Тарас Чорновил о версии гибели отца: Засунуть руку с кастетом в покореженное авто и размахнуться было невозможно
Тарас Чорновил о версии гибели отца: Засунуть руку с кастетом в покореженное авто и размахнуться было невозможно

Тарас Чорновил о версии гибели отца: Засунуть руку с кастетом в покореженное авто и размахнуться было невозможно

Бывший заместитель генерального прокурора Николай Голомша стал героем всех новостных лет. В эфире на "4 канале" он заявил, что Вячеслав Чорновил погиб не вследствие ДТП, а был добит после аварии четырьмя ударами кастета. Произнесенное многие восприняли как сенсацию, хотя данная версия широко обсуждается с 2007 года.

О том, откуда она взялась, имеет ли право на жизнь и почему Николай Голомша может ошибаться, "КП в Украине" рассказал бывший народный депутат, сын погибшего политика Тарас Чорновил. Мы полностью приводим его рассказ о том, что было с резонансным делом и что происходит сейчас.

"Голомша или что-то призабыл, или имеет неправильное представление"

- Если бы про кастеты сказал кто-то другой, я бы отреагировал достаточно жестко. Но Николай Голомша когда-то сделал много нужного и полезного, чтобы дело о гибели моего отца вообще расследовалось. Чтобы остановить те фальсификации, которые происходили при Леониде Кучме.

При Ющенко Голомша курировал много резонансных дел. Убийство моего отца было одним из самых важных, но прошло с тех пор 15 лет. Он что-то помнит, что-то не помнит…

Само интервью было политическим, посвященным деятельности Голомши. Вопрос о гибели отца поднял журналист Остап Дроздов. Голомша вспомнил достаточно много важных вещей: и о том, что был убит один из основных свидетелей (сидевший возе водителя Иван Шолом – Ред.), и о том, как лгали эксперты, а потом признавались, что ничего не читали – только подписывали то, что им приносили. Это стопроцентная правда. Но вот о кастетах – Голомша либо призабыл, либо имеет неправильное представление о некоторых событиях.

"Эксперт сделал только предположение"

- А было так. Первые экспертизы после аварии, в том числе и патологоанатомическая, на сто процентов сфальсифицировали. Все подгонялось под случайное ДТП, дело поспешно закрыли в том же 1999 году, водителя КамАЗа оправили под амнистию.

Но мы добились возобновления дела. И наконец началось реальное, серьезное расследование, когда Николай Голомша был заместителем генпрокурора. По нашему настоянию провели дополнительные экспертизы. Сначала была очень серьезная техническая в Польше, которая доказала, что "Тойота" отца не мчалась 180 километров в час, как врали на первом следствии. Скорость составляла 100 – 105 километров, что для тех погодных условий было нормально.

А потом провели медицинскую комплексную экспертизу, была эксгумация тела водителя Евгения Павлова. По отцу подняли материалы, фотографии, которые сохранились, и заново их изучили. Все официальные эксперты говорили: все понятно, все очевидно. А один эксперт, которого попросили включить в группу мы, сказал: ничего не ясно о характере повреждений. Чем они нанесены, каким элементом автомобиля? Не зафиксирован момент смерти: обо что был удар?

Эксперт поставил вопросы относительно очень конкретных повреждений на голове у отца, которые не объяснялись. И сделал предположение, что похожие следы оставляют удары кастетом.

"Соратники подъехали через 30 секунд. Никто бы не успел подбежать к автомобилю"

- Все остальные эксперты не согласились с таким предположением. А были ли удары кастетом? Я считаю, что нет. Все проблема в том, что следствие было проведено абсолютно безобразно и не искала ответы на необходимые вопросы. При эксгумации тела отца, когда генпрокурором был Виктор Пшонка (2011 год – Ред.), останки фактически уничтожили. Что-найти и понять уже было фактически невозможно. Поэтому ничего нового и не сказали.

В ходе судебного расследования мы четко допрашивали всех участников события. И получили свидетельства, которые отрицали версию о добивании кастетами.

Во-первых, машина соратников отца, которая следовала за ним, подъехала к месту через 30 секунд после столкновения. За это время откуда-то подбежать к "Тойоте" и нанести удары просто невозможно.

Во-вторых, эти удары нельзя было нанести. "Тойота" была так измята, что засунуть руку в салон и там размахнуться никак бы не получилось.

В-третьих, удар при столкновении с КамАЗом был такой силы, что водитель и сидевший рядом с ним пассажир просто не могли выжить.

Повторяю, вся проблема в том, что первое следствие, стремясь быстрее подогнать под случайную аварию, не объяснило происхождение травм, которые были получены, вероятнее всего, естественным образом.

Голомша мог это забыть, мог не знать. Мог вспомнить, что на версии о кастетах настаивали народные депутаты Ярослав Кендзьор и Иван Стойко. Они доложили об этом Виктору Ющенко как о сенсации. Ющенко сообщил всем своим, куча народа побежали на телеканалы и раскричали на всю страну. После этого дело пошло наперекосяк.

"Настаиваю – отец был убит. Аварию подстроили"

- Но я настаиваю, что отец был убит. Авария была подстроена, и действовали очень умело. Вероятнее всего, за рулем самосвала был не сельский шофер Куделя, а другой человек.

Куделя появился на месте аварии только через несколько минут. Когда уже подъехала машина с соратниками и кто-то, еще. Все искали, где водитель КамАЗа, и тут вдруг он появляется из-за самосвала.

Куделя был подставным лицом. Ему гарантировали, что его никогда не осудят, так оно и вышло. Пресс-секретарь отца – Дмитрий Понамарчук (умер в марте этого года – Ред.) во время аварии спал на заденем сидении и ничего не мог ничего вспомнить.

вячеслав чорновил
Тарас Черновол по-прежнему уверен: гибель его отца не была случайностью. ДТП было подстроено. Фото: Сергій Лепеха - Хатній архів Юрія Колісника / uk.wikipedia.org

"Дело не могут закрыть и не могут расследовать"

-  В январе 2014 года дело об убийстве отца закрыли через Бориспольский суд по срокам давности. Мы оспорили это решение, и дело возобновили с требованием к прокуратуре провести полноценное расследование. В частности, по статье "Теракт против государственного деятеля". Генеральная прокуратура отдала материалы в Киевскую областную прокуратуру, та ничего не сделала и передала все в милицейское Управление по борьбе с оргпреступность, что вообще было абсурдом.

В милиции сказали, что не могут расследовать теракт, а только ДТП. Так оно там и лежало, пока на должность генпрокурора не был назначен Виктор Шокин. Он забрал материалы назад в прокуратуру, начал искать, кому передать, никого не нашел.

Процессуальные термины истекали, Шокин дело остановил. Не закрыл, а именно остановил. А с год назад, я вдруг услышал от кого-то из заместителей Авакова, как хорошо они расследуют дело. И рассказал вещи, которые были установлены во второй половине 2014 года. Но повернул все так, будто это расследовали недавно.

Сейчас следствие не ведется. Я даже не знаю наверняка, где лежат тома. По-моему, в Киевской областной прокуратуре. Дело не могут закрыть – это убийство, пусть даже гибель двух человек. Должен быть какой-то приговор.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Известный публицист и политик, основатель Народного руху України Вячеслав Чорновил погиб вместе с водителем Евгением Павловым ночью 25 марта 1999 года, когда возвращался в Киев из Кировограда. В районе Борисполя его "Тойота" врезалась в КамАЗ с прицепом, который был гружен зерном. Водитель грузовика, вопреки правилам, делал разворот на узкой дороге.

На следующее утро тогдашний министр внутренних дел Юрий Кравченко, заявил, что смерть наступила в результате ДТП. Представители НРУ с первых дней настаивали, что гибель их лидера была политическим заказом.

Вячеслава Чорновила похоронили на центральной аллее Байкового кладбища. Гроб с телом несли на руках от Владимирского собора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Странная смерть судьи Виталия Писанца: болел, упал или убили?

Джерело матеріала
loader
loader