Удручающее начало предвыборной кампании: люди выбирают телевизор вместо холодильника/Красивая история некоторых популистических проектов начнется и закончится во время выборов
Удручающее начало предвыборной кампании: люди выбирают телевизор вместо холодильника/Красивая история некоторых популистических проектов начнется и закончится во время выборов

Удручающее начало предвыборной кампании: люди выбирают телевизор вместо холодильника/Красивая история некоторых популистических проектов начнется и закончится во время выборов

Об избирательных настроениях украинцев, манипуляциях социологов и том, сможет ли "Слуга народа" отобрать голоса у лидеров гонки - Порошенко и Тимошенко, рассказал "Апострофу" политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций, специалист по антикризисным кампаниям ДЕНИС БОГУШ.

- Неофициально предвыборная кампания уже началась.

Как вы можете ее охарактеризовать?.

- Она началась, как только закончилась предыдущая.

Летом несколько политических сил были очень активны: они развесили кучу билбордов по всей стране.

В конце лета две политические силы начали активную кампанию, имеется в виду Тимошенко со своим "новым курсом" и Порошенко с роликами "Армія.

Также у Аграрной партии снова активная кампания.

Но какого-то активного накала я вообще не вижу.

Другой вопрос, что в социологии очень интересные тенденции видны.

Например, есть новая тема, которая в Украине еще никогда не использовалась.

Это такая виртуальная политическая сила, как "Слуга народа" - она зашла и вышла в некоторых областях на первое место.

То есть Владимир Зеленский как кандидат в президенты и несуществующая политическая сила "Слуга народа" занимают второе место в стране, и первое место - в нескольких областях.

Такого еще не было.

И фактически, анонсы к следующему сезону "Слуги народа" получаются, как рекламные ролики политической кампании.

Полностью виртуальная кампания, которую они придумали, они ее "колбасят" на самом популярном канале "1+1", и получается, что это очень сильно влияет на рейтинг.

- Как можно объяснить эти высокие рейтинги? Могли ли люди просто "по приколу" голосовать, а не потому, что видят в них будущих политиков?.

- Нет, есть всегда какая-то часть людей, которая голосует "по приколу", есть - которые серьезно.

Это все высчитывается с помощью социологии.

Всегда есть люди, которые готовы пошутить, но не все.

По многим причинам: во-первых, потому что в стране война, во-вторых, совсем не простое экономическое положение и совсем не простые тарифы, которые непонятно как людям выплачивать, поэтому тут все органично складывается.

И если смотреть в динамике эти рейтинги, примерно понятно, что происходит, почему одни поднимаются, другие опускаются, это все объяснимо.

- Но сегодня социология перестала быть наукой, а больше используется для манипуляций, и тут вопрос - насколько высока вероятность того, что мы увидим действительно новое лицо, нового кандидата, помимо уже известных - Тимошенко, Порошенко, Гриценко, тех, кого мы видим десятилетиями?.

- Во-первых, социология была наукой и остается наукой.

Есть институты, которым я доверяю и которые в течение десятилетий дают правильные результаты.

Конечно, есть куча всяких агентств и фирм, которые пытаются манипулировать данными, это даже на телеканалы иногда выходит.

Но это было во все кампании, во время всех выборов, еще с 1994 года уже пытались манипулировать социологией.

Просто, кто понимает, кому доверять, тот понимает все эти тенденции.

А новые лица не появятся и не могут появиться по многим причинам.

.

- Какая основная?.

- Это опыт, мне кажется.

Потому что финансирование дается тому, кто сможет.

И получается, что относительно новые лица, например, даже Вакарчук и Зеленский в какой-то степени новые, но, с другой стороны, понимаешь, что они же не "выгребут" эту страну.

То есть нужно "выгрести" экономику, армию, международные дела.

Для этого нужен очень серьезный опыт.

Например, Вакарчук - определенный моральный авторитет, выступает с каким-то политическим заявлением, мол, я провозглашаю 10 пунктов, которые нужны нашей стране, и говорит такую фразу: "Я за то, чтобы возник антикоррупционный суд".

И все понимают, что если ему задать вопрос: "А какая форма антикоррупционного суда необходима?", то он сразу "поплывет".

И на другие вопросы - а что с экономикой делать, с лесной промышленностью, с угольной промышленностью, что делать с армией - так же не сможет внятно ответить.

- Но, тем не менее, рейтинг партии "Слуга народа" высокий….

- Это же мы смотрим не результаты выборов, мы смотрим рейтинги, которые меняются.

Результаты выборов будут кардинально другими, потому что эта виртуальная кампания не предусматривает же то, что Зеленский и Вакарчук готовят избирательные комиссии.

А, например, половина членов избирательных комиссий будет от Порошенко, а половина - от Тимошенко.

И таких избирательных комиссий где-то 30 тысяч по всей стране.

И защитить этот результат ни Зеленский, ни Вакарчук на смогут.

Более того, одна из политтехнологий - это фальсификация с помощью избирательных комиссий, ведь у нас огромное количество неучтенных "мертвых душ".

То есть тут реальный ресурс, который бросается в момент подсчета, и этот фактор всегда работал - он работал при Ющенко, он работал при Януковиче, он работает сейчас.

И поэтому какой бы красивой ни была по телевизору вся эта история "Слуги народа", все закончится в момент выборов.

А сейчас, конечно, это может быть интересно, и люди выбирают пока телевизор, а не холодильник.

- Петр Порошенко недавно сказал: "Проведенные политические реформы обеспечат эффективные прививки от использования административного ресурса на выборах".

Так ли это, и на кого сегодня работает административный ресурс?.

- Административный ресурс - это очень комплексное понятие.

Конечно, часть административного ресурса - это избирательные комиссии, о которых я уже сказал.

Как на это повлиять? Невозможно.

Если сам Петр Порошенко долго не мог назначить новый состав Центральной избирательной комиссии.

Дальше - проблема в том, что прокуратура, СБУ и суды достаточно плотно работают с властью.

Хотя стоит учитывать, что страна уже не та, которой была ранее - она свободная, есть свободные медиа, есть националисты, но самое главное - есть участники АТО, то есть люди, которым просто нечего терять, они могут прийти и набить морду, и не имеет значения - кому.

И вот это очень сильно охлаждает пыл такого бешеного админресурса.

.

Тимошенко больше уходит к инновациям, к экономическому росту, науке.

Какие темы сегодня ближе украинцу?.

- Тимошенко идет по принципу "Жити по-новому".

То есть она проиграла прошлую кампанию, только потому что она этого не сказала, ведь Майдан сделал запрос на новое, на перемены, и Порошенко сумел, в "Жити по-новому" он сумел попасть.

Тимошенко сделала выводы, и фактически длительное время с момента выборов у нее на плакатах, в рекламе и на эфирах не было никого из старых людей типа Немыри, Тарасюка, хотя, очень опытных, а везде - молодежь.

И сейчас, если посмотреть ее плакаты, у нее два раза "новое".

То есть она пытается доказать, что она новая.

Но, мне кажется, это "в штангу".

Хотя, так получается, что властная команда сейчас достаточно серьезно дискредитирована, поэтому у нее (Тимошенко – Апостроф) рейтинг намного выше.

А вот, "Армія, мова і віра" - это очень глубокая тема, она касается того, что сделал Порошенко, я думаю, она гениальна.

То есть это реальная армия и украинизация, это получение томоса.

Плюс, он еще не сказал о безвизе, из-за которого он рыл землю, так скажем.

И это все работает.

Люди говорят: "О! Так он много чего сделал!" Они реально видят эти изменения.

- Неужели, действительно, для украинцев это важнее, чем цифры за коммуналку, возможность путешествовать, обеспечивать свои семьи?.

- Очень простой ответ заключается в том, что часть людей понимает, что идет война.

У всех есть коммуналка, но некоторые отдают 20 тысяч гривен на АТО.

То есть для огромного количества людей страна имеет большее значение, чем собственность, у них такие ценности.

А те, которым больше важно собственное, скорее всего, уезжают из этой страны, потому как, конечно, экономически тут предельно сложно.

Источник материала
Поделиться сюжетом