Враг пытается лишить Украину запасов нефтепродуктов, нанося ущерб соответствующей инфраструктуре, что создает проблемы, как для армии, так и для аграриев в свете начавшейся в стране посевной кампании. В результате обстрелов были уничтожены несколько крупных нефтебаз в различных регионах Украины, а 2 апреля оккупанты ударили по Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу. "Апостроф" выяснял последствия таких действий российских войск.
Российские войска обстреляли Кременчуг в Полтавской области, в результате чего был разрушен местный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).
"К сожалению, инфраструктура предприятия уничтожена. Завод не работает...", – сообщил глава Полтавской областной военной администрации Дмитрий Лунин.
От обстрелов также пострадали прилегающие к заводу склады горюче-смазочных материалов.
Уничтожение Кременчугского НПЗ вписывается в общую стратегию оккупантов, которые планомерно бьют по объектам хранения нефтепродуктов, что создает определенные проблемы для снабжения нашей армии горючим.
По словам директора консалтинговой группы "А"-95" Сергея Куюна, с первого дня войны было понятно, что рано или поздно Кременчугский нефтеперерабатывающий завод станет целью бомбардировок. "Кто-то надеялся, что враг бьет по периферийным нефтебазам и не увидит когда-то один из самых мощных НПЗ в Европе и СНГ?", - написал он в Facebook.
Эксперт также отметил, что остановка завода все равно была неизбежна — из-за нехватки сырья, две трети которого поставлялись морем, которое сейчас отрезано.
Важно знать, что Кременчугский НПЗ (контролируется олигархом Игорем Коломойским) до 2 апреля являлся единственным в Украине функционирующим нефтеперерабатывающим заводом. В наследство со времен СССР нашей стране достались шесть НПЗ однако они в последнее время, за исключением Кременчугского, не работали, так как морально и физически устарели.
В Харьковской области находится Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ), который производит бензин и дизельное топливо. Предприятие принадлежит государственной "Укргаздобыче" (входит в структуру "Нафтогаза"). Однако доля его продукции на отечественном рынке крайне мала (например, по дизелю это менее 2% рынка). К тому же, с началом российского вторжения Шебелинский ГПЗ остановил работу и эвакуировал персонал из-за высоких рисков, связанных с непосредственной близостью предприятия к месту ведения активных боевых действий.
Отказ от кровавой нефти
Таким образом, Украина осталась без собственных мощностей по производству горючего и теперь полностью зависит от импорта. Сейчас поставки осуществляются исключительно с европейского направления.
При этом на европейском рынке сегодня происходят тектонические сдвиги, связанные с тем, что, несмотря на то, что российская нефть все еще не под санкциями (кроме США и Канады), международные компании отказываются от нее, не желая делать бизнес на крови.
"Особенно это касается компаний из Восточной Европы", - сказал в разговоре с "Апострофом" эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко.
Кроме того, во многих европейских портах российским танкерам отказывают в заправке морским топливом, что создает серьезные логистические проблемы для российского экспорта нефти, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники.
Фото: Pixabay
В ряде случаев отказы заправлять российские суда связаны со сложностями с оплатой вследствие санкций в отношении банков РФ. Однако все чаще имеют место так называемые "самосанкции" - то есть иностранный бизнес по собственной воле, не дожидаясь введения очередного санкционного пакета, останавливает сотрудничество с субъектами хозяйствования из России.
В связи с последовательным отказом от российского сырья в мире происходит передел нефтяного рынка. Многие нефтедобывающие страны, а также транснациональные компании, не против воспользоваться ситуацией, чтобы увеличить свою долю за счет РФ.
Игра по новым правилам
Нашей стране, соответственно, приходится приспосабливаться к новым условиям. Как уже было сказано выше, сегодня поставки осуществляются только из Европы.
И, поскольку сейчас у нашей страны нет возможности производить горючее, необходимо наращивать импорт через западную границу. "Это сложно, но реально", – уверяет Сергей Куюн.
При этом он считает целесообразным временно отказаться от госрегулирования розничных цен на нефтепродукты, поскольку оно работает, когда рынок насыщен, тогда как сейчас есть "контролируемый дефицит", который в ближайшее время будет усиливаться.
"За месяц-полтора рынок встанет на новые рельсы, прорубит новые маршруты, и можно будет возвращаться к госрегулированию, если оно еще будет нужно", - отметил Куюн.
Кстати, маршруты снабжения есть.
"Украина с начала войны разрабатывает различные маршруты поставок нефтепродуктов, которые, по понятным причинам держатся в секрете, - отметил в разговоре с изданием источник в отечественной нефтегазовой отрасли. - И многие из этих маршрутов мы еще даже не задействовали".
Цены на топливо, в частности, в Европе, пока остаются на рекордно высоком уровне, что связано, прежде всего, с ростом нефтяных котировок — они по-прежнему держатся на уровнях выше 100 долларов за баррель.
Помимо того, что прекратился импорт из России и Беларуси, для Украины стоимость топлива увеличивается еще и из-за логистики.
"Мы еще до войны "потренировались", когда белорусы заблокировали нам транзит литовских бензинов через их территорию, за дополнительную логистику заплатили украинцы, - говорит Александр Сиренко. – Сейчас мы к допзатратам подготовились еще лучше - убрали акциз, снизили НДС".
Очевидно, когда мировой нефтяной рынок успокоится, и котировки снизятся, цены на бензин и дизель в Украине также пойдут вниз.
Давайте уже после победы
К вопросу собственного производства нефтепродуктов Украине можно будет вернуться уже после войны.
"После победы у нас будет много работы", - уверен Александр Сиренко.
При этом, по его словам, восстановлению и модернизации подлежат не только НПЗ, но и вся нефтегазовая отрасль.
"Без сырья заводы не работают. Чтобы быть по настоящему энергонезависимыми, нужны мощнейшие программы по развитию всех сегментов нефти и газа. У нас просто нет другого выхода, как быть энергонезависимыми", - резюмировал эксперт.