Молодо-зелено: как Верховная Рада отработала свой первый год
Молодо-зелено: как Верховная Рада отработала свой первый год

Молодо-зелено: как Верховная Рада отработала свой первый год

Монобольшинство включило турборежим, и за год ВР IX созыва действительно удалось принять несколько знаковых решений: подготовить открытие рынка земли, ограничить депутатскую неприкосновенности, принять законодательную основу для импичмента президента и всеукраинского референдума, вернуть уголовную ответственность за незаконное обогащение.

Однако многие законы оказались сырыми, а под занавес работы третьей сессии нардепы растеряли молодецкий задор.

Монопартийное большинство утратило монолитность, и все чаще звучит предположение о перевыборах.

Выдохлись за год.

Директор Украинского института политики Руслан Бортник напоминает о трех ключевых функциях парламента: репрезентативная (представлять интересы общества), законодательная и контроля (формировать органы власти).

Эксперт отмечает, что в части представления общества ВР IX созыва оказалась лучше предыдущего состава, хотя и далека от совершенства.

Помешал пятипроцентный избирательный барьер, который отрезал доступ к сильным партиям во главе с Анатолием Гриценко, Игорем Смешко, Анатолием Шарием.

«Выполняя функцию парламентского контроля и управления, эта Рада сформировала два правительства, приняла много кадровых решений.

То есть, ее выполняет.

Только под конец года начались проблемы — с голосованием за программу правительства, - уточняет Бортник.

- Что касается самой важной законодательной функции и соблюдения регламента, что обеспечивает качество законов, то турборежим нанес огромный вред.

Бюджетный кодекс и многие законы менялись несколько раз, парламент принят ряд решений, которые отменил Конституционный суд (в частности, судебная реформа.

- Ред.)».

Эксперт говорит, что, несмотря на турборежим и исключительные стартовые возможности, ВР с президентской монокоалицией не обеспечила рекордного количества принятых законопроектов за первые три сессии.

В истории Украины были и более плодотворные созывы парламента.

«Было много второстепенных решений, а по вопросам войны и мира, борьбы с коррупцией, повышения благосостояния граждан их не было, - констатирует политолог.

- Сейчас Рада работает на минималке — она практически исчерпала повестку дня.

Оставшиеся важные вопросы она принять не может, поскольку нет поддержки или президента, или правительства, или парламентского большинства.

Да и оставшиеся вопросы тоже являются второстепенными.

Легализация игорного бизнеса и условия проведения местных выборов, которыми занимаются под конец сессии, в ключевых социальных запросах не фигурируют».

По части соблюдения регламента, считает Бортник, нынешняя ВР не так цинична, как парламент восьмого созыва.

Кнопкодавство, манипуляции, продавливания позиции монобольшинства, голосования ночью остались, но не в катастрофических масштабах.

Зато есть нарушения со сроками работы с поправками, прохождением, регистрацией законопроектов.

Например, так было с президентским законопроектом о референдуме, решением о земельной реформе.

Реперная точка — местные выборы.

Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев в прошлом году комментировал «АиФ в Украине» роспуск ВР VIII созыва и выборы нового парламентского состава.

«Зеленое цунами», сказал он тогда, снесло остатки старой политической элиты, которая не смогла адаптироваться к новым реалиями жизни.

Но отметил, что хорошо это или плохо — покажет время.

Год — достаточный период, чтобы оценить: в плюс или в минус для страны сыграли досрочные выборы.

«Думаю, это было во благо.

Колода украинской политики давно засалилась, - говорит сейчас Золотарев.

- Ее нужно перетряхивать.

Возможно, даже чаще, чем раз в четыре года.

Уже видно, что полученная год назад конфигурация претерпит изменения.

Обратите внимание, что в последние два месяца в рост пошла партия Анатолия Шария — он уже кандидат на прохождение в Раду.

Думаю, будут и другие проекты, но все будет зависеть от результатов местных выборов».

Сразу после прошлогоднего перезапуска ВР, формирования монопартийного большинства и концентрации власти в руках президента, предполагалось, что следующим шагом будут досрочные местные выборы.

Однако, уточняет Золотарев, Зеленский упустил момент:.

«Тогда удалось бы обновить и переформатировать региональные элиты.

А сейчас «слугам народа» на местах, судя по всему, придется идти на компромисс со старыми региональными элитами, которые реально все контролируют.

Например, мэр Харькова Геннадий Кернес сумел восстановить свои позиции, и его блок стал №1, а СН будут бороться за второе место с «Оппозиционным блоком — За жизнь».

Примерно та же ситуация в Одессе, Днепре.

Партии мэров в крупных городах, очевидно, будут лидировать».

Политолог считает, что именно результаты местных выборов покажут, какое будущее ждет ВР нынешнего созыва.

А оно в последнее время выглядит туманным.

Перевыберут или передумают?.

«Не дай боже, вы войдете в историю Украины как парламент, который просуществовал один год.

Фактически это ваш, это наш испытательный срок.

Поверьте, я знаю, что распускать Верховную Раду не так страшно», - такими напутственными словами в августе 2019 г.

Владимир Зеленский сопровождал начало работы нынешнего созыва.

Сомнительное единство монопартийного большинства эксперты предрекали сразу после прошлогодних выборов.

Как и ожидалось, коалицию будоражит влияние разных внешних групп и расхождение во взглядах по принципиальным вопросам.

Сразу два определяющих для власти и ее сотрудничества с Международным валютным фондом закона — о рынке земли и о банках («антиколомойский») - не смогли принять только лишь силами большинства.

Оба раза голосов досыпала заклятая оппозиция — фракция «Европейская солидарность».

Но особенно болезненным было провальное голосование за программу Кабмина Дениса Шмыгаля.

У СН не хватило сил разделить с правительством ответственность за план действий в кризис.

Именно после этого с Банковой потекли слухи о досрочном роспуске ВР.

Основания можно изыскать, тем более, что спустя год после выборов ни президент, ни его фракция не поправили тот изъян в законодательства, благодаря которому смогли разогнать ВР VIII созыва.

В законе о регламенте ВР так и не появился раздел о коалиции.

У президента есть право (не обязательство) распустить парламент в том случае, если он не может укомплектовать Кабмин в течение 60 дней, не может в течение месяца сформировать коалицию или в течение 30 дней не может открыть заседание.

Пока что повода нет, но его можно создать, например, разогнав нынешний состав правительства.

Владимир Зеленский без особых сантиментов попрощался с премьером Алексеем Гончаруком, когда деятельность его правительства начала подъедать рейтинг президента.

Сейчас и ВР стала камешком в ботинке.

Рейтинг президента снизился до 36-41%, голосования проваливаются, молодой состав «слуг» демонстрирует строптивость.

Есть два выхода — рубануть с плеча и распустить или припугнуть.

Слухи о роспуске ВР сейчас похожи на второй сценарий.

«Пока что разговоры о роспуске носят гипотетический характер и являются воспитательным инструментом, считает А.

- У многих депутатов на голове выросла корона.

Мы видели голосование за программу правительства и поняли, что есть 178 депутатов, которые прислушиваются к Зеленскому.

Около 50 человек, аффилированные с олигархами и группами влияния, склонны к фрондированию.

Говорить о том, что монобольшинство раскололось, преждевременно, но зарывать голову в песок было бы неправильно.

Проблемы есть».

Бортник говорит, что слухи о роспуске ВР идут из Офиса президента.

Они служат двум целям.

Первая — припугнуть коалицию, как уже сказано выше, вторая — обнадежить оппозицию.

«Это попытка сказать «Европейской солидарности» или «Оппозиционной платформе — За жизнь», которые электорально увеличивают влияние, чтобы они не бунтовали, не готовились осенью к массовым протестам, потому что будут досрочный выборы, - резюмирует Бортник.

- Это - попытка манипулировать парламентом.

Ни юридических, ни политических оснований для роспуска нет.

Если же «слуги народа» хотят улучшить работу монобольшинства, нужно проводить работу внутри фракции, а потом применять воспитательные меры: исключать не голосующих мажоритарщиков из фракции, лишать мандатов тех списочников, которые не прислушиваются к партийной инициативе.

То есть, заниматься своей фракцией, а не давить на ВР.

Сейчас большинство есть юридически, но политически его уже нет».

Почем депутаты для народа?.

По данным Гражданской сети опора, с 29 августа 2019 г.

по 31 марта 2020 г.

на нардепов было потрачено 157,38 млн грн.

Большая часть из них ушла на зарплаты (117 млн грн) и компенсацию аренды жилья (19,1 млн грн).

За этот период самые внушительные зарплаты получили первый заместитель главы ВР Руслан Стефанчук (393 тыс.

грн), нардеп от «Слуги народа» Евгений Петруняк (367 тыс.

грн) и нардеп от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Михаил Макаренко (355 тыс.

Анна Коваленко.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом