/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fb6d884f9ab86134290a7d12abb293b42.jpg)
"Стальной дикобраз" или иллюзия? Три проблемы с гарантиями безопасности для Украины
Станет ли Украина "стальным дикобразом"?
Европейские союзники закончили работу по гарантиям безопасности для Украины. Но вступят ли они в действие и станут ли надежным щитом для Киева? Ведь Россия не демонстрирует готовности к миру, Европа все еще зависима от США, а у союзников нет полного единства относительно того, что конкретно готовы гарантировать.
Детальнее — в материале международного обозревателя "Телеграфа" Ольги Кирилловой.
1 — Россия не собирается идти на переговоры
После встречи, которая прошла 18 августа в Белом доме между Владимиром Зеленским, Дональдом Трампом и европейскими лидерами, все должно было двигаться по определенной цепочке событий. Первым звеном в нем была быстрая подготовка к личной встрече украинского президента с российским диктатором Владимиром Путиным. А за ней – подготовка и к трехстороннему саммиту между Украиной, США и РФ. Даже был составлен шорт-лист городов, в которых потенциально это могло произойти.
По замыслу, Зеленский должен был садиться за стол переговоров с прописанными на бумаге гарантиями безопасности как рычагом, который бы продемонстрировал Путину, что Украина действительно превратится в непереваримого "стального дикобраза", чьи "иглы" — это современное вооружение, и что любая новая попытка российского нападения получит коллективный ответ Запада.
Идея заключалась в том, чтобы Киев шел на диалог не с пустыми руками, а уже с обязательствами ключевых союзников – США, Франции, Великобритании, Германии и других.
Однако Москва предсказуемо не продемонстрировала никакой готовности к мирному процессу. За последние недели кремлевские "говорящие головы" повторяли: нет конкретных причин для "повышения уровня российско-украинских переговоров". Сам Путин, общаясь с пулом российских СМИ в Пекине, подтвердил, что не видит смысла в контактах с Зеленским.
Как объясняет "Телеграфу" осведомленный европейский чиновник, Путин верит, что Россия способна продолжать затяжную войну, которая в итоге приведет к истощению Украины.
"Несмотря на ситуацию в экономике, Кремль считает, что сможет продержаться в таком режиме еще несколько лет, по крайней мере, до 2027", — комментирует собеседник.
Уверенности Путину в этом видении добавил и его четырехдневный визит в Китай, во время которого вместе с лидером КНР Си Цзиньпином они много говорили о новой системе "глобального управления", беспрецедентном уровне партнерства и даже вариантах, как продлить жизнь до 150 лет.
В то же время западные журналисты в очередной раз разоблачили схему, как китайские компании поставляют в Россию детали, необходимые для производства дронов. Без сомнений, подобное будет продолжаться, и, возможно, будет приобретать большие масштабы, ведь доподлинно неизвестно, о чем на самом деле договорились Путин и Си.
Показательно во время китайского визита российский диктатор в очередной раз прибег к угрозам "решить все вооруженным путем" в Украине, если не удастся договориться о "приемлемом варианте прекращения конфликта". Читайте: война будет продолжаться, пока Киев не пойдет на условия, выдвигаемые российской стороной.
Поэтому как бы железными и решительными ни были западные гарантии безопасности для Украины, они спроектированы для послевоенного времени. К сожалению, выглядит так, что до мирных времен еще долгий и сложный путь.
"Мы ожидаем реальных переговоров, которые смогут достичь справедливого и крепкого мира для Украины. Но понятно, что этого пока не произошло. Именно поэтому работа над гарантиями безопасности продолжается, чтобы быть готовыми к этому моменту", — в частности, признала спикер Европейской Комиссии Арианна Подеста.
2 — Усилий Европы недостаточно
Любое решение Европе все равно приходится согласовывать с Вашингтоном. Ведь гарантий безопасности только от Европы будет недостаточно, нужен вклад США.
Например, один из разделов гарантий безопасности предполагает развитие сильной украинской армии: сохранение нынешней численности военных и обеспечение их оружием благодаря украинскому, европейскому и американскому производству.
Второй компонент стоит особого внимания, ведь с ним не все так просто. Как рассказывал "Телеграф", в прошлом году Европа всерьез обеспокоилась вопросом, как вернуть себе лидерство во всех сферах, в том числе оборонной.
Чтобы получить дорожную карту будущего пути, Брюссель обратился к Марио Драги — бывшему президенту Европейского центрального банка и одному из самых известных экономистов в Европе. Он подготовил отчет на 400 страниц, отражавший его личное видение будущего ЕС. Один из разделов отчета касался оборонной промышленности, где Драги выделил ряд кричащих проблем.
Среди них недостаточные расходы. Из-за дивидендов мира и защитного "зонтика" со стороны США военные расходы в ЕС снижались в течение последних пятидесяти лет, в результате чего сокращались и производственные мощности; меняться ситуация начала только после 2014 года, когда РФ развязала гибридную агрессию против Украины. И все же расходы европейских стран не достигают уровня американских.
Так, США ежегодно тратят почти 1 триллион долларов на оборону, тогда как государства-члены ЕС — чуть менее 370 миллиардов.
Другая проблема – распыленность и отсутствие консолидации. Европейские оборонные компании работают на относительно небольших внутренних рынках и производят небольшие объемы оружия. Причем большинство производства оружия сосредоточено в небольшом количестве государств. И не так много случаев, когда компании открыты для объединения усилий.
Поэтому Марио Драги выражал мрачный прогноз, что без должной координации может возникнуть кризис, когда страны будут соревноваться между собой на рынке оборонной техники.
В-третьих, европейцы до сих пор в значительной степени зависят от иностранных оборонных решений, ведь речь идет о быстрых закупках качественных товаров по приемлемой цене, к примеру, у тех же Штатов. Естественно, это снижает масштабы и спрос на европейскую продукцию.
Следует признать, что в Брюсселе активно пытаются снизить зависимость от внешних поставщиков и быстро укрепить обороноспособность за счет внутренних и украинских решений. В частности, речь идет о плане ReArm Europe Plan/Readiness 2030, который предусматривает 800 млрд евро на оборонные расходы в течение следующих лет.
Среди инструментов — кредитный инструмент SAFE, который предоставит государствам-членам до 150 миллиардов евро в форме кредитов на совместные оборонные закупки, в которых примут участие по меньшей мере два государства. Или, по меньшей мере, одна страна плюс Украина. Кредиты будут покрывать только ту продукцию и поставщиков услуг, базирующихся на территории ЕС, Украины и стран Европейской экономической зоны, например Норвегии или Исландии.
Прекрасная инициатива, но… Возвращаясь к отчету Марио Драги, он содержал не только замечания, но и 14 предложений, как исправить ситуацию в оборонном секторе. Среди них — предпочтение европейским решениям, достаточное финансирование отрасли, приведение систем вооружения к единым стандартам, улучшение координации между странами. Некоторые шаги можно предпринять за год, в то время как другие — за период до пяти лет, прогнозировал он.
Изменилось ли что-нибудь за год? Как свидетельствует отчет Европейского совета по политическим инновациям, который есть в распоряжении "Телеграфа", полностью воплощено ноль рекомендаций, частично — пять, и в процессе выполнения — еще пять. Невоплощенными остаются четыре.
"Брюссель активно составляет планы, но не претворяет их в жизнь", — отмечается в документе.
Поэтому, несмотря на положительные изменения, у европейских партнеров впереди много работы, и какой бы важной ни была цель автономии от Вашингтона, без американцев в краткосрочной и долгосрочной перспективе не обойтись.
3 — Слишком много неопределенности
Европейские собеседники "Телеграфа" опасаются, что Вашингтон может резко изменить позицию даже о готовности оказать воздушную поддержку любой будущей европейской миссии.
Это создает дополнительный уровень неопределенности. Ведь даже если в Европе есть общее видение, оно может быть разрушено одним заявлением из Вашингтона.
Да и об общем европейском видении в отдельных вопросах можно утверждать с натяжкой. Стоит вспомнить, как министр обороны Германии Борис Писториус подверг критике главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляен, которая анонсировала, что Европа готовит "достаточно конкретные планы" развертывания войск в Украине, которые могут включать десятки тысяч военных из европейских стран.
Писториус заявил, что "фундаментально неправильно" обсуждать подобные варианты до начала мирных переговоров.
"У Европейского Союза нет ни ответственности, ни полномочий в вопросах развертывания войск — для кого-то или для чего-то", — сказал он.
Как утверждает издание Financial Times, страны, входящие в так называемую "Коалицию решительных", поделились на условные три лагеря по вопросу "сапог на земле".
По словам информированных лиц, первая группа, в которую, в частности входит Великобритания, готовы к развертыванию войск в Украине. Страны из другой группы, в которую входит Италия, решили этого не делать. А большинство стран, таких как Германия, еще не определились.
Также неизвестно, будет ли речь о взаимных оборонных соглашениях, которые обязывали бы европейские страны воевать вместе с Украиной в случае повторения агрессии России.
"Есть аспект, который требует от нас принять решение о том, что мы готовы бороться за Украину. Потому что, если мы не сможем ответить на этот вопрос, все остальное потеряет смысл", — говорила в интервью "Телеграфу" политический аналитик Центра европейской политики в Брюсселе Мария Мартисиюте.
С одной стороны, разработанные гарантии безопасности имеют символический и политический вес и показывают Москве, что Киев не останется один на один с будущими угрозами. Но с другой стороны, пока неясно, превратятся ли эти обязательства в настоящие действия, или останутся на бумаге и потребуют переписывания, когда начнутся действительно содержательные мирные переговоры.

