Кремль очень раздражают поставки газа из Азербайджана: посол Украины об оружии от Алиева, отношених с Баку и санкции РФ
Кремль очень раздражают поставки газа из Азербайджана: посол Украины об оружии от Алиева, отношених с Баку и санкции РФ

Кремль очень раздражают поставки газа из Азербайджана: посол Украины об оружии от Алиева, отношених с Баку и санкции РФ

В противостоянии с РФ Азербайджан готов к разным сценариям

Российские ракетные удары по энергетическим объектам азербайджанской компании SOCAR в Одессе стали не только попыткой ударить по украинской энергетике, но и стратегическому партнерству Киева и Баку. Это и неудивительно, ведь Кремлю совсем не выгодно расширенное сотрудничество Украины и Азербайджана в газовой сфере.

Как в Баку реагируют на подобные удары? Готов ли президент Алиев снять мораторий на поставку оружия Украине и почему Азербайджан не спешит присоединяться к санкциям против РФ? На все эти вопросы в интервью "Телеграфу" ответил посол Украины в Азербайджане Юрий Гусев.

– Юрий, недавно была серия российских ударов по инфраструктурным объектам азербайджанской компании SOCAR. Расскажите, как в Баку реагируют на эти удары? Насколько это чувствительно для Азербайджана?

– Эти удары прокомментировал наш президент. Он написал в своих социальных сетях, что это сознательный российский удар по принадлежащему азербайджанской компании энергетическому объекту в Одессе. Это удар по нашим отношениям и энергетической независимости. Безусловно, также негативно воспринимают это и азербайджанские партнеры.

Расширение сотрудничества в энергетическом секторе между Украиной и Азербайджаном раздражает Кремль, потому что это усиливает энергетическую безопасность не только Украины, но и расширяет сотрудничество Азербайджана с рядом европейских стран. Ведь контракт, подписанный между "Нафтогазом" и SOCAR (в июле "Нафтогаз" заключил первое соглашение с SOCAR Energy Ukraine на закупку газа, — Ред. ) предусматривает поставки газа по Трансбалканскому маршруту через украинско-румынскую границу. Это очень важный маршрут и важное сотрудничество между Украиной и Азербайджаном в энергетическом секторе.

– После этих ударов многие аналитики высказывали мнение, что если такие атаки будут продолжаться и дальше, то президент Азербайджана Ильхам Алиев может прибегнуть к более решительным шагам в поддержку Украины. Это действительно так?

– Динамика наших двусторонних отношений и стратегического партнерства, особенно за последний год, значительна. Зимой на полях Давосского форума состоялась встреча президента Владимира Зеленского с президентом Ильхамом Алиевым. На этой встрече, в частности, обсуждалось и сотрудничество в энергетическом секторе. Состоялся исторический визит министра иностранных дел Андрея Сибиги в Баку. Во время визита Андрея Сибигу принял Ильхам Алиев. Были двусторонние переговоры с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым, встреча с министром экономики Микаилом Джаббаровым.

Результатом всех этих переговоров стало проведение Украино-Азербайджанской межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества и подписание исторического контракта между "Нафтогазом" и SOCAR о поставках газа альтернативным маршрутом через Трансбалканский газовый коридор. Эти шаги расширяют стратегическое партнерство между нашими странами.

Недавно в августе этого года президент Ильхам Алиев принял решение об очередной партии гуманитарной помощи и выделении 2 миллионов долларов США на закупку и передачу Украине энергетического оборудования. Это трансформаторы, генераторы, кабели, необходимые для восстановления нашей энергетической системы.

– И все же 2 миллиона долларов США это очень мало. По крайней мере такие оценки сейчас можно встретить в соцсетях.

– В действительности, в этом году это уже второй пакет помощи, который выделяет Азербайджан. Отдельно принимает решение президент Ильхам Алиев. Первый пакет такой помощи мы получили в начале года. Это также было энергетическое оборудование, которое нам очень нужно.

Вообще, помощь Азербайджана предоставляется Украине с первых дней полномасштабного вторжения РФ и достигает уже около 45 миллионов долларов. Это энергетическое оборудование, медикаменты, продукты питания. Это очень важная программа оздоровления и реабилитации украинских детей.

Прямо сейчас 30 украинских детишек — это дети наших героев, погибших защищая Украину или отстаивающих ее независимость — проходят реабилитацию и отдыхают в городе Габала. Это уже пятая группа детей, которая в этом году посещает Азербайджан. Азербайджан — лидер по объемам гуманитарной помощи Украине среди стран-членов СНГ.

Безусловно, это сложно сравнить с членами НАТО и странами, где ВВП значительно больше. Но мы очень ценим ту помощь, которую оказывает Азербайджан в этих сложных условиях.

– А все же существует ли сценарий, по которому Баку может снять мораторий на поставку оружия для Украины?

– До полномасштабного вторжения у нас было очень плодотворное военно-техническое сотрудничество. И мы заинтересованы в том, чтобы такое сотрудничество было расширено. С учетом потребностей Украины в боеприпасах, средствах поражения дронов и вражеских ракет. Безусловно, мы заинтересованы и в расширении поставок того, что сегодня нужно ВСУ. Мы будем приветствовать любые решения руководства Азербайджана по этому направлению.

– То, что мы заинтересованы, это понятно. А Азербайджан заинтересован?

– Я думаю, что мы можем говорить об этом после того, как будут приняты решения. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность и, как и Украина, развивает свой оборонно-промышленный комплекс. Поэтому такое сотрудничество может быть взаимовыгодным и для нашего государства, и для Азербайджана.

– Вы упомянули об историческом соглашении между "Нафтогазом" и SOCAR по импорту газа в Украину. Понятно, что сейчас речь идет о небольших объемах газа, однако каковы перспективы? На что мы можем надеяться?

– Перспективы такого сотрудничества были анонсированы по результатам работы межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Комиссию возглавляют министры энергетики Украины и Азербайджана. Министр энергетики Украины (тогда в июле это еще был Герман Галущенко) заявлял о том, что украинские подземные газовые хранилища могут быть элементом усиления энергетической безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы.

С учетом возможностей расширения поставок азербайджанского газа в Украину. Поэтому такое сотрудничество имеет большую перспективу. И контракт на небольшой объем газа, который тестирует коридор поставок газа из Азербайджана через трансбалканский коридор, хаб в Болгарии в Украину, это лишь один из первых этапов стратегического партнерства.

– И насколько я понимаю, Кремлю такое партнерство очень не нравится?

– Кремлю очень не нравится независимая внешняя политика Азербайджана. Кремлю очень не нравится, что Украина усиливает свои позиции на международной арене, расширяя сотрудничество со своими стратегическими партнерами. И то, что азербайджанский газ будет направляться в Украину по альтернативному маршруту не через российскую территорию, тоже не нравится Кремлю.

– Раньше вы сравнивали "контракт столетия" в нефтегазовой отрасли, который подписал Азербайджан в начале 1990-х с крупными западными компаниями, и украинское соглашение с США о полезных ископаемых. Действительно ли мы здесь можем перенять какой-то опыт Азербайджана, ведь у страны к тому времени уже были разведаны большие газовые залежи. Наша же история с полезными ископаемыми выглядит пока неуверенной.

– Насколько мне известно, в Украине достаточно много разведанных полезных ископаемых. И соглашение с США как раз и направлено на то, чтобы Украина больше добывала и имела больше инвестиций в экономику.

Историческое соглашение о разделе продукции, которое в 1990-х инициировал Гейдар Алиев (тогдашний президент страны), принесло большую пользу Азербайджану и международным компаниям. В частности, таким известным как British Petroleum, за многие годы расширившим свое присутствие в Азербайджане. И это явилось фактором усиления позиций Азербайджана на международной арене. Этот опыт интересен для Украины.

Так же, как и опыт подписания в Бишкеке протокола о прекращении огня (речь о Бишкекском протоколе – договор о перемирии, заключенный в 1994 году между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой, – Ред .). Это фактически стало важным этапом Карабахского военного конфликта.

Острая фаза конфликта, а фактически Первая карабахская война, была завершена и начался другой этап, когда Азербайджан направил свои усилия на усиление экономики, армии, построение оборонно-промышленного комплекса. Этот опыт может быть полезен и интересен для изучения у нас, для приближения справедливого мира в Украине.

– Давайте поговорим немного о политической ситуации. Как в Баку реагируют на все эти упреки российских пропагандистов, мол, новая "СВО" может начаться на Южном Кавказе. Очевидный намек на Азербайджан. Это воспринимается серьезно или со скепсисом?

– Азербайджанские партнеры серьезно анализируют все вызовы в региональном и глобальном контекстах. Возобновивший территориальную целостность Азербайджан подписал при содействии и непосредственном участии президента США Дональда Трампа с Арменией мирную декларацию, построил свои вооруженные силы и оборонно-промышленный комплекс, безусловно, анализирует все эти сигналы.

Работая здесь, я чувствую, что Азербайджан, (и об этом говорит президент Ильхам Алиев), готов к разным сценариям. Они обладают мощными вооруженными силами, которые доказали свою эффективность на поле боя. Имеют развитый оборонно-промышленный комплекс, военно-техническое сотрудничество с рядом стран, включая Турцию, которая является членом НАТО.

Поэтому я не советовал бы кому-то думать об агрессии против Азербайджана. Азербайджан сегодня – это сильное государство – региональный лидер с мощной армией, которая прошла испытания на своей территории. И в этом контексте, на мой взгляд, ни одна агрессия не позволит агрессору реализовать свои планы.

Украина всегда поддерживала территориальную цельность и суверенитет Азербайджана, а Азербайджан всегда поддерживал территориальную целостность и суверенитет Украины. Это фундаментальный принцип нашего стратегического партнерства.

– Но в то же время Азербайджан не присоединился к санкциям против России. Да, справедливости ради стоит отметить, что ни одна страна в регионе не поддержала антироссийские санкции, но тем не менее.

– Азербайджан строит свою независимую внешнюю политику. Она строится на собственных национальных интересах. Они определяют те меры и направления развития внешней политики, которые отвечают их интересам.

Наше сотрудничество в энергетическом секторе является одним из элементов расширения партнерства. Мы заинтересованы в развитии транспортных маршрутов, ведь Азербайджан, находящийся между двумя подсанкционными странами (Россией и Ираном) имеет уникальное географическое расположение. Он является страной, которая играет важную роль для развития срединного коридора (Транскаспийский международный транспортный маршрут, — Ред. ), который соединяет Китай со странами ЕС. И этот коридор объединяет и Украину с Азербайджаном. Развитие транспортных артерий, сотрудничество в энергетическом секторе, в гуманитарных, образовательных, культурных проектах – это основные направления нашей работы.

А что касается того, как Азербайджан строит двусторонние отношения с другими странами, то уверяю вас, что они основываются на национальных интересах Азербайджана. И, безусловно, эта независимая внешняя политика Азербайджана в Кремле не нравится очень многим.

За последний год у нас есть положительная динамика. Растет товарооборот между странами. Так, за 7 месяцев 2025 года экспорт украинской продукции на рынок Азербайджана увеличился почти на 9% (8,6%, если быть точными). К осени этого года запланирован целый ряд бизнес-миссий и делегаций Украины, в частности, из ИТ-сектора.

Наши компании, бизнесмены ищут партнеров в Азербайджане, а Азербайджан расширяет свое инвестиционное присутствие в Украине. В результате приватизации "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК) была приобретена азербайджанской компанией Нексол Холдинг и, насколько я знаю, эта азербайджанская компания планирует развивать и инвестировать в развитие титановой отрасли Украины.

– После того, как в декабре прошлого года самолет Azerbaijan Airlines был сбит российской ракетой, напряжение между странами значительно усилилось. Объясните: Россия действительно теперь рассматривается как враг в азербайджанском обществе? Отношение коренным образом изменилось?

Вы меня постоянно спрашиваете о России…

– Ну потому что хотелось бы надеяться, что появился еще один центр противовеса РФ в лице Азербайджана.

Я вам хочу сказать о том, что люди здесь относятся к Украине с огромной любовью и уважением. Это ощущается в разговорах с простыми людьми на улицах. Когда в кафе или ресторане узнают, что человек из Украины, то у него будет огромное расположение собеседника с азербайджанской стороны. Когда я еду на официальные встречи на автомобиле посольства Украины с государственным флагом, на перекрестках можно услышать возгласы "Слава Украине!" Это возгласы людей, которые проявляют любовь и уважение к нашей стране, поддерживая нашу борьбу.

Это я могу подчеркнуть однозначно. Такая поддержка, любовь, уважение, солидарность с украинским народом, бесспорно, есть в азербайджанском обществе. Это очень важно для развития двусторонних отношений, ведь эта поддержка абсолютно искренняя.

В первые дни российского полномасштабного вторжения по решению президента Ильхама Алиева в Польшу вылетели азербайджанские самолеты с гуманитарной помощью, доставленной в первые недели в Украину. Азербайджан всегда поддерживал и поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины, СМИ Азербайджана освещают события в Украине, рассказывая правду о преступлениях РФ против украинского народа, наших детей и мирных городов.

А недавно был день гуманитарной помощи и поддержки, в рамках которого украинский центр в Баку собрал помощь для Сумской области. Обычные люди приходили и приносили то, что нужно для страдающей от ежедневных российских обстрелов и террористических атак Сумщины. И это ответ на ваш вопрос и еще одно искреннее и красноречивое проявление поддержки со стороны народа Азербайджана. Мы этого никогда не забудем.

– Напоследок хотел бы обратиться к вашему опыту руководства концерном "Укроборонпром". Как вы думаете, какие образцы оружия Украина должна производить в первую очередь, чтобы не зависеть от партнеров?

О том, что Украина должна производить достаточное количество оружия для защиты и обороны, с самого начала войны постоянно говорит и дает соответствующие поручения президент Владимир Зеленский. Безусловно, сегодня это касается, в первую очередь, боеприпасов различных калибров. А учитывая то, как динамично воплощаются новые технологии и совершенствуется оружие, будущее бесспорно за роботизированными беспилотными системами. И уже сегодня мы видим это на арене боевых действий российско-украинской войны.

Беспилотные роботизированные системы будут только расширять свои функции и возможности. Это касается не только БПЛА, но и надводных, подводных беспилотных комплексов и наземных роботизированных систем.

Мы будем больше переходить к высокоточному и высокотехнологичному оружию. И в этом смысле Украина уже лидер в мире, ведь технологии производства и практика успешного применения дронов у нас сегодня лучшие. Это касается и дипстрайков (от англ. deep strike — "глубокий удар", — ред .), и производства FPV-дронов с использованием искусственного интеллекта. Производство БПЛА в Украине сегодня уже является одним из драйверов технологического развития оборонно-промышленного комплекса, индустрии, которая является и будет главной в экономике нашей страны.

Теги по теме
Россия газ Азербайджан
Источник материала
loader