Что такое Фонд гарантирования вкладов?
Если коротко, Фонд страхует банковские депозиты для физических лиц и может ликвидировать неплатежеспособный банк.
Фонд гарантирования вкладов учредили в 1998 г. на основании указа тогдашнего президента Леонида Кучмы.
22 февраля 2012 г. был принят закон "О системе гарантирования вкладов физических лиц". Документ расширил полномочия Фонда: он смог не только выплачивать средства на этапе ликвидации банка, но и выводить неплатежеспособные банки с рынка.
Именно против этого закона сейчас идет рассмотрение в КСУ.
А сейчас давайте рассмотрим подробнее, что именно делает Фонд.
Размер гарантирования вкладов физических лиц составляет 200 тыс. грн, в начале основания - 500 грн максимум.
Глава НБУ Кирилл Шевченко сообщил на заседании КСУ, что Фонд защитил почти 2 млн вкладчиков. В течение 2014-2020 годов им было выплачено более 90 млрд грн гарантированного государством возмещения. Об этом говорится на сайте Нацбанка.
"Цель закона... остается неизменной - защищать права и интересы граждан, которые вкладывают средства в украинские банки. Фонд гарантирования вкладов создавался для повышения доверия к банковской системе", - подчеркнул Шевченко.
Закон обеспечил выполнение международных обязательств Украины перед Европейским Союзом, Международным валютным фондом и Всемирным банком.
Также он добавил, что закон позволил ускорить сроки удовлетворения требований вкладчиков и возмещать им средства оперативнее.
23 июля 2020 года Фонд гарантирования совместно с ProZorro открыли доступ к Реестру неплатежеспособных банков.
Площадки и покупатели знают, какие еще лоты существуют у банков в стадии ликвидации, а какие именно будут заведены в ближайшее время. Это может облегчить работу для покупателей и повысит уровень конкуренции и судьбу успешных аукционов.
В реестре можно посмотреть статус всех активов, которые будут выставлены на продажу в ближайшее время, в частности права требования по кредитам, имущество и т.п.
Суть иска
Закон "О системе гарантирования вкладов физических лиц", против которого подали представление в КСУ, регулирует деятельность Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). Если закон признают неконституционным, то и деятельность фонда будет незаконной. А значит, решения о возмещении вкладчикам будут под сомнением.
Представление было внесено Верховным судом Украины в 2015 г., с 2016 года не рассматривалось, однако в июне 2020 КСУ возобновил рассмотрение.
15 сентября прошли открытые слушания по делу с участием представителей Фонда гарантирования, Нацбанка, Министерства финансов, президента, Верховной рады, Ассоциации Украинских банков и Независимой ассоциации украинских банков, а также представителей посольств США, ЕС и миссии МВФ в Украине.
Суть иска заключается в том, что ФГВФЛ не подпадает ни под одну из ветвей власти (исполнительная, судебная и законодательная), упомянутых в Конституции Украины.
Автор ходатайства считает, что закон не соответствует требованиям ст. 6, ч. 1 ст. 8, ч. 4 ст. 13, ст. 21, 22, ч. 1, 4, 5 ст. 41 Конституции. По мнению автора ходатайства, закрепленные законом очередность и порядок удовлетворения требований к банку приводят к нарушению равенства прав вкладчиков и могут создать ситуацию, при которой физическое лицо (вкладчик) противоправно лишается права собственности на вклад.
Что будет, если Фонд ликвидируют?
Данное производство столкнулось с критикой. Признание закона о системе гарантирования вкладов физических лиц неконституционным может навредить репутации страны, ведь именно этот закон обеспечил выполнение обязательств перед ЕС и МФВ, говорит глава НБУ Кирилл Шевченко.
Шевченко отметил, что признание закона неконституционным разрушит систему гарантирования вкладов, подорвет доверие к банковской системе и навредит интересам государства и граждан.
По его словам, дня признания закона неконституционным нет оснований. Полномочия НБУ и Фонда разграничены на законодательном уровне. Они не противоречат друг другу и не содержат дублирующих положений.
Фонд подотчетен Верховной Раде, Кабмину и НБУ. Представители этих госорганов участвуют в деятельности высшего органа управления Фонда - его административного совета.
"Утверждение, что Фонд никому не подчиняется, ложное", - заявил Шевченко.
Шевченко утверждает, что принцип равенства вкладчиков банков строго соблюдается, а не нарушается, как утверждается в представлении. В течение 2015-2020 годов в закон вносили изменения, направленные на совершенствование норм и защиты интересов вкладчиков.
В Офисе президента говорят, что производство должно быть закрыто, поскольку Верховного суда Украины, который является автором этого представления, нет в определенном Конституцией перечне субъектов, которые имеют право обращаться с конституционным представлением.
"Позиция Офиса президента заключается в том, что закон, который обжалуется..., полностью соответствует Конституции Украины, а аргументы, приведенные в конституционном представлении, ... искусственно притянуты к нормам Конституции", - заявил представитель президента в КСУ Федор Вениславский.
ВСУ был ликвидирован в 2016 году, зато был создан Верховный суд.
Вениславский говорит, что главная цель существования Фонда - это обеспечение баланса между публичным и частным интересом.
"Здесь должен превалировать публичный интерес, потому что по статистике более 98% лиц, которые хранят деньги в банках, - это лица, которые хранят в банках до 200 тыс. грн. ФГВФЛ должен обеспечить как раз социальную справедливость для тех людей, которые сохраняют вот это небольшое количество денежных средств", - подчеркнул в своем выступлении Вениславский.
Фонд гарантирования имеет право издавать нормативно-правовые акты, поскольку это право не закреплено исключительно за органами государственной власти.
"Правовая система Украины допускает существование таких органов, не являющихся органами государственной власти, которые являются государственными учреждениями, в том числе публичного права, и имеют определенные нормотворческие функции", - пояснил Вениславский.
Кроме того, экс-глава КСУ Станислав Шевчук заявил, что решение КСУ о неконституционности закона может поставить под сомнение процедуру национализации "ПриватБанка". В этой процедуре технические функции были осуществлены именно ФГВФЛ.
Также исчезнут правовые основания для погашения требований других кредиторов.
По его словам, еще одна угроза — избежание ответственности неплатежеспособными банками и связанными с ними лицами, которые довели банки до банкротства. Сумма исковых требований фонда к этим субъектам превышает 500 млрд грн.