«Червона Рута» и тысячи голосов: культурное сопротивление, объединяющее страну
«Червона Рута» и тысячи голосов: культурное сопротивление, объединяющее страну

«Червона Рута» и тысячи голосов: культурное сопротивление, объединяющее страну

«Червона Рута» и тысячи голосов: культурное сопротивление, объединяющее страну

В сентябре 1989 года в Черновцах произошло революционное для украинской культуры событие — на стадионе «Буковина» состоялся первый всеукраинский музыкальный фестиваль «Червона Рута». За ним пристально следили «советы», милиция изымала у людей украинскую символику, чтобы ее не проносили на стадион, черновчане просто перед фестивалем отказывались сдавать жилье участникам, вероятно, из-за давления властей, а последние даже пытались запретить его проведение. Но, несмотря ни на что, «Червона Рута» состоялась, а с ее сцены под реющие сине-желтые фдаги прозвучала «Ще не вмерла України і слава, і воля» — песня, которая была запрещена в СССР и стала национальным гимном независимой Украины.

Посвященный композитору и музыканту Владимиру Ивасюку, убитому КГБ за украинское творчество и национальную позицию, фестиваль и сам стал символом борьбы против российской экспансии украинской культуры. Песни, которые исполнители со всех уголков Украины впервые спели со сцены «Червоної Рути-1989», сразу стали популярными не только в пределах страны, но и среди украинской диаспоры. Многих лауреатов и участников фестиваля до сих пор знает и помнит вся Украина — это Андрей Жданкин, получивший тогда гран-при, «Сестричка Віка», сестры Тельнюк, Андрей Миколайчук, Ирина Билык, Мария Бурмака, Тарас Чубай, группы «Воплі Відоплясова», «Брати Гадюкіни», «Кому вниз» и многие другие. В целом, как говорят сами организаторы, «Червона Рута» открыла 90% новых звезд в современной украинской молодежной музыке.

С 1989-го фестиваль проводили ежегодно: в течение года проходили отборочные туры по всей стране, на следующий — финал, и так по кругу. Но из-за пандемии коронавируса и начала полномасштабной войны «Червона Рута» замолчала почти на шесть лет… Однако уже в сентябре 2025-го фестиваль снова объединил сотни украинских исполнителей на одной сцене, ведь культурное сопротивление — это мягкая, но мощная сила против врага, годами пытавшегося уничтожить все украинское.

Встречает город Льва

Во Львове на проспекте Вячеслава Чорновила — человека, ставшего одним из символов борьбы за независимость Украины, — находится концерт-арена «Малевич», где пять дней подряд почти не стихала музыка. Именно там с утра до вечера с 17 по 21 сентября проходили финальные конкурсы, гала-концерт и награждение лауреатов «Червоної Рути-2025» — еще одного символа борьбы украинцев, но уже на культурной ниве.

Участники приехали из разных городов, играли на разных инструментах и пели в разных манерах. Кто-то выходил на сцену в украинской традиционной одежде, кто-то — в обычных джинсах. Но всех объединило одно — украинская песня и инструментальная музыка. По подсчетам организаторов, всего на сцене «Малевича» выступили 450 групп и сольных исполнителей в шести разных жанрах: фольклор, популярная музыка, современная танцевальная музыка, акустическая, экспериментальная и рок-музыка. Выступали и военные, которых, по словам директора фестиваля Мирослава Мельника, «постарались вызвать из окопов».

«У нас очень серьезный спектр песен — это целый жанр новой авторской песни, военной авторской песни. У нас присутствуют военные, которых мы сюда пригласили с войны выступить на конкурсах фестиваля. Их уровень исполнения и тематика чрезвычайно важны для того, чтобы в дальнейшем концертная жизнь этих людей началась в Украине. И чтобы этот жанр стал основополагающим для воспитания новой украинской молодежи», — отметил Мирослав Мельник в ходе пресс-конференции за несколько часов до гала-концерта.

Но современная украинская музыка в те дни звучала не только в «Малевиче». На проспекте Свободы возле памятника Тарасу Шевченко расположилась фан-поляна фестиваля, где под открытым небом выступали участники «Червоної Рути-2025», военные и группы «Пиріг і батіг» и «Мертвий Півень». А в последний день львовян и гостей города ждало выступление Дарки Стебивки — дочери послевоенных украинских эмигрантов в США, которая стала победительницей на первой «Червоній Руті» и десятки лет спустя снова приехала на фестиваль в качестве гостьи. Тогда, в 1989 году, она вместе со Славком Галатиным победила в номинации «Найкраща іноземна група».

Зрители даже смогли не только увидеть музыкальное действо на фан-поляне, но и стать активными его участниками. Украинский художник Ярема Стецик провел там музыкальный хеппенинг под названием «Пенсия». 

Как подсчитали организаторы, фан-поляна на протяжении этих нескольких дней собрала 20–30 тысяч зрителей.

Вместе с тем, пока в «Малевиче» судейский совет фестиваля знакомился с финалистами, а на фан-поляне те же финалисты знакомили людей с современной украинской музыкой, в Доме офицеров проходили дискуссионные панели по социально важным вопросам. В частности, обсуждали ветеранскую политику, реабилитацию военных, капеланскую службу, возврат пленных, международно-культурную дипломатию и т.п.

Чтобы в Украине не звучала российская музыка, нужно использовать метод кнута и пряника - художественный руководитель фестиваля "Червона Рута"

«Дом офицеров фактически стал эпицентром тех важных вещей и тем, которые оказывают большое влияние на общество. И думаем, что результаты этих панелей дадут серьезный толчок к большим изменениям», — заметил Мельник на пресс-конференции.

Не менее важные встречи проходили и во Дворце Гната Хоткевича. Там историки Андрей Сова, Николай Посивнич и Олег Фешовец рассказывали об истоках национального сопротивления и его необходимости сегодня, Марьян Пыриг — о диссидентах и «расстрелянном возрождении», художники Михаил Скоп и Андрей Ермоленко — о символах борьбы, представители Центра национального сопротивления — о дезинформации, малинформации и мизинформации, а представители Движения сопротивления ССО ВСУ — о концепции ДС, его задачах и возможностях приобщиться.

«Червона Рута лунає — опір триває»

Эти слова сопровождали гостей и участников фестиваля на всех локациях «Червоної Рути». Их можно было увидеть на баннерах в Доме офицеров и Дворце Гната Хоткевича, на сцене в «Малевиче» и палатках на фан-поляне. Этот лозунг не только описал дух фестиваля, но и стал прямой отсылкой к его стратегическому партнеру — Движению сопротивления ССО ВСУ. Последнее координирует деятельность тех украинцев, которые, оставаясь на оккупированных территориях, противодействуют врагу, поддерживают украинские Силы обороны и всеми возможными способами помогают восстанавливать суверенитет Украины. Движение сопротивления — это подполье, партизанские силы и участники ненасильственного сопротивления.

На первый взгляд кажется, что общего между музыкальным фестивалем и компонентом ССО не так и много. Но на самом деле противостоять агрессору можно разными способами, о чем свидетельствует, в частности, и тандем ДС и «Червоної Рути».

«Вот, казалось бы, как сочетается сотрудничество Движения сопротивления Сил специальных операций и «Червоної Рути», что у нас есть такого общего? И я бы сказал, что в «Червоній Руті» идея сопротивления серьезно присутствует. Самый первый фестиваль был сопротивлением советской власти. И то, что тогда произошло, — это был взрыв музыкальный и политический, те исполнители стали фактически движущей силой сопротивления… То есть все это имеет очень большое значение. И сейчас, когда мы на финальных конкурсах фестиваля слушаем бардовскую, военную песню, то видим то же самое. И это уже даже не тексты наших классиков и тех, кого с нами нет, — это тексты современных людей, отображающие события на фронте. Мы говорим не только о трагических текстах. Есть и шутливые, в которых издеваются над врагом. И это настолько живо и прекрасно, что аудитория не может не насмехаться над нелепостью российской индустрии, которую они предлагают в качестве пропаганды против нас. Искусство играет очень важную роль — быть носителем украинской идентичности», — заметил Мирослав Мельник в ответ на вопрос ZN.UA, изменилась ли роль «Червоної Рути» для современного искусства, в частности музыкального.

Но нынешняя агрессия РФ значительно отличается от давления советской власти. Ведь теперь это не просто попытка стереть украинскую национальную идентичность — сегодня россияне методично уничтожают украинцев как таких. И эта смена вектора сказалась на музыке и духе «Червоної Рути-2025».

«Это ощущается. Еще год назад приезжали сюда ребята-рокеры из Харькова, певшие о Путине прекрасные песни. Где они сейчас? Они служат в ВСУ, а не выступают здесь. И таких очень много… И тут также есть выступления, посвященные сопротивлению агрессии РФ. Например, в жанре акустической музыки выступал мужчина 59 лет, который воевал. И этому посвящены его песни. Но в них нет чего-то слезливого, переживаний, которых когда-то было много в московской попсе. В то же время эта музыка мужественная, но настоящая… Нас не сломать, и сегодня чувствуется сильное внутреннее сопротивление», — отметил в комментарии ZN.UA художественный руководитель фестиваля и глава судейского совета Анатолий Калениченко, стоявший у истоков «Червоної Рути-1989».

В то же время сопротивление, чтобы стать реальным рычагом, должно быть не только внутренним. Оно должно превратиться в действия, которые будут иметь соответствующие последствия. В частности, в контексте музыкальной культуры это должны были бы быть ограничение попадания российских исполнителей в стриминговые сервисы, популяризация украинской музыки, соответствующее регулирование вопроса на законодательном уровне и т.д.

«Есть еще разные жанры. Можно говорить о наполнении смыслов и текста, которое мы даем… Можно давать свой посыл, но на самом деле не нужно забывать и о масс-маркете, о музыке, которая появляется именно на цифровых площадках. Мы говорим о том, что необходимо заполнять этот вакуум. На самом деле многие украинские продюсеры до сих пор работают по кальке российской музыки, чтобы привлечь слушателя на сторону Украины. Вроде бы и неплохо, но это все же музыкальная калька. К тому же это быстрый метод. А нужно наполнять, кроме текстовой части, еще и музыкальную и создавать то, что заинтересует зрителя, но не идти по короткому пути и продолжать делать кальку для популярности и узнаваемости. Хотя это и непросто в действительности», — рассказал ZN.UA Юрий Юрченко, участник группы «Хорта», получившей на «Червоній Руті-2025» первую премию в жанре «Танцевальная музыка».

Такого крена культуры в сторону Москвы, как прежде, уже не будет - художественный руководитель фестиваля "Червона Рута-2025"

К тому же, как заметил Юрченко, культура — это не только важная составляющая сопротивления. Она может стать еще и важной экономической компонентой.

«Почему-то первое, на чем всегда экономят, — это культура. Мол, она не является основной. Но если вспомнить кей-поп как мировой феномен — и мы говорим не только о музыке, но еще и о киноиндустрии, — то это довольно хороший пример, когда страна может быть известной и зарабатывать деньги. Поэтому культура, как я всегда говорю, — это платформа и основа, от которой все отталкивается. И даже экономически это может быть правильным движением для страны. Не говоря уже о смыслах, о культуре, о том, что нельзя забывать фольклор, историю и так далее. То есть это все может быть и коммерческим», — добавил Юрий Юрченко.

Объединяющие голоса из-за границы

На «Червоній Руті-1989» украинская песня звучала из уст не только тех, кто жил в стране, — на сцену стадиона «Буковина» вышли также представители украинской диаспоры. Но отборочные туры проводились все же в Украине, как и на протяжении всех последующих лет. Однако сегодня, когда сотни тысяч украинцев покинули свои дома, спасаясь от войны, «Червона Рута» нарушила эту традицию и впервые в истории провела отборочные туры за границей — в Польше и Великобритании. В итоге в Лондон поедут пять наград, которые получили Квитка Воробей, София Бурмистрова, Алина Сенич, дуэт «Дві долі» и группа «Шелест».

«Украинцы разговаривают на разных языках и могут ходить в разные церкви. Мы были под разными империями. Надо признавать эти вещи. Но вместе с тем нам надо искать что-то, что украинцев объединит. И «Червона Рута» смогла это сделать — объединила тех, кто выехал из-за войны, тех, кто раньше уехал за границу из-за трудовой миграции. И если даже есть какие-то недоразумения в громаде, то именно отборочный конкурс «Червоної Рути» объединил всех», — заметила Оксана Барановски, организатор отборочного тура в Лондоне и соучредитель Chervona Ruta UK Foundation.

Организацию, которая стала представителем фестиваля в Британии, создали для того, чтобы поднимать настоящую украинскую культуру среди диаспоры и пропагандировать ее за пределами Украины. Оксана Барановски уверена, что «Червона Рута» поможет украинцам, находящимся за границей, оставаться в контексте украинской культуры, иметь национальную идентичность и воспитывать ее в своих детях.

«Я хотела бы всех вернуть, но понимаю, что кто-то все равно останется за границей. И это не помешает им быть украинцами, иметь украинскую идентичность, знать, кто они такие. Это не помешает им даже учить детей и воспитывать их в украинских традициях. Нам необходимо проводить такую вот культурную экспансию. Нам, в отличие от нашего соседа-врага, не нужна кровь. Нам нужно, чтобы мир просто пел «Червону Руту» на украинском языке», — говорит Барановски.

В важности существования «Червоної Рути» за границей уверена и лауреат фестиваля 2025 года Квитка Воробей, живущая сейчас в Лондоне, куда переехала из-за российской агрессии. Она признается: то, что показывают об Украине в столице Великобритании, часто не такое уж и украинское.

«Червона рута» — это настоящая украинская музыка и культура, без шароварщины. А в Лондоне такого еще нет. То есть там много якобы украинского показывают, но обычно это шароварщина. Поэтому очень классно, что у нас появилась Chervona Ruta UK Foundation, — украинская молодежь там сможет увидеть и почувствовать украинскую культуру, все ее богатство и красоту», — заметила Квитка Воробей в комментарии ZN.UA.

…Для организаторов «Червоної Рути» победители фестиваля являются будущими культурными дипломатами и борцами за Украину. Мирослав Мельник говорит, что в лауреатах они видят людей, которые будут оказывать сопротивление на таком качественном и высоком уровне, который России даже не снился. И хочется верить: как бы события ни разделяли украинцев, все равно «…пісня буде поміж нас…».

Источник материала
loader
loader