Завладение аэропортом "Одесса": экс-прокурор САП рассказал СМИ свою версию о расследовании и результатах
Завладение аэропортом "Одесса": экс-прокурор САП рассказал СМИ свою версию о расследовании и результатах

Завладение аэропортом "Одесса": экс-прокурор САП рассказал СМИ свою версию о расследовании и результатах

Завладение аэропортом "Одесса": экс-прокурор САП рассказал СМИ свою версию о расследовании и результатах

В частности, Станислав Броневицкий видел в помещение САП Давида Арахамию, а затем его вызвал глава САП.

В июне 2025 года в резонансном деле НАБУ о незаконном завладении имущественным комплексом международного аэропорта "Одесса" семеро фигурантов, среди которых бизнесмены Борис Кауфман и Александр Борухович (Грановский) и экс-мэр Одессы Алексей Костусев заключили сделку со следствием. Организованная преступная группа с 2011 года реализовала схему, которая позволила вывести аэропорт из коммунальной собственности и получить контроль над доходами предприятия. Государству и городу этим нанесли ущерб на более чем 2,5 млрд грн.

В результате сделки со следствием фигуранты признали вину и обязались выплатить более 1 млрд грн компенсаций. Все обвиняемые были освобождены от реального отбывания наказания благодаря сотрудничеству со следствием и предоставлению обличительных показаний. Эта сделка считается крупнейшей в истории украинского антикоррупционного правосудия по объему обязательств и возвращенных государству активов.

Но, ключевой актив, фактический контроль над аэропортом, остался в частных руках, в частности у структур, связанных с Борисом Кауфманом, несмотря на всю резонансность дела и признание вины фигурантов. Почему так получилось?

Свою версию расследования и его результатов в интервью hromadske изложил бывший прокурор САП Станислав Броневицкий, который до своего увольнения в 2024 году, был главным прокурором по этому делу.

Завладение аэропортом "Одесса": экс-прокурор САП рассказал СМИ свою версию о расследовании и результатах - Фото 1

Расследование и сделка со следствием

Броневицкий напомнил, что Одесса хотела реконструировать аэропорт, и в 2008 году было утверждено положение о конкурсе по инвестору. Однако результаты конкурса отменили, а затем без объявления нового, но из-за внесения ложной информации в решение Одесского горсовета, вновь созданная компания, бенефициарами которой были Кауфман и Борухович, стала соучредителем совместной компании.

"В этом заключался первый этап совершенного уголовного правонарушения: создание совместной компании и выделение долей — 25% и 75%", - рассказал Броневицкий.

Одесский горсовет свои 25% наполнил аэропортом и передал его не в уставный капитал, что и так было запрещено, а в частную собственность. Компания же якобы наполнила свои 75% наполняет деньгами, но как отметил экс-прокурор, эти деньги прокрутили и вывели обратно.

"Мы на это посмотрели уже в 2023 году как на завладение имуществом Одесского городского совета, потому что аэропорт, который был в коммунальной собственности, фактически из нее выбыл. Произошла так называемая скрытая приватизация, передача в частную собственность.

В апреле 2023 года НАБУ зарегистрировало дело по факту завладения аэропортом и расследовали его до августа 2023 года. В ходе расследования, отметил Броневицкий, к материалам приобщили документы, которые подтверждали гипотезу следствия, что именно Кауфман и Борухович приобрели этот аэропорт через третьих лиц и в дальнейшем распоряжались его имуществом.

О подозрении Кауфману, Боруховичу и Костусеву и еще двум лицам сообщили в августе 2023 года. И буквально через две-три недели после этого, по словам Броневицкого, глава САП Александр Клименко сообщил ему, что Кауфман и Борухович хотят заключить сделки со следствием. Хотя обычно соглашение инициируют подозреваемые или их защитники, обращаясь к прокурору.

"Моим условием заключения сделки было то, что аэропорт обязательно должны вернуть городу. Откуда взяли — туда и верните. Кроме того, для чего же аэропорт присваивался? Для того, чтобы в будущем получать доходы от его деятельности и присваивать их. Поэтому — верните, пожалуйста, аэропорт городу. И верните городу те утраченные доходы, которые он не получил", - добавил Броневицкий.

Экс-прокурор отметил, что его позиция не менялась все время. Такую же позицию имел бывший старший группы детективов Станислава Бравермана, который тоже ее не менял.

В то же время, по словам Броневицкого, в контексте заключения сделки у руководителя САП были с кем-то разговоры. Ведь Клименко осенью 2023 года периодически говорил тогда еще прокурору, что фигуранты хотят сделку.

"А мы стояли на месте, потому что наша позиция была неизменной — надо вернуть аэропорт в город", - говорит экс-прокурор.

По его словам, в конце сентября - начале октября Клименко проявил инициативу, чтобы Кауфмана из СИЗО этапировали в САП для разговора о возможной сделке. Инициативу реализовали, а вместе с Кауфманом приехали его защитники, присутствовал также Браверман и сам Клименко.

"За всю мою практику это был первый раз, когда руководитель САП присутствовал на разговоре с фигурантом уголовного производства. Обычно за расследование, отвечает конкретный прокурор. И если что-то интересно руководителю, то этот прокурор докладывает, а не привозят фигуранта для того, чтобы они между собой пообщались", - добавил Броневицкий.

Он также добавил, что осенью 2023 года лично видел в САП "руководителя одной из крупнейших фракций в парламенте". На уточняющий вопрос Броневицкий ответил, что это был глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия, который по данным журналистских расследований считают приближенным к Кауфману. После этого визита экс-прокурора вызвал Клименко и спросил: "А что же там у нас с аэропортом и можем ли мы все-таки заключать с господином Кауфманом и господином Боруховичем соглашение?".

По словам экс-прокурора, защиты фигурантов легко могли пообщаться с ним в суде, но этого не сделали. Более того, на записях судебных заседаний того периода зафиксирована позиция стороны защиты: преступления нет, а все это выдумки обвинения.

"Мне известно от господина Бравермана, что той самой осенью 2023 года господин Арахамия делал попытки связаться с ним через определенных детективов НАБУ. Какой был предмет этого разговора — мне неизвестно, потому что этот разговор не состоялся. Браверман отказался контактировать и разговаривать на любые темы", - добавил Броневицкий в ответ на вопрос, пробовал ли кто-то кроме руководителя САП связаться и предложить сделку.

Весной 2024 года расследование фактически завершили, а материалы открыли стороне защиты. А в октябре Броневицкий уволился из НАБУ.

Но было еще одно дело, в котором фигурировали Кауфман и Борухович. Это события 2020-2021 года. По версии следствия действия последних квалифицировали в нем по ст. 255 УКУ - создание преступной организации. Броневицкий рассказал, что там, насколько ему известно, только по одному эпизоду - за строительство на определенном земельном участке в Одессе — требовали 10 млн долларов, которые назывались "10 арбузов".

В начале этого года первое и второе производство объединили в одно дело. И по уже объединенному делу в суд передали обвинительный акт. Соответственно и вопрос соглашения со следствием уже касается двух уголовных производств.

"Заключение этого соглашения позволило фигурантам решить все свои дела одномоментно... Но детективы, вероятно, не соглашались с условиями этого соглашения... Потому что ни господин Браверман, ни другой детектив, который расследовал дело о преступной организации, не подписали обвинительный акт. И насколько мне известно, обвинительный акт подписал только прокурор САП. Мне неизвестны случаи, когда детективы отказывались бы подписывать обвинительные акты в своих производствах. В этом случае, насколько я знаю, детективы категорически отказались", - отметил Броневицкий.

На вопрос, как при 2,5 млрд грн убытков сделку решили закрыть 1 млрд грн, экс-прокурор отметил, что по состоянию на сейчас приговор суда по сделке не обнародовали. И все видели только "бравурный пост в Facebook о том, что это — крупнейшая сделка за время существования антикоррупционной инфраструктуры".

"Но, насколько мне известно, контроль за аэропортом как за предметом уголовного правонарушения остался за фигурантами уголовного производства. Возвращаясь к тем процентам: 25% — у Одесского горсовета и 75% — у частной компании. С помощью 75% в уставном капитале фигуранты дела имели возможность влиять на любые решения, связанные, в частности, с имуществом аэропорта, имели возможность влиять на судьбу аэропорта", - отметил экс-прокурор.

Возможное давление на Бравермана

По словам Броневицкого, детективы получили оперативную информацию, что за отстранение Бравермана предлагают 1 млн долларов, за создание ему проблем уголовно-правового характера - 3 млн долларов. Также детективы имели информацию, что 3 млн долларов также предлагали и за создание таких же проблем самому Броневицкому. Но информация была непроверенная.

"Поскольку эта информация была непроверенная, но представляла определенную угрозу, детективы сформировали служебную записку, которая была адресована управлению внутреннего контроля НАБУ. Все, на этом точка. К сожалению. Потому что никто ни с чем не разобрался, никто ничем не поинтересовался. И оно так и осталось фактом, просто письмом детективов о том, есть такая информация", - отметил Броневицкий.

После утверждения сделки Стансилава Бравермана уволили из НАБУ. В Бюро аргументировали это тем, что якобы детектив имел интимные отношения со свидетелем по делу об аэропорте Ольгой Гутовской. Однако сам Браверман утверждал, что конфликта не было.

"После того когда была утверждена сделка, этот факт вероятного неэтичного поведения, которое якобы повлияло на расследование, начали раскручивать медиа, отдельные лица, которые называют себя журналистами, отдельные активисты. И по моему убеждению, это делается исключительно для того, чтобы реальное положение вещей обмазать болотом. "Смотрите, там детектив, вот он с ключевым свидетелем вступил в неэтичные отношения, в результате там была беда в деле", — нет, этого не было вообще. Это манипуляции", - отметил Броневицкий.

Он пояснил, что когда в апреле 2023 года в ЕРДР внесли данные о деле, никакого "ключевого свидетеля" в производстве не было. Появилась она осенью 2023 года - после сообщения о подозрении Кауфману, Боруховичу и другим.

"По словам господина детектива Бравермана, мне известно о том, что руководство Станислава Бравермана познакомило его с этой женщиной. Эта женщина руководит британской компанией, которая выкупает долговые обязательства и затем их возвращает, получая определенную прибыль от своей деятельности. Ей было известно о состоянии господина Кауфмана, но не на территории Украины, а за рубежом. Все, не более", - рассказал Броневицкий.

В ходе судебных заседаний выяснилось, что за Браверманом фактически следили. Сторона защиты предоставляла в суде фото с ним и Гутовской, заявляя о конфликте интересов и требуя отстранить Бравермана. Причем, по словам Броневицкого, ни первый, ни вторая "в контексте собственно этих деловых отношений ничего не скрывали, то есть не было тех моментов, чтобы где-то от кого-то спрятаться". В то же время, учитывая информацию о деньгах за отстранение, Браверман, по словам экс-прокурора, понимал, что за ним могут следить. Следственный судья разобрался в этой ситуации и отметил, что это все надуманные факты.

Источник материала
loader
loader