Гниющий «Укроборонпром»: ликвидировать нельзя спасти
Гниющий «Укроборонпром»: ликвидировать нельзя спасти

Гниющий «Укроборонпром»: ликвидировать нельзя спасти

Состояние «Укроборонпрома» «повергло в шок» президента Владимира Зеленского / фото УНИАН.

07:01, 14 ноября 2019.

Состояние «Укроборонпрома» повергает в шок.

Госмонополист оборонно-промышленного комплекса, являющийся гарантом нацбезопасности, жизнеспособность которого сейчас, во время военной агрессии России, особенно важна, оказался практически «мертвым».

Он погряз в коррупционных скандалах и миллиардных долгах, переживает глубокий технический кризис.

УНИАН разбирался, как реанимировать украинский ОПК.

Состояние «Укроборонпрома» «повергло в шок» президента Владимира Зеленского / фото УНИАН.

В Украине очередной скандал вокруг госмонополиста в сфере оборонки - «Укроборонпрома».

Он вызвал широкий резонанс как в обществе, так и экспертной среде.

Как оказалось, концерн, от жизнеспособности которого зависит нацбезопасность Украины, особенно сейчас, во время военной агрессии России, выполнить поставленные перед ним задачи не способен.

Состояние «Укроборонпрома» «повергло в шок» не кого-нибудь, а самого президента Владимира Зеленского, о чем он заявил во время визита в Харьков.

Зеленский был крайне удивлен тем, что харьковский «Завод имени Малышева», крупнейший производитель бронетехники в нашей стране, за последние десять лет построил для Вооруженных Сил Украинытолько один танк.

«У нас более 10% предприятий «Укроборонпрома» находятся на Харьковщине.

Сейчас мы были на авиационном заводе, были на легендарном заводе Малышева, увидели, что там происходит.

Во-первых, я в шоке.

Что касается статистики, нам сказал директор завода, что с 2009 года один танк построили для ВСУ.

А в советское время было 900 танков в год», - сказал президент.

Он также недоумевал от задолженности по зарплатам на оборонных предприятиях, которая, в ряде случаев, достигла четырех лет, а также мизерных окладов сотрудников – на Харьковском авиационном заводе средняя зарплата составляет 3,5 тысячи гривен.

«Как может человек уважать себя и работать на государство? Как он вообще может называть себя человеком в таких условиях? Мне сказали, что зимой люди работали в помещении, где была температура ноль градусов.

Мы как к скоту к людям относимся, а потом хотим, чтобы они уважали власть, уважали Украину, чтобы они никуда не уезжали, чтобы предприятия у нас работали», - подчеркнул Зеленский.

Еще больше негативных подробностей озвучил гендиректор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус, сопровождающий президента в поездке.

По его словам, общие долги предприятий «Укроборонпрома» составляют 10,5 млрд гривен.

Из этой суммы долги по зарплате на 43 предприятиях - 450 млн гривен, с учетом налогов - 1,1 млрд гривен, а вместе со спецпенсиями – 1,5 млрд гривен.

При этом он отметил, что новое руководство концерна планирует погасить долги по зарплате в течение шести месяцев, можно это сделать и намного быстрее, если власть примет решение не взимать с предприятий «Укроборонпрома» дивиденды в госбюджет (а они составляют 90% от чистой прибыли).

Также, по словам Абромавичуса, нужно волевое решение Минфина по списанию других долгов предприятий «Укроборонпрома», которые вряд ли будут погашены в будущем.

Помимо этого, Абромавичус сообщил, что доля компаний «Укроборонпрома» в государственном оборонном заказе постоянно падает.

В текущем году сократилась до 30%.

Некоторые госзаказы получили те частные компании, которые были связаны с предыдущей властью.

Речь идет, в том числе, о предприятиях, связанных с предыдущим президентом Петром Порошенко - корпорации «Богдан» и «Кузне на Рыбальском».

Он сообщил, что сейчас в составе «Укроборонпрома» находятся 137 предприятий, из них 21 - на временно оккупированных территориях.

Из 116 предприятий 70 - прибыльные, 46 - убыточные.

В конце ноября руководство концерна определится с перечнем предприятий, которые будут переданы в управление Фонду государственного имущества.

«У нас сейчас 137 предприятий, часть из них ничего общего с «Укроборонпромом» не имеет и не должна иметь в будущем.

Они, в том числе, мешают развитию здоровых компаний, которые находятся в системе «Укроборонпрома».

Мы узнали, что у нового руководителя Фонда госимущества совсем другой подход, чем у предыдущего, они готовы забрать, в том числе, проблемные неактивные предприятия с судебными тяжбами, с долгами.

Поэтому следующий набсовет «Укроборонпрома» 26 ноября выяснит и предложит Кабинету министров, какие предприятия передать Фонду госимущества», - сказал Абромавичус.

В ответ Зеленский поручил премьер-министру Алексею Гончаруку срочно созвать заседание правительства с привлечением силовых ведомств, чтобы исправить ситуацию с оборонкой.

«Чтобы мы понимали, кто у нас заказчик, сколько танков.

Почему мы для кого-то, для Таиланда, делаем, а для Украины не делаем? Почему у нас есть прекрасные самолеты и прекрасные конструкторы, только мы ничего не производим и ничего не летает?» – выразил свое возмущение президент.

Новый глава концерна Айварас Абромавичус сразу же после своего назначения инициировал серию внутренних расследований деятельности предыдущего руководства концерна / фото УНИАН.

Реанимационное состояние.

Картинка о состоянии дел украинского оборонпрома вырисовывается жутковатая.

А дискуссии о том, что необходимо реформировать систему управления в оборонно-промышленной стратегической отрасли ведутся далеко не первый год.

По большому счету, с момента создания «Укроборонпрома» в 2010 году.

Но особенно они активизировались в начале 2019-го, после многочисленных коррупционных скандалов.

Самый резонансный из них –с окружением первого заместителя секретаря Совета нацбезопасности и обороны Олега Гладковского.

Была открыта масса уголовных производств, сам Гладковский подал в отставку, также было созвано спецзаседание СНБО, на котором приняли решение об аудите «Укроборонпрома».

В Верховную Раду даже был подан законопроект о реформе этого госмонополиста.

Но начались избирательные кампании и стало не до принятия законов...

Когда же выборы закончились, начался новый виток дискуссий вокруг «Укроборонпрома».

Новый глава концерна Айварас Абромавичус (сначала он возглавил набсовет госкорпорации и обещал конкурс на замещение руководителя, но внезапно сам стал гендиректором «Укроборонпрома») сразу же после своего назначения инициировал серию внутренних расследований деятельности предыдущего руководства концерна.

Сделано это было после появления информации в СМИ о том, что его предшественник Павел Букин приказал внести изменения в устав предприятия «Укрспецэкспорт», которые существенно ограничивают полномочия «Укроборонпрома» по управлению компаниями-спецэкспортерами.

Сейчас делами Букина занимаются антикоррупционные органы.

Ими также предъявлены подозрения и многим руководителям предприятий «Укроборонпрома».

Но проблемы остаются.

Главные из них, которые и провоцируют упадок оборонно-промышленного комплекса, - размытость ответственности между различными органами власти и отсутствие единого центра принятия решений, устарелые производственная база и технологии, нехватка молодых квалифицированных кадров, недостаточный бюджет на госзакупку вооружения, низкий уровень государственной политики в сфере экспорта вооружения.

Ликвидировать нельзя оставить.

Эксперты считают, что для развития украинского оборонно-промышленного комплекса необходимо ликвидировать концерн «Укроборонпром», а вместо него нужно создать центральный орган власти, который будет формировать политику в сфере ОПК.

«Мы считаем, что концерн должен быть на протяжении года ликвидирован.

Все его предприятия должны перейти центральному органу власти, который будет формировать политику ОПК.

Это может быть министерство или агентство», - отметил эксперт по вопросам реформирования ОПК и системы оборонительных закупок Украинского института будущего Виктор Плахута, добавив, что новый орган должен провести реформы госпредприятий, а потом быть регулятором в данной сфере.

ОПК Украины состоит из государственных и частных компаний.

Большинство госкомпаний сосредоточены в концерне «Укроборонпром».

К сожалению, многие из них пришли в упадок.

По словам Плахуты, их немного оздоровила военная агрессия России.

Но в целом «Укроборонпром» имеет структурные проблемы.

Главный вопрос – нужен ли этот концерн, поскольку он пытается выполнять функции государственного органа власти, имеет регуляторные функции, и это неправильно.

Эксперт убежден, что для исправления ситуации необходимо разработать и принять новые законы.

В первую очередь, закон о гособоронзаказе, который регулировал бы отношения между заказчиками и поставщиками.

А также закон об особенностях корпоратизации и приватизации в данной сфере.

Нужны и изменения в действующее законодательство.

В целом, оборонке необходимы понятные правила игры.

Военный эксперт Олег Жданов подчеркнул, что на сегодня «Укроборонпром» - огромный неповоротливый бюрократический государственный монстр, особенно его надстройка – более сотни разнопрофильных предприятий, на которых работает свыше 60 тысяч человек.

Даже чтобы разобраться в специфике этих компаний, нужно иметь отдельный департамент.

«В первую очередь, чтобы оборонкаполноценнозаработала, нужно все вывести «в белую».

Необходимо рассекретить контракты, обнародовать договоры, как все происходит и в каких объемах.

К примеру, минометы «Молот».

На сегодня мы понятия не имеем, откуда взялась сталь для них (та самая, которая хрупкая), стволы разрывает постоянно.

Еще необходим аудит отрасли.

А после всех проверок, по моему мнению, нужно ликвидировать госмонополию в данной сфере, аннулировать «Укроборонпром» как таковой», - сказал эксперт.

По его мнению, как и ранее, сейчас проблемы «оборонки» рассматриваются в урезанном виде: «Новая власть согласна провести аудит.

По словам главы «Укроборонпрома» Абромавичуса, частично также готовы сбросить балласт, то есть, решить судьбу тех предприятий, которые на сегодня существуют только на бумаге.

Это – лишь наличие земли, полуразрушенные цеха, нет рабочих, но есть директор и печать.

И такое «предприятие» получает дотации из госбюджета.

На этом - вся реформа.

Но тут нужно учитывать, что пришедший во власть человек сталкивается с тем, что видит – какая шикарная госкормушка «Укроборонпром».

Предприятия – суперуниверсальные, любой каприз – от столовых предметов до выпуска танков, и все это под грифом «секретно» и за государственные деньги.

Поэтому в этой сфере вопрос реформации должен решаться кардинально.

Если есть государственное видение, то нужно убивать в данной отрасли госмонополию.

Необходимо создавать и внутренний, и новые внешние рынки вооружения, как это делается в развитых странах.

Если победит алчность, то «Укроборонпром» будет сохранен.

Его только слегка подчистят, так сказать «реформируют».

Но дальше он будет существовать практически в нынешнем виде, только чуть-чуть приукрашенный», - отметил эксперт.

По словам Жданова, сложно комментировать и назначение куратором «Укроборонпрома» Абромавичуса, а также то, сможет ли он справиться с существующими проблемами.

«Он, будучи главой Минэкономики, в принципе ничего не сделал.

Он фактически одним из первых «реформаторов» выбыл из обоймы Кабинета Яценюка.

При этом неизвестны договоренности между президентом Владимиров Зеленским и Абромавичусом – какие полномочия ему даны, насколько они широки, каковы гарантии того, что завтра его не снимут.

Очень тяжело оценивать целесообразность его руководства.

Тем не менее, спустя семь месяцев пребывания Зеленского в должности, я не вижу стремления кардинально менять систему госуправления.

Он начинает ее консервировать, чтобы она, не дай Бог, не развалилась.

Поэтому, думаю, что у Абромавичуса задача косметически причесать «Укроборонпром» и привести его в оживленный вид, в котором он начнет зарабатывать.

Вот только в чей карман – трудно сказать», - прокомментировал ситуацию Жданов.

Выходом из тупика, в котором сейчас оказался украинский ОПК, эксперт видит кардинальные меры.

Он напоминает, что успешная оборонка возможна там, где государство выступает исключительно регулятором.

В развитых странах госдоля в этой сфере находится практически на нуле.

Это касается и Израиля, и США, и Великобритании, и Франции.

В Германии - на уровне 5% - государство регулирует только производство порохов и взрывчатых веществ, все остальное – частные компании.

Другими словами, задачи государства в этой сфере сводятся лишь к одному – установить четкие правила игры и жестко контролировать их соблюдение.

За нарушения наказания серьезные - вплоть до банкротства, то есть ликвидации предприятия.

Примеров национализации нет.

Вместе с тем, по словам Жданова, мы не можем на сегодня разделить «Укроборонпром» на коммерческую составляющую и составляющую, которая обеспечивает создание системы национальной безопасности и обороны страны.

И только потому, что в Украине поканет понимания, какую армию необходимо иметь, каким технологическим укладом вооруженияобладать, чтобы противостоять стоящим перед страной угрозам и вызовам.

Реформа «Укроборонпрома» обсуждается не первый год / фото УНИАН.

«У нас нет модели армии.

Из-за этого и не можем определиться с «Укроборонпромом» - что оставлять из его системы «в живых».С горем пополам мы приняли в 2017 году концепцию национальной безопасности, в 2018 году, даже не знаю зачем, мы ее закрепили законом.

Но у нас нет новой военной доктрины.

Действующая – от 2015 года.

А телега не может идти впереди лошади.

Поэтому генштаб должен был давно написать новую доктрину, причем на основании новой концепции.

А исходя из доктрины, мы должны были определиться, какая армия нужна.

Частью этого и является «Укроборонпром».

Соответственно, государство бы определилось, какие предприятия можно продать, а какие нужно придержать, чтобы модернизировать армию и обеспечить обороноспособность страны, а затем уже выставить на приватизацию.

Но балласт нужно уже сейчас ликвидировать.

Чтобы разобраться в нынешних оборонных проблемах, особенно, когда страна находится в состоянии войны, необходим диалог государства и экспертной, научной среды.

Но такого нет.

Когда мы предлагали еще в период предвыборной кампании рассмотреть данный вопрос, обрисовать Зеленскому оборонную концепцию, объяснить, что происходит, то мне Разумков (сейчас - спикер парламента) сказал: «Чего вы лезете, мы все знаем, у нас все расписано».

И по сегодняшний день не проводится внутренняя оценка происходящего, плюс странные назначения.

НАТО сейчас предлагает нам повторить оборонный осмотр.

Это - аудит, начиная от финансово-экономического, заканчивая политическими и военными вопросами.

Но тогда нужно будет открыть для зарубежных специалистов всю оборонную сферу.

Мы это уже проходили в 2006 году.

В результате, был практически готов план действий по членству в НАТО.

Если бы на то время у президента Ющенко хватило воли, то его можно было бы ввести в действие.

И выполнить все предполагающееся для страны, а не для вступления в альянс.

Сегодня вопрос не в том, подать или нет заявку на вступление в НАТО.

Нужно соответствовать критериям альянса, дотянуться хотя бы до минимального уровня.

А потом только стучаться в дверь, которая для нас всегда открыта.

Пока конструктива в данном вопросе нет», - подытожил эксперт.

Реформа «Укроборонпрома» обсуждается не первый год.

Но дальше разговоров дело не идет.

А необходимость кардинальных перемен в оборонно-промышленной сфере достигла пика.

Промедление - смерти подобно, особенно с учетом того, что в Украине идет война и агрессия противника – России – не спадает.

Нана Черная.

#Укроборонпром.

Источник материала
Поделиться сюжетом