Через два месяца после инаугурации президент Владимир Зеленский в обращении к украинцам сказал, что ему «не хватает цензурных слов», чтобы охарактеризовать ситуацию с чиновниками в стране.
Бороться предложил проверенным способом — люстрацией.
В Верховную Раду в последний день ее работы — 12 июля — гарант подал изменения в Закон «Об очищении власти».
Он предлагает избавить властные кабинеты от деятелей периода 2014-2019 гг.
На первый взгляд это — жест отчаяния.
Но игра с новыми нормами о люстрации сложнее, чем кажется.
Что предлагает президент?.
Сейчас под критерии люстрации попадают чиновники, служащие, политики, которые занимали высокие посты в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 года.
Это, среди прочего, президент, члены правительства, главы министерств, ведомств, органов исполнительной власти и их заместители, армейские командующие, руководители спецслужб и силовых ведомств, некоторые судьи.
Те, кто осуществлял или мог осуществлять наступление на свободу слова, мирные собрания, преследовать активистов Майдана, принимать неправомерные решения во время президентства Виктора Януковича.
Под чистку они уходят в том случае, если занимали кресла не менее года.
За время действия законодательства об очищении власти постов лишился 921 человек, несколько десятков восстановились через суд.
Таким высокопоставленным лицам закон закрыл доступ на ряд должностей.
Они перечислены в 11 пунктах и не касаются выборных — мэров, депутатов, президента.
В законопроекте, который внес Владимир Зеленский, списки существенно дополняются.
Критерии люстрации он хочет дополнить новой частью, о деятелях периода с 23 февраля 2014 г.
по 19 мая 2019 г.
Список попадающих под «бан» обширный и отчасти дублирует действующий, для деятелей 2010-2014 гг.
Но «под нож» не уходят, например, заместители министров и народные депутаты.
Среди прочего, в высоких кабинетах он более не хочет видеть:.
президента, руководство Верховной Рады (не депутатов), секретарей Совета по нацбезопасности и глав Администрации президента, премьеров, вице-премьеров и министров;.
главных силовиков и правоохранителей;.
генпрокурора, руководителей Нацбанка, Антимонопольного комитета, таможни и налоговой.
В законопроекте нет ограничений по срокам.
Запрет касается людей, которые «занимали должность (должности) в период с 23 февраля 2014 до 19 мая 2019 и не были освобождены в этот период с соответствующей должности (должностей) по собственному желанию».
То есть, буквально один день в статусе министра - и путь на вершину политической пирамиды закрыт.
Следующее радикальное предложение гаранта — расширить список должностей, относительно которых осуществляются меры по люстрации.
Сейчас даже бывшие топы времен Януковича вправе баллотироваться на выборные должности.
Владимир Зеленский хочет перекрыть также доступ на посты президента, депутатов всех уровней, мэров.
Последствия и реакция.
Владимиру Зеленскому моментально указали на то, что в случае люстрационной перезагрузки нужно будет уволить с постов и представителей его команды.
«Нет у нас вопросов, связанных с тем, команда это президента или нет.
В случае поддержки Верховной Радой этого закона он будет распространяться на всех лиц, независимо от того, в какой команде они находятся», - заверил представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук.
Вот только последствия для команды не так страшны.
Зеленскому припомнили секретаря СНБО Александра Данилюка и главу набсовета «Укроборонпрома» Айвараса Абромавичуса, которые в неприемлемый для гаранта период возглавляли Министерство финансов и Минэкономразвития и торговли соответственно.
Но, возможно, текст изучили не до конца.
Абромавичус ушел с поста добровольно, а в законопроекте в таком случае предусмотрена «амнистия».
«Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, Юрий Шухевич и Дмитрий Ярош, волонтер Татьяна Рычкова, действующие министры Степан Полторак и Павел Климкин, десятки других представителей новой современной украинской политики, доказавших реальными делами свой профессионализм и любовь к Украине - все они могут быть люстрированы соответственно озвученным критериям», - оценил законопроект Петр Порошенко.
Но опять попадание не совсем в цель.
Первая пятерка из перечисленных — нардепы.
Им Зеленский кислород не собирается перекрывать.
Оговорка с замминистрами тоже достойна того, чтобы ее вспомнить.
Заместителями министров были Максим Нефедов, который сейчас возглавил таможню, Вадим Пристайко, который претендует на кресло министра иностранных дел.
Отсутствие фильтров для нардепов не перекрывает доступ во власть и одному из негласных претендентов на пост премьер-министра — Юлии Тимошенко.
Так что в случае вступления обновленной люстрации в силу, Зеленский не зачистит свою команду под корень и оставит окна возможностей как для некоторых старожилов политики, так и для реформаторов.
Тем не менее, намерения Зеленского не по душе даже за пределами страны.
Послы стран «Большой семерки» считают, что ситуация сейчас и во времена Майдана - несопоставимы.
По всем направлениям есть прогресс, а значит нет нужды «казнить» представителей политэлиты.
Причину, по которой люстрация не нравится, понять просто.
Так же, как и действующие нормы, предложения Зеленского носят массовый характер.
В них не учитывается личная вина того или иного скверного управленца, а лишь календарный фактор.
Зачем это Зеленскому?.
Первое объяснение он дал сам — надоело.
Но неплохо прописанный текст законопроекта говорит о том, что он готовился явно не в ночь после очередного утомительного визита президента на таможню.
Качество документа и лазейки в нем для нужных людей показывают — его можно использовать для борьбы с конкурентами.
Тут стоит напомнить, что для высших чинов периода с 2010 по 2014 гг., а по законопроекту Зеленского, до мая 2019 г., запрет занимать некоторые должности — десять лет с момента вступления закона в силу.
Он заработал в октябре 2014 года, значит «бан» длится до октября 2024 г.
На тот момент пройдут как очередные президентские, так и парламентские выборы.
Если с обновленным люстрационным законодательством - то без главных политических звезд сезона 2014-2019, таких, как Владимир Гройсман, Арсений Яценюк, Петр Порошенко, Андрей Парубий, Арсен Аваков и др.
Но есть более простое объяснение — предвыборная борьба за симпатии избирателей.
«Этот законопроект — действие Зеленского в ряду других, которые мы наблюдаем, связанных с повышением рейтинга, - полагает политический обозреватель Юрий РОМАНЕНКО.
- Необходимо показывать такой «Лукашенко стайл».
Мы видели выступления в Борисполе, в Ужгороде на таможне, когда Зеленский показывал непреклонную волю с риторикой.
Людям это «заходит», будем откровенны.
Многим это нравится и многие ждут этой политики.
Эта риторика — попытка повысить рейтинг таким образом, чтобы партийный рейтинг «Слуги народа» компенсировал убыль по мажоритарщикам, которая будет очень сильной».
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан БОРТНИК считает, что у люстрационных намерений президента составяющих несколько: поднять рейтинговую тему перед выборами, дискредитировать конкурента, в первую очередь, «Европейскую солидарность» Порошенко.
«Люстрация безусловно необходима для нашей прогнившей политической и управленческой системы, но она должна быть уголовного-процесуальной - с конфискациями и тюремными сроками, а не очередной попыткой просто оттолкнуть проигравшую свору от корыта», - объясняет Р.
Сейчас в Конституционном суде Украине рассматривается производство по соответствию некоторых действующих люстрационных норм положениям основного закона.
Если новый парламент осенью примет законопроект Владимира Зеленского, практически гарантированно его оспорят в КСУ.
Если к тому моменту он примет решение об отмене действующих люстрационных норм, то и судьба новых будет практически предопределена.
В команде президента это понимают.
Поэтому объяснение с предвыборной риторикой — самое естественное.
«Инициатива Зеленского о люстрации чиновников с периода 2014-го до конца президентства Порошенко - это предвыборный пиар, плюс неприятие Зеленским Порошенко и всех его людей, плюс - интриги Богдана (Андрей Богдан — глава Офиса президента.
- Ред.) против части своей же команды (Данилюк и т.
д.), - считает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир ФЕСЕНКО.
- Но главный смысл всей этой затеи (может быть даже неосознанный) - довести до абсурда саму идею люстрации, что уже почти удалось.
Поэтому Конституционному суду со спокойной душой можно вынести соответствующий вердикт, но чуть позже, где-то недели через две-три.
Так что успокойтесь, ничего страшного не случится».
Анна КОВАЛЕНКО.
Данные опроса Фонда «Демократические инициативы» совместно с Центром Разумкова.