Президент США Дональд Трамп готовится к встрече с председателем КНР Си Цзиньпином, которая запланирована на 30 октября в Малайзии и должна стать одним из важнейших дипломатических событий во время его второго возвращения к власти. Это будут их первые личные переговоры за последние шесть лет, которые состоятся после большого турне Трампа по ключевым азиатским союзникам Америки. Накануне разговора двух лидеров издание The Economist опубликовало анализ риторики Си Цзиньпина, который показывает изменение своего мировоззрения от осторожного прагматика до уверенного в своей миссии автократа.
Исследование базируется на анализе более 14 тысяч речей, статей и выступлений китайского лидера, опубликованных с 2013 года, в том числе в партийном издании People's Daily. В целом база содержит более 20 миллионов иероглифов, что в 20 раз больше, чем в китайском переводе Библии. Анализ лексики показал, как за годы правления Си изменились темы, акценты и тональность его высказываний.
Согласно выводам The Economist, в риторике китайского лидера все чаще звучат мотивы силы, защиты и глобального лидерства. В частности словосочетание "сильная страна" появлялось лишь в 7% речей в 2013 году, а сейчас уже в 23%. Фраза о "изменениях, которых не видели сто лет", которую Си повторял в разговорах с Владимиром Путиным, стала появляться в 10% выступлений. По мнению аналитиков, это свидетельствует о его убеждении, что мировой баланс сил смещается в пользу Китая.
Если в 2013 году словосочетание "высокое качество" появлялось лишь в 3% речей Си Цзиньпина, то в 2025-м этот показатель достиг 40%. Активно растет и частота употребления понятий "цифровой" (с 1% до 14%), "технологии" (с 17% до 27%) и "искусственный интеллект" (с почти нулевого уровня до 13%). Си также говорит о "больших делах" (с 1% до 15%) в контексте возрождения Китая. Его растущее глобальное влияние может быть одной из причин, почему он немного чаще упоминает Тайвань (с 4% до 7%).
Зато слова "надежда" (с 47% до 24%) и "забота" (с 19% до 9%) уступили место более властным категориям: теперь он любит "управлять".
Сейчас Си меньше испытывает потребность "бороться" (53% до 38%) или "верить" (21% до 8%), но больше стремится "защищать" (2% до 17%) и "оберегать" (35% до 49%). Он видит меньше "проблем" (52% против 36%) в современном Китае, чем раньше, и больше "порядка" (4% против 17%).
По словам аналитиков, эти изменения могут свидетельствовать о росте высокомерия Си. Его речи стали менее открытыми к обсуждению.
"Си, кажется, меньше заинтересован в попытках "понять" (24% против 5%), чем "указать" (46% против 69%). "Обсуждений" стало меньше (с 16% до 6%), и он менее заинтересован в "мнениях" (с 25% до 10%)", — пишут аналитики.
В этом году Си Цзиньпин в основном обменивался мнениями с другими главами государств. Хотя "самокритика" никогда не была заметной (1% в 2013 году), в 2025-м она впервые исчезла из его лексикона.
"Он говорит как лидер, который находится на вершине своей карьеры. Но грань между уверенностью и высокомерием может быть очень тонкой", — подытожили в The Economist.
Напомним, по словам министра финансов США Скотта Бессента, американские и китайские чиновники достигли "очень успешных" рамочных договоренностей перед предстоящим саммитом Дональда Трампа и Си Цзиньпина
