/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Feb3d90ced26b801d650dea9c52a85cc8.jpg)
Менеджеры "Укрнафты" пытаются продать Минобороны индийский дизель из российской нефти, – эксперт
В этом году Индия стала одним из крупнейших поставщиков дизеля в Украину. Это вызывает беспокойство из-за финансирования агрессора во время войны, ведь значительная часть топлива произведена именно из российского сырья. По данным Forbes Ukraine, в январе-августе 2025 года Украина импортировала из Индии 451 тыс. т дизельного топлива на 333 млн долларов, что составляет около 10% общего импорта.
А в апреле, июле и августе Индия стала лидером среди поставщиков дизеля. Спрос на индийское горючее вырос из-за падения поставок из Греции и конкурентной цены благодаря большим объемам отгрузок.
Впрочем, проблема состоит в том, что крупнейший индийский экспортер Reliance Industries производит горючее со значительной долей российской нефти — до 50% в структуре переработки. Таким образом, импорт индийского дизеля фактически означает финансовую поддержку российской нефтяной отрасли, которая является основным донором бюджета государства-агрессора.
Часть украинских компаний отказывается от такого горючего, пишет Forbes Ukraine. Так, в компаниях WOG и ОККО заявили, что не покупают индийское дизтопливо, понимая его происхождение.
Однако, как отмечает политический обозреватель Михаил Шнайдер, по данным "Нафторинка", в июле 2025 года доля индийского дизеля в структуре импорта Украины выросла уже до 16%.
Эксперт также обратил внимание на то, что даже государственная "Укрнафта" подала на тендер Минобороны предложения по индийскому дизелю, в котором доля российского сырья может составлять до половины.
Так, на тендере "Государственного оператора тыла" компания взяла 3 из 4 лотов общим объемом 12,8 тысячи тонн дизельного топлива на сумму почти 500 млн грн. Договоры были подписаны 5 августа, а срок поставки определен на 31 августа. Среди представленных компанией документов были паспорта качества и справка производителя Reliance Industries.
По его словам, это выглядит как "преступление или даже хуже", ведь украинский бюджет в таком случае фактически финансирует энергетический сектор России.
"А в случае с "Укрнафтой" ситуация еще хуже: закупки осуществляются за деньги украинского бюджета, ведь конечным покупателем является Министерство обороны", — подчеркивает эксперт.
Шнайдер также напомнил, что с января 2026 года ЕС вводит запрет на импорт нефтепродуктов, изготовленных в третьих странах с использованием российской сырой нефти.
"Когда в 2022 году государство национализировало "Укрнафту" и "Укртатнафту", логика была проста — обеспечить армию топливом из украинской нефти. Это вопрос энергетической безопасности. Но когда в 2025 году государственная компания поставляет армии топливо из российской нефти, то это уже работа на интересы энергетической отрасли России", — отмечает Шнайдер.
