/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F00e93570ed2c009b437dccc5ca7884a3.png)
Ляшко нашел виновного в коррупции в МСЭК: "Один винтик портит всю систему"
Украинцы смогут проходить бесплатные медицинские чекапы, которые Минздрав планирует сделать доступными через широкую сеть заведений
С 2026 года украинцам в Минздраве обещают бесплатные медицинские чекапы. Как именно это будет работать и кто сможет воспользоваться такой проверкой здоровья?
Кроме того, стала ли провальной реформа МСЭК, когда коррупционные скандалы вокруг оформления инвалидности не утихают.
На все эти вопросы в блиц-интервью "Телеграфу" ответил министр здравоохранения Виктор Ляшко.
– Виктор, расскажите подробнее о бесплатных медицинских чекапах для украинцев, которые станут доступными с 2026 года. Как это будет реализовано? Отдельной программой в пакетах НСЗУ предусмотрен ли какой-либо другой механизм?
– Сейчас как раз мы работаем над самим механизмом. Мы хотим это запустить отдельной программой под отдельную контрактировку для проведения медицинского чека. Мы уже наполнили функционалом, то есть, что мы хотели бы видеть по этому чекапу и теперь работают финансово-экономические структурные подразделения в консультациях со стейкхолдерами, чтобы определить сумму, которую мы будем оплачивать за проведение чекапов.
То есть чекап – определенные услуги каждому человеку, который пришел. А дальше уже как пирамида: в случае, если что-то обнаруживается, что требует дополнительного обследования, то это обследование будет проведено.
– Каков конкретно маршрут пациента? Человек обращается к своему семейному врачу и получает направление на чекап?
– Предварительно маршрут такой: после 40 лет (например, человеку только исполнилось), через месяц приходит сообщение, это может быть смс или звонок от семейного врача, о том, что государство рекомендует вам пройти медицинский чекап. Ближайшие места, где вы можете это сделать, вот здесь, здесь и здесь. Вы выбираете любое учреждение здравоохранения, которое участвует в программе проведения медицинского чекапа, записываетесь на удобное для вас время и приходите в назначенный день. По результатам этого медицинского осмотра вы получаете рекомендации, дальнейшее направление на обследование или лечение или рецепты из программы "Доступные лекарства".
Например, у вас гипертоническая болезнь, то можно сразу получить рецепт на бесплатное лечение. Диабет? Консультация эндокринолога и такая же история. Изменения в сердечном ритме на ЭКГ – дополнительная консультация кардиолога с дальнейшими вопросами, требующими лечения.
– В программу чекапов, насколько я понимаю, будут включены все государственные, муниципальные больницы и некоторые частные, которые согласятся участвовать?
– Да. Мы хотим, чтобы частный бизнес также присоединился. Нужно, чтобы человеку было удобно. Сервис здесь становится одной из приоритетных вещей, ведь когда человек чувствует себя здоровым, ему же не нужно ни в коем случае попадать к врачу. Поэтому ему нужно удобство, чтобы понятные процедуры были проведены достаточно быстро. Следовательно, мы и заинтересованы, чтобы сеть предоставления этой услуги была достаточно широкой и сервисно ориентированной, и это будет стимулировать людей приходить на чекапы.
– К другой теме. Сколько бывших сотрудников МСЭК вошли в новые экспертные команды по оценке функционирования?
– Сейчас трудно назвать точную цифру. Но точно было запрещено, чтобы администрации "старых" МСЭК переходили в новые команды по оценке повседневного функционирования. Переходили ли [рядовые] работники? Да. Но они интегрировались в определенные системы ЭКОПФЛ (экспертная команда по оценке повседневного функционирования лица, — Ред.)
– Но ведь уже есть и некоторые коррупционные скандалы с участием новых членов ЭКОПФЛ. Почему это происходит? Реформа не работает?
– Система здравоохранения – это, в первую очередь, система. И здесь вопрос в том, что мы делаем определенные предохранители, но если в системе хоть один винтик работает не так, как надо, то он негативно влияет на всю систему. При том, что в системе на 99% все могут работать правильно. Но кто-то один попал не туда, и нивелирует всю работу, которая была проведена. И этот негативный 1% будет достаточно быстро попадать в СМИ и о нем будут говорить. А о положительных вещах, которые произошли: улучшилась доступность, сервисная ориентированность, четко записался, с тобой по-человечески поговорили… Обычно, это не коммуницируется. А положительных отзывов много. Можно ли одним управленческим решением за полгода повсеместно внедрить сервисную ориентированность системы? Нет. Поэтому у нас и есть сотрудничество с правоохранительным сектором, чтобы выявлять такие случаи и активно реагировать. Мы просим всех граждан: обращайтесь на нашу горячую линию по каждому факту. Но факты должны быть коррупционными. Потому что звучит много обвинений в коррупции, что не дали такую-то группу, как хотели.
На злоупотребления, конечно, нужно реагировать. Даже эта комиссия и человек, который пожаловался, не знают, что на основании обращения мы начали процесс [проверки]. Мы автоматически мониторим, видим, что происходит в системе установления оценки функциональности, и видим количество жалоб. Это позволяет нам проработать и привлечь соответствующие органы, чтобы они присмотрелись к тому, что происходит внутри.
– Не секрет, что система здравоохранения Украины страдает от кадрового кризиса. Но мы живем во времена развитых инструментов искусственного интеллекта. Люди уже давно консультируются с ИИ по поводу диагностики у себя тех или иных болезней. Возможно, Минздрав может взять этот концепт на вооружение, чтобы помочь кадровому кризису?
– Искусственный интеллект – это помощник для врача и медицинского работника. И так, как он развивается, это позволяет врачу сократить время на одного пациента. ИИ, иногда, позволяет подсвечивать проблематику, на которую затем обращают внимание врачи. Если мы говорим об ЭКГ, чтении снимков КТ, рентгена, МРТ, то в этих сферах ИИ все больше набирает обороты, но все равно нужна врачебная верификация.
Например, мы говорим о дорогостоящем оборудовании, которое решает проблему территориальной доступности, и понимаем, что невозможно обеспечить [наряду с этим оборудованием] квалифицированные медицинские кадры врачебной специальности. Де-факто, может быть только радиолог, который умеет правильно поставить и запустить аппарат (с правильным расположением пациента) и сделать снимок. А затем его уже на аутсорсинге обрабатывают специально обученные команды: сначала верифицирует ИИ, а затем врач делает заключение. Такие практики уже есть в разных странах, и мы также присматриваемся к этому. Поэтому в ближайшее время этот механизм будет все больше интегрироваться в систему здравоохранения.

