«Компания всегда была и остается вне политики», — такую фразу СКМ Рината Ахметова и ее дочерние структуры периодически озвучивали в ответ на претензии в связях с политиками или лоббировании собственных интересов на уровне правительства или Верховной Рады Украины.
Теперь это стало очень похоже на правду.
Впервые за долгие годы бизнес-группа богатейшего гражданина Украины Рината Ахметова и правда останется без лояльных фракций или депутатских групп, которые бы смогли эффективно лоббировать ее интересы на законодательном уровне.
Модель «своя фракция — свой или лояльный президент/премьер» больше не работает.
Как все начиналось и к чему пришло«Итак, дорогие друзья, почему я иду в политику? Я иду в политику, потому что я хочу, чтобы было создано правительство экономического роста.
Я иду в политику для того, чтобы отстаивать национальные интересы Украины.
Я иду в политику, потому что хочу, чтобы Украина разбогатела.
Я иду в политику, потому что хочу, чтобы в Украине не было бедных.
Я иду в политику, потому что я хочу, чтобы Украина держала в руках кубок лучшей страны Европы!», — так в феврале 2006 года в Донецком драматическом театре Ринат Ахметов объявил о старте своей избирательной кампании.
В конце мая 2006 года он стал одним из народных депутатов по списку Партии регионов.
В 2007 году на внеочередных парламентских выборах повторно стал народным избранником.
И сохранял этот статус до 2012 года.
Но даже после того как самый состоятельный украинец ушел из публичной политики, в украинском парламенте всегда были фракции или большие группы народных депутатов, которые действовали в интересах компаний олигарха.
Это официально отрицалось, но законы и другие нормативные документы в сфере энергетики или промышленности удивительным образом совпадали с интересами ДТЭК или Метинвест, которые объединяют основные активы Ахметова.
В исполнительной власти всех уровней тоже не было недостатка в чиновниках, лояльных к олигарху — вплоть до президентов и премьеров.
Состояние Ахметова стабильно росло, он оставался самым богатым человеком страны при трех президентах — Ющенко, Януковиче, Порошенко.
В парламенте VII созыва в состав фракции провластной Партии регионов входили бывшие топ-менеджеры предприятий СКМ, а также политики, близкие к Ринату Ахметову.
В Верховной раде VIII созыва сразу две фракции ассоциировались с его именем.
Это Оппозиционный блок, созданный в партнерстве с группировкой Рос.
Энерго (Дмитрий Фирташ — Юрий Бойко — Сергей Левочкин) и Радикальная партия Ляшко.
Ее лидер — Олег Ляшко — с 2014 по начало 2019 года практически прописался в Мариуполе и даже получил в 2017 году звание «Почетный Ильичевец» (вручается работникам ММК им.
Ильича, подконтрольного Ахметову).
А один из его ближайших соратников Виктор Галасюк возглавил Комитет по промышленной политике и стал одним из основных лоббистов ФПГ.
Именно на популиста Олега Ляшко силы, близкие к Ахметову сделали ставку на старте президентской избирательной кампании 2019 года.
Влияние рейтинга Ляшко на тот момент сводилось к тому, у кого больше шансов на второй тур — у Порошенко или Тимошенко.
Параллельно «Оппозиционный блок», ориентировавшийся на Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, продвигал Юрия Бойко.
Однако в декабре-2018 произошел непредвиденный раскол Оппоблока, по итогам которого донецкому олигарху пришлось в срочном порядке сделать ставку еще на одного кандидата — экс-топ-менеджера Северного ГОКа и ООО «Метинвест Холдинг» Александра Вилкула.
В итоге ни Ляшко, ни Вилкул не попали даже в топ-6 самых рейтинговых кандидатов, набрав на двоих чуть менее 10% голосов избирателей.
По неофициальным данным, спонсоры остались недовольны поведением технологов Радикальной партии.
Считается, что именно из-за их действий, которые противоречили пожеланиям партнеров, Олег Ляшко растерял свой электоральный рейтинг.
Хотя в начале президентской кампании он входил в топ-3 самых популярных кандидатов в президенты Украины.
А в Мариуполе, который был самым крупным городом в активе лидера радикалов, Ляшко не набрал и 4% поддержки.
Сразу же после первого тура президентских выборов десант бывших топ-менеджеров группы СКМ дружно вышел из Радикальной партии.
И на парламентских выборах поддержка Олега Ляшко заметно сократилась.
«Поняли, что его кандидатура тут не заходит.
За город родной.
На внеочередных парламентских выборах-2019, очевидно, в силу дефицита времени, основная ставка была сделана на политиков и топ-менеджеров, проверенных временем и работой в городах присутствия бизнесов СКМ.
В первой десятке «Оппозиционного блока», который откололся от «Оппозиционной платформы» симпатиков Бойко-Медведчука, но объединился еще с несколькими партиями, было заявлено пять фигур, связанных с СКМ.
Это нардеп Александр Вилкул, городской голова Мариуполя Вадим Бойченко, гендиректор меткомбината «Запорожсталь» Ростислав Шурма, городской голова Запорожья Владимир Буряк, городской голова Павлограда Анатолий Вершина.
Изначально в первой пятерке списка также был совладелец Группы Метинвест Вадим Новинский.
Но в итоге его зарегистрировали как кандидата на мажоритарном округе в Мариуполе.
И не прогадали.
Новинский, в отличие от списочных коллег по Оппоблоку, проходит в Раду.
Оппоблок, который нес идею украинского «промышленно-экономического патриотизма», с трудом набрал 3% голосов.
Он не смог показать сильные результаты даже в тех городах, где бизнес-активы группы СКМ состоят из градообразующих предприятий.
Мариупольцы отдали большую часть голосов пророссийской «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) и пропрезиденсткой «Слуга народа».
Назвать случайностью лидерство ОПЗЖ нельзя.
Ведь в городе шла тотальная рекламная «бомбежка», во время которой жителям детально поясняли в чем отличия между двумя «оппозиционными» силами.
Не помогло.
34% проголосовавших горожан продемонстрировали идеологический выбор в пользу сторонников тесной дружбы с Российской Федерацией, а не в пользу тех, кто инвестирует миллионы долларов в ремонт дорог, закупку общественного транспорта, медицинского оборудования и другие направления развития Мариуполя.
С другой стороны — на мариупольских округах зафиксирован самый низкий процент поддержки ОПЗЖ в Донецкой области.
Третий результат также был показан и в Кривом Роге, где находятся несколько горно-обогатительных комбинатов Группы Метинвест Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Аналогичный показатель в Павлограде (Днепропетровская обл.), который считается вотчиной энергетического холдинга ДТЭК Рината Ахметова.
Их осталось семеро.
На одномандатных избирательных округах было заявлено несколько кандидатов-мажоритарщиков, близких к группе СКМ и лично ее владельцу.
Но он проиграл представителю ОПЗЖ.
В Павлограде Артур Мартовицкий, народный депутат и экс-глава «ДТЭК Павлоградуголь», уступил представителю «Слуги народа».
Примечательно, что Мартовицкий был зарегистрирован как самовыдвиженец.
По округу № 75 в Запорожской области от партии баллотировался экс-гендиректор «Запорожогнеупора» Виктор Бусько и занял третье место.
В нескольких округах Донецкой области представители Оппоблока даже не попали в первую тройку.
Кто же в итоге может представлять интересы группы СКМ и ее акционера в парламенте?Народными депутатами в Мариуполе стали Вадим Новинский и директор по региональному развитию ММК им.
Ильича Сергей Магера.
В Авдеевке в Верховную раду прошел гендиректор «Авдеевского КХЗ» Муса Магомедов.
В Покровске нардепом стал местный городской голова Руслан Требушкин, которого выдвинула партия «Оппозиционный блок».
Отметим, что с конца прошлого года Группа Метинвест является совладельцем крупнейшего местного предприятия — Шахтоуправление «Покровское».
В Луганской области одним из депутатов от Оппоблока стала руководитель направления по устойчивому развитию ООО «ДТЭК Энерго» Виктория Гриб, а в Харьковской области — действующий нардеп Виктор Шенцев.
Кроме них с группой СКМ можно связать разве что самовыдвиженца Дмитрия Шпенова, прошедшего в Раду по одному из округов в Днепропетровской области.
Юрист Шпенов впервые стал нардепом в 2007 году, занимая должность помощника-консультанта Александра Вилкула.
На официальном сайте Оппозиционного блока его поздравили с победой.
Таким образом, видимое присутствие лоббистов Рината Ахметова в Верховной Раде Украины IX созыва пока не превышает семи депутатов — достаточно скромный результат.
Еще одним серьезным имиджевым ударом станет то, что Радикальная партия Ляшко, сотрудничество с которой во время парламентской кампании было сведено к минимуму, опередила Оппозиционный блок почти на 1%, набрав более 4% голосов избирателей.
Кто из сотни богатейших украинцев хочет попасть в новый парламент.
Вероятнее всего, в прошлые годы группа СКМ действительно не занималась профессиональной политикой.
Но персонажи, которые составляли костяк Партии регионов до 2014 года и Оппозиционного блока до конца 2018 года, использовали ее ресурсы — финансовые, имиджевые и частично кадровые (в лице отдельных депутатов — бывших сотрудников предприятий).В этом году большая часть ответственности и реальных действий по избирательной кампании «Оппозиционного блока» легли на плечи действующих топ-менеджеров и местных чиновников в городах присутствия бизнесов группы СКМ.
Но при этом с них никто не снимал задачи по производственным показателям и модернизации предприятий, поддержке инфраструктуры и социальной сферы городов.
Поэтому результат получился неудовлетворительным.
Что дальше? Придется либо концентрироваться на развитии бизнеса и на локальном уровне городов присутствия, подключая профессиональных лоббистов, например, из отраслевых ассоциаций.
Либо формировать собственную команду новых лидеров, для которых политика станет основным занятием, а не факультативом в свободное от работы время.