Верховная рада продлила особый статус Донбасса: что это означает
Верховная рада продлила особый статус Донбасса: что это означает

Верховная рада продлила особый статус Донбасса: что это означает

Этот документ в 2014 году внес в парламент пятый президент Петр Порошенко.

По его же инициативе Рада прошлого созыва дважды продлевала действие этого закона.

Почему "Слуге народа" пришлось пойти тем же путем – в материале РБК-Украина.

Верховная рада в четверг, 12 декабря, продлила действие закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО еще на год – до 31 декабря 2020 года.

Авторы инициативы – глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия и его первый зам Александр Корниенко.

По их словам, продление особого статуса необходимо для мирного процесса и сохранения переговорной позиции Украины по вопросу Донбасса.

По сути, депутаты предложили изменить только первую статью действующего закона, в котором обозначен срок его действия.

В команде Зеленского рассматривали возможность продления особого порядка и на два года.

"Но сошлись на том, что нужен все же один год, чтобы был меньший дедлайн для работы над новым законом", – сказала РБК-Украина замглавы фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук.

Законопроект о продлении особого статуса Донбасса за основу и в целом поддержали 320 народных депутатов.

В частности, голоса "за" дало большинство членов фракций "Слуга народа", "Оппозиционная платформа – За життя" и "Европейская солидарность".

Также документ поддержали 14 депутатов из группы "Довира" и 13 внефракционных.

При этом фракции "Голос" и "Батькивщина" отказались продлевать закон об особом порядке, раскритиковав его нормы."Этот закон предусматривает, что на этих территориях будет действовать отдельный порядок, отдельные органы власти, отдельные органы прокуратуры, судов и милиции, невозможность уголовного преследования лиц, совершивших там насильственные преступления.

Этим законом фактически замораживается состояние, которое есть сегодня, если не будет хуже", – отметил замглавы фракции "Батькивщина" Сергей Соболев.

Похожие замечания высказали и в "Голосе".

Нормы закона об особом статусе подрывают украинский национальный суверенитет, полагает лидер этой политсилы Святослав Вакарчук.

"Фактически – это федерализация страны, как первый шаг к ее уничтожению Путиным.

И в сказки о том, что он "технический", нельзя верить", – считает Вакарчук.

Порядок только на бумаге.

Сам документ об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО был принят Верховной радой седьмого созыва по инициативе пятого президента Петра Порошенко еще в сентябре 2014 года.

Это было одним из шагов реализации Минских соглашений.

В октябре того же года закон вступил в силу, вернее – только его первая статья, в которой изначально был предусмотрен "особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса" сроком на три года, то есть до 2017 года.

Остальные положения этого закона – с 2 по 9 статью – содержат очень противоречивые пункты, которые были согласованы в Минске.

Например, амнистия и недопущение уголовного преследования участников событий на востоке страны, право языкового самоопределения жителей Донбасса, развитие трансграничного сотрудничества отдельных районов с Россией, а также создание отрядов народной милиции.

Но весной 2015 года депутаты изменили документ, указав, что 2-9 статьи вступят в силу только после избрания в ОРДЛО новых органов местного самоуправления по украинским законам.

А сами выборы, которые предусмотрены в статье 10, смогут пройти только после выполнения ряда условий, в частности "после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников".

Проще говоря, этот закон выписали так, что особый порядок местного самоуправления для ОРДЛО вступит в силу, во-первых, только после вывода оттуда незаконных войск и техники.

И во-вторых – после проведения Украиной демократических местных выборов на Донбассе.

А потому как первого не случилось, то сам особый порядок для этих территорий так и не начал действовать.

И в 2017, и в 2018 году парламент, следуя рекомендациям западных партнеров, уже продлевал действие этого закона, а именно – первую его статью, на год.

В 2017 году голосование сопровождалось стычками под стенами парламента, перепалками и даже зажиганием дымовой шашки в сессионном зале.

Тогда как в 2018 году рассмотрение этого вопроса прошло в достаточно спокойной обстановке, и в результате депутатам удалось продлить срок действия закона до 31 декабря этого года.

Связаны МинскомВ отличие от предыдущих лет, когда Рада проводила голосование по особому статусу в октябре, в этот раз команда президента не спешила ни продлевать, ни переписывать закон, дожидаясь результатов нормандского саммита.

По итогам встречи в Париже на этой неделе Зеленский заявил, что оптимально продлить срок действия закона еще на год, а потом ввести в законодательство "формулу Штайнмайера"."Это очень сложное техническое решение.

Нам легче сейчас продолжить этот закон и затем внести "формулу Штайнмайера", видя определенные шаги с той стороны, что мы приближаемся к деэскалации, чем сейчас подождать, когда этот закон не будет существовать", – сказал глава государства.

Уже во вторник, 10 декабря, руководители "Слуги народа" Давид Арахамия и Александр Корниенко внесли законопроект о пролонгации особого порядка в ОРДЛО.

После этого парламентский комитет по вопросам государственной власти рекомендовал Раде принять его за основу и в целом.

Несмотря на то, что у депутатов впереди была еще целая пленарная неделя, в "Слуге народа" решили не откладывать с принятием этого документа.

После голосования на его подписание спикером, президентом и публикацию может уйти еще несколько дней, пояснил первый зампредседателя фракции "Слуга народу" Александр Корниенко."Можно все делать в один день, как в прошлом году это делалось.

Но лучше процедурно подписание и публикацию провести с запасом времени.

Если мы перенесем на следующую неделю, то мы бы уже выходили в последнюю неделю декабря.

Были бы риски с подписанием, с вступлением в силу", – заявил Корниенко.

Что касается нового законопроекта, то работа над ним пока еще не начиналась и, скорее всего, займет немало времени, говорит Евгения Кравчук.

Любые изменения законодательства в этой части возможны только после обсуждения и согласования трехсторонней группой в Минске, пояснила депутат."Для нас важно, во-первых, чтобы у нас был предусмотрен контроль над границей до выборов.

А это как раз тот камень преткновения, который сейчас прописан в Минских соглашениях.

Написание нового закона – это должна быть общая работа и трехсторонней группы в Минске, внешнеполитических советников, министра иностранных дел.

Но я не думаю, что до следующей встречи в нормандском формате на уровне лидеров что-то будет", – сказала РБК-Украина Евгения Кравчук.

Источник материала
Поделиться сюжетом