Национальная ассоциация адвокатов Украины под руководством Лидии Изовитовой в свое время вывела фактического куратора силового блока в Офисе президента, заместителя руководителя ОП Олега Татарова из-под уголовной ответственности в производстве Национального антикоррупционного бюро. И именно с Татаровым подозреваемый в организации схемы незаконного доступа к Единому реестру судебных решений Дмитрий Борзов контактировал на Банковой.
Как пишет в статье «Дело адвокатов-хакеров. Как НАБУ обнаружило паразитов» редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова, хаос в украинской системе правосудия стал уже системным и взаимозависимость и связи в ней понятны по поверхностным фактам.
Так, в 2020 году Олегу Татарову детективы НАБУ вручили подозрение в участии в фальсификации экспертизы по делу застройщика Максима Микитася. Речь шла об истории со взяткой эксперту МВД за занижение стоимости имущества. Тогда же глава НААУ Лидия Изовитова, возглавляющая организацию с момента ее создания в 2012 году, моментально решила вступиться за Татарова и заявила, что он не фигурант дела, а адвокат, чьи права нарушаются. И хотя формально Татаров тогда не вел адвокатскую практику, в НААУ заявили, что следствие против него должен санкционировать Офис генерального прокурора.
«Этот статус, как несложно догадаться, заблокировал для НАБУ/САП возможность вести дело. Детективы не могут автоматически производить действия против адвокатов — только с разрешения генпрокурора. В итоге можно сделать вывод, что НААУ обеспечила Татарову процессуальный щит и поспособствовала передаче дела в СБУ. Вы ведь не думаете, что связка Банковой и НААУ потеряла свою актуальность?», - указывает на интересное совпадение Ведерникова.
В то же время, как отмечают источники ZN.UA в правоохранительных органах, в офисе компании Борзых бывали не только клиенты, имеющие коррупционные истории, но и действующий заместитель генерального прокурора Игорь Мустеца. Последний, кстати, в декабре потерял статус и. генпрокурора и столь важная правоохранительная структура сейчас не имеет руководителя.
Сам Дмитрий Борзых в свое время, еще когда работал заместителем главного военного прокурора Анатолия Матиоса, тоже был фигурантом дела НАБУ о недостоверном декларировании имущества – в официально тогда засекреченной декларации Борзых не были указаны ни расходы на аренду дома, в котором он проживал, ни состояние женщины, с которой он там жил. Матиос тогда посодействовал, чтобы НАПК позволило Борзых исправить засекреченную декларацию и вывел его из-под уголовного производства.
«Сейчас Анатолий Матиос ведет скромную адвокатскую практику в Луцке, однако, по информации источников на Банковой, по-прежнему сохраняет «космические связи» и с Татаровым, и с офисом президента. А сам нынешний фигурант уголовного дела НАБУ Борзых общался на Банковой не только с Татаровым, но и с экс-заместителями председателя ОПУ Андреем Смирновым и Алексеем Кулебой. Все эти связи — точно не о реформах», - отмечает журналистка масштаб переплетений между подозреваемым и верхушкой власти.
Тем не менее, прецедент «дела Борзых» для государства сегодня критически важен, иначе в Украине будут сосуществовать две параллельные системы: официальная — с электронными реестрами, открытостью и процедурой, и теневая — где информация продается раньше, чем вручается.
"Чтобы выжила первая, вторую нужно ликвидировать на законодательном уровне", - отмечает Ведерникова.
Что касается Национальной ассоциации адвокатов Украины, то хотя она и самоуправляемая, а не самодержавная структура, самоуправление не должно быть индульгенцией от контроля. В последние годы она превратилась в такой себе закрытый клуб, который игнорирует своих членов, блокирует съезды и принимает решения в кулуарах. И это уже не о независимости, а о захвате власти.
«Понятно, что реформировать адвокатуру должны сами адвокаты. Но именно государство должно создать для этого условия. И разрушить иллюзию, что в правовом государстве кто-то может быть вне ответственности. Особенно если этот «кто-то» носит мантию саморегуляции и прикрывает тех, кто торгует правосудием», - добавляет автор.
Напомним, 1 апреля НАБУ объявило подозрение бывшему заместителю главного военного прокурора Анатолию Матиосу, а ныне адвокату Дмитрию Борзых в несанкционированном доступе к закрытой части Единого государственного реестра судебных решений. Также подозрение доложено двум адвокатам его фирмы.
По данным следствия, подозреваемые незаконно получили доступ к закрытой части ЕГССР, включая решения ВАКС, и передавали закрытую информацию своим клиентам. По предварительным данным, подозреваемые пересмотрели более 7,5 тысяч закрытых судебных решений.
При этом Борзых имел доступ на Банковую и лично к заместителю председателя ОПУ Олегу Татарову. За время работы его фирмы НАБУ зафиксировало более 30 сливов, в том числе по делу экс-министра аграрной политики Сольского.
Как сообщили источники ZN.UA, адвокаты конторы имели доступ в ЕГССР через логин судьи Шевченковского суда Василия Волошина, а организовать всю систему помогал хакер Константин Сайбель, против которого экс-прокуроры, а ныне адвокаты конторы, когда-то вели уголовное производство.