/http%3A%2F%2Fvz.ua%2Fuploads%2Fnews%2F2020%2F05%2F22%2F357fab451290b7bf4dd0e1b3f265fc073a77f1ed.jpg)
Время компенсаций: как власть решила изменить люстрацию в Украине
Президент Владимир Зеленский объявил, что настало время изменить закон о люстрации.
При этом отдельные представители команды власти считают, что его и вовсе нужно отменить.
В то же время ЕСПЧ решил, что очистка власти после Майдана хоть и была обоснована, но нарушила права чиновников.
Министерство юстиции уже разработало законопроект, существенно изменяющий процедуру люстрации.
Как теперь предлагается "очищать" госаппарат и кто из люстрированных экс-чиновников имеет шанс вернуться во власть – в материале.
На пресс-конференции, посвященной годовщине своего президентства, Владимир Зеленский заявил, что люстрацию в Украине нужно "откорректировать".
По его словам, под очистку попали и невиновные люди, хотя есть и такие, кому, по мнению главы государства, во власть возвращаться нельзя.
При этому он уточнил, что финальную точку в этом вопросе поставит суд.
Закон об очищении власти от 2014 года действительно рассматривает Конституционный Суд (КС), однако решения по нему нет уже несколько лет.
В то же время Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в деле "Полях и другие против Украины" признал, что "автоматическая люстрация" могла применяться к узкому кругу топ-чиновников.
ЕСПЧ считает, что остальные случаи нужно было рассматривать индивидуально.
После Майдана были люстрированы главы министерств и ведомств, а также руководители структурных подразделений, которые работали более одного года в период "режима Януковича".
Кроме них под "очистку" попали экс-руководители Коммунистической партии СССР и бывшие сотрудники КГБ.
В открытом реестре люстрированных лиц на данный момент указаны фамилии около 900 экс-чиновников.
Ранее в Минюсте заявляли, что значительная часть госаппарата – около пяти тысяч человек, уволились добровольно, не желая попасть в реестр.
При этом люстрация создала проблемы и команде Зеленского, которая переживает острый дефицит кадров.
К примеру, она стала одной из причин переформатирования Администрации президента, когда ее возглавил Андрей Богдан, и не позволила привлечь во власть ряд бывших чиновников.
Вооружившись европейскими рекомендациями украинский Минюст разработал новую версию люстрационного закона.
Ожидается, что уже в ближайшие дни документ одобрит правительство и он попадет на голосование в зал Верховной рады.
РБК-Украина удалось ознакомиться с ключевыми нормами законопроекта и получить разъяснения от министра юстиции Дениса Малюськи.
Спецкомиссия очистки.
Глава Минюста рассказал изданию, что проект закона разработан во исполнение рекомендаций ЕСПЧ и "Венецианской комиссии".
Он не отменяет люстрацию вовсе, но существенно сужает круг подпадающих под нее лиц.
Так, "автоматическую" очистку предлагается оставить, но только в отношении топ-чиновников, к примеру, членов правительства времен президентства Виктора Януковича.
Другие же бывшие представители власти получат право отменить наложенные на них ограничения.
Для этого планируют создать специальный орган – комиссию, которая будет рассматривать заявления люстрированных и решать, законно ли они попали под масштабное очищении власти.
"Комиссия будет рассматривать, что входило в функционал того или иного экс-чиновника, а также какие конкретные действия он совершал", – объяснил министр.
Малюська привел пример экс-прокурора Вячеслава Поляха, который выиграл дело против Украины в ЕСПЧ.
По мнению министра, он как сотрудник кадрового управления Генеральной прокуратуры вряд ли своими действиями прямо или опосредованно способствовал "репрессивным действиям режима Януковича".
В то же время действия или бездействия сотрудников других подразделений правоохранительных органов, особенно тех, которые принимали участие в преследовании активистов Евромайдана, должны быть рассмотрены на заседаниях указанной комиссии.
В ее состав будут входить шесть человек.
Половина – представители, назначенные Кабинетом министров, остальные – общественные активисты, отобранные путем рейтингового интернет-голосования.
Малюська отметил, что Минюст сознательно пытается отстраниться от люстрационных функций.
"Мы как Минюст не хотим увеличивать свои полномочия, чтобы не было подозрений, что мы кому-то подыгрываем.
Пусть общественность получит свою роль, свои рычаги влияния в решении этих вопросов", – подчеркнул он.
Законопроект Минюста также предлагает отменить люстрацию бывших коммунистических деятелей.
По словам министра, ЕСПЧ в своем решении отметил неактуальность этой меры.
"Сейчас люстрировать коммунистические власти – это больше популизм, чем реальная борьба с системой", – уверен министр.
В то же время, останется запрет на доступ к органам власти для бывших сотрудников КГБ.
Сейчас от этого ограничения больше всего "страдают" сотрудники СБУ и Госпогранслужбы, учившиеся и служившие во времена СССР в структурах Комитета госбезопасности.
Однако они смогут оспорить санкции в люстрационной комиссии.
В целом, заявления в комиссию смогут подавать не только экс-чиновники из Единого государственного реестра люстрированных лиц, а все, кто подпадает под действие закона "Об очищении власти".
При этом сам доступ к реестру станет закрытым.
Публичность информации о люстрации конкретных лиц раскритиковал Евросуд, сочтя это признаком унижения человеческого достоинства.
Все решения люстрационной комиссии могут быть обжалованы в судах, указывает министр юстиции.
Компенсации вместо должности.
Ключевым вопросом для спецкомиссии станет выплата компенсаций.
Если она придет к выводу, что люстрировать чиновника не было оснований, то он сможет претендовать на денежное возмещение.
"Потерянный доход" за годы, когда человек не занимал свою должность, сравнят с доходами, которые он получал после увольнения.
Разница должна быть компенсирована.
За моральный ущерб экс-чиновник сможет получить до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас это 3 400 гривен).
"Небольшая выплата плюс возможность восстановиться в должности, если она вакантна, плюс возможность получить потерянный доход – это те решения, которые сможет принимать комиссия.
И конечно же, она сможет убирать граждан из реестра люстрированных лиц", – объяснил министр.
Малюська уверен, что именно денежные компенсации, а не восстановление на госслужбе экс-чиновников, будет в приоритете у нового органа.
Он добавил, что в госорганах сейчас не так уж много много вакантных мест, да и структура власти со времен Януковича существенно изменилась.
В то же время, если восстановить человека на должности нельзя, то выплаты будут больше.
Во сколько этот процесс обойдется госбюджету пока не ясно, продолжаются консультации с Минфином.
"Главный смысл этой реформы – экономия бюджетных средств, потому что однозначно и ЕСПЧ и обычные украинские суды взыскивают с государства намного большие суммы в качестве компенсации.
То есть мы не "нагружаем" бюджет, а наоборот "разгружаем" его от выплат люстрированным лицам", – заверил министр, уточнив, что после принятия закона у судов уже не будет оснований взыскивать крупные суммы с Украины в пользу бывших чиновников.
Действительно, один из "победителей" дела в ЕСПЧ экс-прокурор Вячеслав Полях по решению Европейского суда должен получить от Украины пять тысяч евро компенсации, а согласно вердикту Окружного админсуда Киева – еще плюс почти 1,2 млн гривен.
Аналогичные решения о компенсациях и восстановлениях украинские суды вынесли по десяткам люстрированных, преимущественно экс-сотрудникам правоохранительных органов.
К примеру, бывший зампрокурора Харьковской области Дмитрий Кавун получил 950 тысяч гривен компенсации, а его коллега из руководства Главного следственного управления ГПУ Олег Кипер – 800 тысяч гривен.
Малюська предложил установить верхний порог компенсации, который сможет назначить люстрационная комиссия.
По его словам, он будет в районе 1 000 необлагаемых минимумов, то есть 17 тысяч гривен, при условии если чиновника нельзя восстановить на должности.
При этом министр допустил, что размеры компенсаций могут измениться в ходе обсуждения законопроекта в Кабмине и парламенте.
"Если мы сейчас не внесем изменения, то есть риск, что закон вообще будет снесен решением КСУ", – отметил он.
Ожидаемые сложности.
Опрошенные РБК-Украина эксперты, знакомые с механизмами люстрации, достаточно критично настроены к инициативам Минюста по изменению закона "Об очищении власти".
Так, бывшая директор департамента люстрации Министерства юстиции (2014-2016 годы) Татьяна Козаченко обеспокоена тем, что к разработке законопроекта не были приобщены специалисты, представители Общественного совета по вопросам люстрации и компетентные международные эксперты.
По ее мнению, наибольшие сложности возникнут с формированием комиссии.
Ведь в документе "туманно определены" ее статус, порядок создания, подотчетность и принципы работы.
"То, что сейчас написали (в законопроекте, – ред.) – это "мертвые" нормы… Комиссия должна будет решать, принимал ли чиновник участие в "узурпации власти Януковичем", но у нас еще соответствующие уголовные производства не завершены.
А комиссия – это не орган досудебного расследования, что и каким образом она может устанавливать?! Это фикция, нивелирование закона", – считает она.
Козаченко уверена, что новый закон не заработает, потому что его нормы невозможно реализовать.
Она допустила, что комиссия будет завалена заявлениями от тысяч экс-чиновников, и без мощного аппарата и большого количества сотрудников не сможет их все рассмотреть.
Ее коллега Анастасия Задорожная, занимавшая должность директора департамента люстрации Минюста с 2017 по 2019 года, обращает внимание, что конечный вариант законопроекта еще не представлен, и его нормы еще могут быть существенно изменены.
Также она подчеркнула, что работа люстрационной комиссии должна быть детально регламентирована.
"Прежде всего возникает вопрос о критериях пересмотра процедуры люстрации, примененной к лицам.
Каким образом это будет урегулировано? Как определять, была ли люстрация обоснованной? Закон Украины "Об очищении власти" остается в силе и решение Конституционного Суда Украины о его неконституционности отсутствует, а следовательно, существуют законодательно закрепленные критерии применения люстрации.
Каким образом они будут коррелировать с новыми положениями о критериях пересмотра примененных запретов?", – говорит эксперт.
С другой стороны создание комиссии теоретически сможет обезопасить Украину от массовых исков люстрированных лиц в Евросуд и последующих денежных взысканий с государства.
Больше пяти лет как украинские политики и юристы, так и европейские институции говорили, что закон о люстрации нужно менять.
В то же время, остается риск, что изменение критериев "очистки" позволит привести к власти людей с неоднозначной репутацией.
Команда Зеленского часто заявляет о нехватке кадров и необходимости привлекать к строительству страны профессионалов.
Некоторые из них так или иначе были связаны с прошлой властью.
Люстрация была одним из препятствий для возвращения на госслужбу Валерия Хорошковского и Сергея Тигипко, которых весной этого года называли вероятными претендентами на должность премьер-министра.
Теперь же у чиновников из прошлого может появиться шанс снова оказаться в высоких кабинетах.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Ff9c7120e-1543-4f6f-8bd0-ecaf64718807.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F5e31cd48-06b6-40c0-8ac2-f66c6dc2b688.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F72de2436-6536-4f78-9d29-1ec272c52b8a.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fa40b2843-a4af-46e4-884d-5a0e18d213f0.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F7cb79001-93ad-49d8-acb5-4ccdbb09ee54.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F98f739a9-5a53-4277-acbd-3887c7992cef.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F4231aa85-a8fd-4547-9e10-00ff4058d005.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F7157af7a-dd00-482b-8228-d868b6f11d5e.jpeg)

