против этого приказа, поскольку уже сейчас очень трудно собрать достаточное количество учеников. Более строгие требования могут повлечь за собой безработицу среди педагогов. Оппонентов реформы также беспокоит, что разделение школ расформирует эффективные учительские команды, долгое время успешно готовившие выпускников.

— Если в нашем заведении останется старшая школа, то наши 12 учителей должны куда-то деться. Возьмут ли нас в другие школы? У них же есть свои учителя, — делится переживаниями с "Телеграфом" одна из учительниц столицы.

Кроме того, по ее мнению, при разработке этого закона никто не провел надлежащего исследования реальной потребности конкретного учреждения иметь статус лицея. Не было также изучено, действительно ли нужно иметь три лицея в одном микрорайоне, возможно двух было бы достаточно и т.д.

Профсоюз работников образования и науки Украины уже даже обратился в профильный комитет Верховной Рады с требованием отменить предложенные изменения. Они считают, что законопроект №13120 противоречит Конституции Украины, гарантирующей доступность и безвозмездность образования для всех граждан.

Как бы там ни было, правительство, кажется, готовится к реформе уже давно и непоколебимо. Согласно проектам законов, до 1 сентября 2025 года местные общины должны разработать и подать в Министерство образования и науки планы по созданию сети коммунальных лицеев по новым правилам.

"Мы прежде всего заботимся о нуждах школьников"

При всей волне критики и беспокойства, предложенная реформа украинского образования имеет немало преимуществ. И, в конце концов, не зря правительство так серьезно настроено на ее внедрение.

Чтобы лучше понять ситуацию, "Телеграф" пообщался с инициатором законопроектов, народным депутатом и заместителем председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергеем Колебошиным. По словам нардепа, он не удивляется волне критики, ведь реформы всегда сложны и не могут быть безупречными.

Тем более что этот вопрос находится на пересечении интересов образования и общин. Идеальный законопроект для образования может быть плохим для общин, и, наоборот, идеальный для общин может не подойти для образования.

Заместитель председателя Комитета ВР по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Колебошин

Но депутаты прежде всего заботились о нуждах школьников. Одним из ключевых аспектов реформы станет усиление профильного обучения в старшей школе. Старшеклассники смогут сами выбирать специализированные предметы, что улучшит их подготовку к будущей профессии. Благодаря этому они смогут подробнее изучать захватывающие их области вместо прохождения стандартной программы, которая, как общеизвестно, не всегда совпадает с их интересами.

— Логика наших предложений очевидна. Мы стремимся к повышению качества образования. В Украине уже есть академические лицеи, где учатся только учащиеся 10-12 классов, и там уровень обучения выше. – объясняет он. — Я понимаю опасения закрытия школ и других учебных заведений, но могу заверить: этого не произойдет. Ни одна норма законопроекта не нарушает конституционное право на доступность образования. Закон об образовании гарантирует территориальную доступность для начального и базового образования, и это не изменится.

По словам Колебошина, он готов опровергнуть все опасения аргументированно.

— Чтобы избежать лишних инсинуаций и не создавать дополнительного возмущения в профессиональных кругах и общинах, мы с коллегами зарегистрировали альтернативный законопроект №13120-1, где эта норма была убрана. То есть он разрешает начальную школу в составе лицеев. Также мы убрали другую норму, вызвавшую много критики — о невозможности финансирования заведений, не отвечающих требованиям законодательства. Хотя на самом деле странно, как можно финансировать заведение, не соответствующее нормам действующего законодательства, — считает политик.

Один из шагов интеграции в ЕС?

Нардеп также отметил, что законы не создаются просто из желания что-либо изменить — у них четко определенная стратегическая цель. Трансформация образовательной системы не только отвечает современным требованиям, но и приближает Украину к европейским стандартам. Речь идет о распределении обучения на три основных этапа: начальная школа, гимназия и лицей.

— Этот законопроект разработан для того, чтобы старшая школа наконец-то работала эффективно. На сегодняшний день она только декларативно профильная, ведь реально только 80% учеников выбирают один из трех гуманитарных профилей — украинскую филологию, иностранную филологию или историю. Есть также очень странная конструкция "универсального профиля", которая на самом деле не является профилем, ведь "универсальный" — это обо всем, а профиль — это конкретное направление. Что такое универсальный профиль, никто точно не может объяснить, – говорит он.

По его мнению, это просто своеобразное соглашение с совестью, когда школа не может обеспечить качественную профильность, поэтому мы называем это универсальным профилем. Однако 10% учащихся выбирают математические и естественные направления, и в некоторых сельских районах нет классов с профилем естественных наук. Это вопрос будущей экономики и траекторий детей, которые в сельской местности даже не имеют возможности выбрать направление, например, в сфере инженерии или ИТ. Возможно, они и не знают, что такие профили в школах существуют.

— Мы хотим создать академические лицеи, которые будут работать нормально, с достаточным количеством преподавателей и учеников, и где будет внутренняя мощность для обеспечения качества обучения, — говорит Колебошин.

Нардеп признает, что осознает тревоги, возникшие в сельской местности по поводу недостатка учащихся для создания подобных лицеев.

— Именно поэтому некоторые общества хотят сохранить маленькие школы, где сейчас 35% учителей преподают не по специальности, просто из-за их отсутствия. Много общин это устраивает, лишь бы сохранить старшую школу. На мой взгляд, это недальновидно, даже не с образовательной, а с точки зрения будущего общества, — отмечает он.

В законопроектах действительно предусмотрено требование, что для функционирования академического лицея необходимо не менее 12 групп по трем профилям. Понятно, что в некоторых общинах может не хватить детей для открытия таких заведений, но это вопрос компромисса, говорит нардеп.

"Для определенных школ сделают исключения"

Как говорит в разговоре с "Телеграфом" инициатор законопроектов, безусловно, будут ситуации, которые будут неизбежно нуждаться в исключениях.

— Некоторые исключения будут для горных территорий и прифронтовых областей. Также особые условия будут для лицеев с углубленным изучением языков, где важно иметь начальную школу. Нужно лишь немного подождать, пока законопроект продвигается, ведь сейчас мы на этапе сбора отзывов и проведения сложных дискуссий. Иногда критика высказывается не слишком корректными способами, но это уже на совести тех, кто прибегает к таким методам, — сообщает он.

По словам Колебошина, для него было удивительно услышать основную критику крупных общин. Поскольку для таких городов как Киев максимально просто было бы создать замечательную сеть академических лицеев. Ибо у них достаточно контингента и учителей. Кроме того, превращение коммунальной школы в лицей будет просто сменой вывески, считает нардеп.

— Я снова повторюсь, что когда я начинал работать над законопроектом, я был совершенно осознан, что будет большая доза критики. Но не делать ли это? В таком случае, я не знаю, зачем нам наша профессиональная совесть, если мы не хотим менять систему, — говорит Сергей Колебошин.

Утратят ли учителя работу?

Еще в июле 2024 года, когда Министерство образования и науки запустило масштабную инициативу "Школа офлайн", направленную на возвращение учащихся в классы, было заявлено о создании резерва для учителей, если те из-за изменений потеряют работу.

Как отмечает в разговоре с "Телеграфом" заместитель председателя Комитета ВР по вопросам образования и науки, ему сложно комментировать этот вопрос, поскольку это предложение МОН, и он не может точно сказать, как они это видят. Однако ему кажется, что это больше касается учителей, которые могут пострадать из-за оттока детей — внутренней миграции или выезда за границу.

— Школы действительно могут оставаться полупустыми, особенно в прифронтовых областях, и в таком случае МОН будет искать решение, если количество учеников будет недостаточно для обеспечения полной нагрузки учителей. По моему мнению, сокращений не будет, ведь, как я говорил, в сельской местности около 35% учителей преподают сразу три предмета. Это неравномерное распределение, — делится мнением Колебошин.

По его словам, филологов обычно хватает, а вот информатиков, преподавателей природнических наук и иностранных языков не хватает. В начальной школе ничего не изменится, независимо от того, какой закон примут парламентариев.

"Здесь не об экономии"

Как делится с "Телеграфом" Сергей Колебошин, реализация законопроекта потребует значительных инвестиций. К примеру, если будет происходить перераспределение учителей, они будут работать в других заведениях.

— Законопроект направлен не на экономию, а на увеличение расходов и инвестиций. Если законопроект станет законом, то это потребует больше средств, поскольку распределение учащихся на профильные группы увеличит финансирование, в частности, на образовательную субвенцию. Мы будем предлагать это к проекту бюджета на 2026-2027 годы. Я знаю, что и Кабмин осознает это, — говорит он.

Кроме того, государство должно в разы увеличить количество школьных автобусов, ведь без этого реформа будет бессмысленной. Детям из сельских районов нужно будет обеспечить удобный подвоз, а не заставлять их жить в интернатах или преодолевать большие расстояния. Без серьезных инвестиций в транспорт это просто не сработает, и реформа не будет воспринята ни родителями, ни общинами, заключает нардеп.

Теги по теме
Дети Школа Закон Образование
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader