Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль рассказал в №23 Журнала Корреспондент о борьбе с пандемией коронавируса, переговорах с МВФ, кадровых перестановках в правительстве и многом другом.
Вы уже почти год возглавляете Кабмин.
На самом деле срок меньше, но в 2020 году месяц идет минимум за полтора.
Назовите три самых больших достижения правительства за это время и почему именно они?.
— Восемь месяцев — слишком короткий срок, для того чтобы чем-то по-настоящему гордиться.
Это только начало пути.
Хотя продолжение реформ — это весомое достижение.
Во-первых, реформа децентрализации завершена проведением местных выборов.
Мы передали регионам землю и бюджеты, фактически уже в следующем году Украина получит совсем другое административно-территориальное устройство.
Это изменит страну.
Усилится ответственность местного самоуправления.
Во-вторых, несмотря на коронавирус, продолжается реформа медицины.
Сейчас сфера здравоохранения становится сильнее аналогично тому, как крепчала украинская армия, когда начались военные действия на востоке.
Я уверен, что из этого коронакризиса мы выйдем с совсем другой медицинской системой и с другим отношением к врачам.
Это еще не достижение, но мы на правильном пути.
Есть еще ряд небольших побед, но борьба с коронавирусом в медицинской и экономической плоскостях сейчас занимает у нас, наверное, 80% рабочего времени.
А вообще достижения, как и недостатки, надо оценивать со стороны.
Так их лучше видно.
Хорошо, зайдем с другой стороны.
Какие три решения правительства вы бы сейчас реализовали по-другому, учитывая приобретенный опыт?.
— Три решения я сейчас не выделю, но было много мелких промахов.
Я этого не скрывал и не собираюсь.
Сейчас быстро принятые решения — это требование текущего момента.
Когда необходимо срочно принять то или иное постановление, не всегда есть время на обсуждения или споры.
Надо действовать быстро, ведь в кризисных ситуациях оперативность решает все.
Временами какие-то социальные группы возмущаются: почему с ними не проконсультировались? Иногда это просто было невозможно, иногда — ошибались.
А при нынешнем опыте вы бы вводили локдаун весной?.
— Безусловно.
Весной никто не понимал ни природы самого вируса, ни механизма его распространения, ни алгоритмов лечения.
Введя локдаун, мы спасли жизни тысяч украинцев.
Да, мы ударили по экономике, но деньги — ничто по сравнению с человеческой жизнью.
Сейчас протоколы лечения коронавируса кардинально отличаются от весенних и позволяют спасать жизни.
Если бы не локдаун, то первая волна пандемии накрыла бы нас, как Испанию или Италию.
Скажите, чья была идея использовать деньги из COVID-фонда на строительство дорог, а не на поддержку предпринимателей или домохозяйств?.
— Не совсем корректно называть это COVID-фондом.
Это фонд по борьбе с коронавирусом и его последствиями, в том числе экономическими.
В частности, туда аккумулировались средства, которые изначально планировали потратить на дороги в 2020 году.
Соответственно, при формировании фонда законодательно прописали, что деньги могут возвращаться на те статьи расходов, откуда их взяли.
Если вы вспомните, то $3 млрд, выигранные Нафтогазом в суде у Газпрома, изначально планировали потратить на инфраструктурные проекты.
Фактически фонд разделен на две части: медицинская помощь и стимулирование экономики.
Почему дороги, а не прямые дотации домохозяйствам и бизнесу? Там мультипликатор самый большой — от четырех до восьми.
Строительство дорог создает в смежных отраслях до восьми-девяти рабочих мест, и малый бизнес на этом зарабатывает.
Хотя, вы правы, прямая поддержка предпринимателей и граждан также важна, и мы будем использовать этот инструмент.
Но, подчеркну, дорожное строительство — это правильное решение.
После подведения итогов 2020 года будет видно, что 100 млрд грн инвестиций в инфраструктуру не дали экономике Украины провалиться совсем глубоко, как это случилось у соседей.
Но ведь некоторые экономисты настаивают, что дорожное строительство в современной экономике уже неэффективно как стимул.
Такие решения были актуальны 70-80 лет назад, когда широко использовался ручной труд, но не сейчас, когда доля на оплату персонала в дорожном строительстве исчезающе мала.
— Это дискуссия на уровне философии.
Давайте в конце года сядем с цифрами по макроэкономике Украины и сравним их с соседними странами.
В мире не так много инструментов, способных оживить экономику.
Инфраструктурные проекты — один из них, и 70 лет назад, и сейчас.
Теперь о занятости.
Согласно официальной статистике Фонда занятости, за это время трудоустроили 425 тыс.
Происходит постепенная стабилизация экономики.
Еще нельзя говорить о росте, но в третьем квартале уже есть увеличение ВВП по сравнению со вторым.
По итогам года мы, как и другие страны, ожидаем падения.
Вопрос в том, насколько оно будет глубоким и как мы можем этому помешать.
Давайте я вас по-другому спрошу: вас устраивает качество дорог в Украине?.
Это уже вопрос приоритетов.
Когда мало денег, то приходится делать непростой выбор: или ремонт, или лечение.
— Соглашусь.
Но с точки зрения обеспечения системы здравоохранения, средств нам хватало.
Поэтому, подсчитав все возможные и прогнозные затраты на медицину, мы поняли, что на поддержку экономики тоже хватит.
Поэтому у нас работают программа льготного кредитования «5-7-9%» и ряд программ по социальной поддержке предпринимателей.
Президентом поданы в Верховную Раду предложения по прямой поддержке украинцев и малого бизнеса, которые не только будут компенсатором потерь от ужесточения карантинных ограничений, но и простимулируют спрос.
На сегодняшний день у правительства достаточно денег на все направления, в том числе и на медицину.
Весной даже представить было сложно, что при 12-15 тыс.
больных в сутки система не ляжет.
Сейчас она справляется.
Мы ожидаем, что она справится и при 25 тыс.
заболевших в день, если возникнет такая необходимость.
Но надеюсь, до такого не дойдет.
КОГДА ПРИЕДЕТ МВФ.
Переговорный процесс с МВФ замедлился еще в сентябре, задолго до конституционного «кризиса».
Мы не получили запланированный на сентябрь транш.
В чем была проблема?.
— У нас, согласно меморандуму с МВФ, есть 10 структурных маяков: четыре из них мы уже выполнили, шесть находятся, с опережением сроков, на стадии выполнения.
К ним у чиновников фонда вопросов нет.
Украина продолжает сотрудничество с МВФ.
У нас есть взаимопонимание, и мы быстро сближаем позиции.
Это подтвердил и последний разговор президента Владимира Зеленского с главой МВФ Кристалиной Георгиевой.
Основное беспокойство у МВФ вызвала смена руководителя Нацбанка.
Фонд изучал ситуацию, смотрел, как будет действовать новое руководство Национального банка, сохранится ли независимость этого института.
Визит главы НБУ в Вашингтон и его общение с международными партнерами эти вопросы во многом сняли.
Далее последовалспровоцированный решением Конституционного суда антикоррупционный кризис.
Решение КС обескуражило и послов стран G7, и МВФ.
Вопрос с КС пока остается на повестке дня и его надо решать на законодательном уровне.
Все ветви власти консолидированно работают над решением этого вопроса.
Есть ли у вас план Б на случай, если пауза с предоставлением траншей кредита МВФ затянется?.
План Б есть всегда.
Мы рассчитываем на оглашение даты приезда миссии фонда уже в этом году.
Текущая ситуация в принципе позволяет пережить паузу: 85% платежей казначейства осуществляются без задержек (до двух дней с момента подачи заявки), 15% — выполняются с задержкой до пяти дней.
Бюджет 2020 года будет выполнен.
Налоговая служба уже выполнила годовой план по поступлениям, таможня пока отстает по плановым поступлениям.
Для этого есть веские причины.
Нам не с первого раза удалось сменить менеджмент Таможни, чтобы убрать злоупотребления, коррупцию и навести порядок в ее работе.
У нас остается еще несколько аукционов по размещению ОВГЗ.
Конечно, это будут кратко- и среднесрочные заимствования, и они будут дороже (10-13% годовых в гривне), чем средства МВФ.
Но если мы знаем дату приезда миссии и дату предоставления транша, то бридж-кредиты (краткосрочные кредиты до момента получения денег) — это вполне рабочий инструмент.
Это тоже будут короткие займы, до полугода.
Объемы зависят от выполнения бюджета и размера его дефицита.
На внутреннем рынке это может быть 50-60 млрд грн, на внешнем — около $1 млрд.
Почему Украина практически не получает финансовую помощь на борьбу с коронавирусом?.
— Почему? Мы получили довольно значительные средства в начале пандемии: 190 млн евро от ЕС, транши от $100 тыс.
до 50 млн от разных международных партнеров.
Ведутся переговоры с Европейским инвестиционным банком о кредите на покупку вакцин на 50 млн евро плюс 25 млн евро на вакцины от Всемирного банка.
Это кредиты.
А как обстоят дела с безвозвратной помощью?.
— Это не только кредиты.
По финансовой помощи была значительная сумма.
Если собрать все вместе, то получится почти 370 млн евро.
Для примера: 190 млн евро — это как раз безвозвратная помощь ЕС.
Было еще $14,5 млн от США, ООН и его структуры дали 165 млн евро.
Также Украине помогали Литва, Польша, Чехия, Германия, Южная Корея, Канада и многие другие.
Благодарю руководство этих стран за поддержку Украины в этот сложный период.
И О НАЛОГАХ.
Какая у правительства концепция налоговой реформы? Куда мы двигаемся и чего ожидать бизнесу?.
— Реформа налоговой и таможенной служб прописана, и мы продолжаем двигаться в этом направлении.
Мы разделили их на два отдельных юрлица, и это, кстати, один из структурных маяков МВФ, который мы выполнили.
Идет процесс ликвидации налоговой милиции и создание вместо нее Бюро экономической безопасности, чтобы все подразделения по борьбе с экономическими преступлениями спецслужб объединить в одном госоргане, четко прописать его полномочия и сократить давление на бизнес.
По введению РРО идут дискуссии с представителями малого бизнеса.
Мы точно против фискализации ФЛП первой группы, остальные острые моменты, из-за которых протестовали предприниматели, мы тоже разрешим.
Основная цель — вывод из тени большого количества ФЛП, на которых оформлен большой бизнес.
По нашим расчетам, речь идет о 45% теневых денег.
Почему именно сейчас, в кризис? Наши соседи в Европе, напротив, используют ослабление налогового давления как меру по предотвращению экономических последствий.
Почему, например, не начали замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал — это было в предвыборных обещаниях президента?.
— Так было прописано и было время к этому подготовиться [к введению РРО].
На данный момент уже 40 тыс.
предпринимателей установили программный РРО.
Как можно отложить то, что уже работает? Сейчас с бизнесом можно вести диалог только об уточнениях или исправлении ошибок в процессе.
Например, об уменьшении размеров штрафов, чтобы они выполняли функцию наведения порядка, а не давления на бизнес.
Штраф в размере годового оборота предпринимателя — это нонсенс, и это надо убирать.
Президент вносит в парламент соответствующий законопроект.
Что касается снижения ЕСВ или замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал, что было предвыборным обещанием президента Зеленского, то это прогрессивные вещи и мы ищем сейчас компенсаторы и для этих прогрессивных налогов, и для бóльшего пакета поддержки бизнеса.
Эти вопросы пока дискутируются.
А может, и борьбу с теневой экономикой следует пока отнести к «вопросам, которые дискутируются»? Все-таки это подушка безопасности для бизнеса в кризис.
— Это какой-то сугубо украинский вариант — рассматривать теневую экономику как подушку безопасности.
Давайте посмотрим на развитые страны.
У них все хорошо, а нам нужна теневая подушка безопасности? Нам нужна здоровая прозрачная экономика без всяких теневых подушек.
Тогда мы станем сильными и будем встречать кризисы во всеоружии.
Кабинет Министров направил в парламент проект госбюджета ко второму чтению.
Какие параметры принципиальны для правительства и какие будете отстаивать в ВРУ?.
— Повышение зарплат учителям и медикам практически на 30%.
Повышение минимальной зарплаты до 6 тыс.
грн с 1 января.
Будем объяснять и доказывать пользу и для людей, и для экономики.
Также сохранение поддержки малого и среднего бизнеса через инструменты доступного кредитования.
На это заложено 12 млрд грн и это доказавший свою эффективность инструмент.
Есть еще важные программы поддержки промышленности, которые хотим сохранить: это деньги и для машиностроения, и для модернизации оборонки.
Но главные приоритеты нашего правительства на следующий год легко увидеть даже после короткого анализа документа.
Это развитие человеческого капитала — средства на улучшение медицины и образования.
.
EPA О НОВЫХ ЛОКДАУНАХ.
На последнем онлайн-совещании с мэрами вы обсуждали возможность введения повторного локдауна на новогодние и рождественские праздники, если карантин выходного дня не даст результатов.
Можно ли об этом говорить как о свершившемся факте и оценивались ли экономические последствия такого шага?.
— Вернусь к началу нашего разговора, когда речь шла об ошибках.
Вот вам пример того, что мы на них учимся.
Мы начали коммуницировать с местной властью до того, как приняли решение.
Мы сейчас на стадии его формирования в диалоге с мэрами, религиозными организациями, бизнесом.
У нас уже есть понимание, как действовать в этот кризис, и мы можем строить планы.
После подведения итогов по карантину выходного дня будем понимать, куда двигаться в конце декабря — начале января.
Об этом и говорили с мэрами.
Это была не презентация плана действий, это был обмен мнениями по поводу того, стоит ли проводить центральные городские «елки», концерты, другие массовые мероприятия.
Возможных сценариев на данный момент два.
Первый - количество больных начнет падать и все само решится.
Но на такой вариант мы не особо рассчитываем.
Больше — на возможность управлять ситуацией: либо точечными, либо тотальными ограничениями.
Если угроза жизни граждан возрастет, то надо вводить локдаун и спасать десятки тысяч.
И все-таки какова вероятность локдауна? Бизнесу надо подготовиться, ведь на предпраздничные недели выпадают основные продажи в году.
— Мы понимаем, что конец года — это время традиционного заработка.
Но в этом году, в связи с пандемией, определенные ограничения все-таки будут.
Какими они будут — мы как раз сейчас обсуждаем со всеми заинтересованными сторонами.
Нам надо подвести итоги карантина выходного дня, чтобы понять его эффективность и составить план действий на конец года.
После этого можно будет решить, какие ограничения стоит вводить на рождественско-новогодние недели и стоит ли.
Дальше уже начинаются вопросы по вакцинированию.
Сейчас мы расписываем детальный план действий правительства и ведем переговоры с поставщиками.
Мы являемся участниками глобальной системы COVAX, в рамках которой получим определенное количество вакцин.
Уже во втором квартале следующего года в Украине начнется вакцинирование.
Кабмин также работает над проектом тотального тестирования на COVID-19.
Приоритеты — Киев и область, областные центры и большие города с населением более 100 тыс.
ВЕРТИКАЛЬ ИЛИ НЕ ВЕРТИКАЛЬ.
Какие у вас сейчас отношения с местными органами власти? Они стали довольно независимыми.
— Это и была цель децентрализации.
Результат нравится?.
— Пока что это промежуточный результат.
Окончательные итоги стоит подводить как минимум через год.
Местные бюджеты в 2021 году получат 509 млрд грн, это треть всего госбюджета.
Посмотрим, как они ими распорядятся.
Это тоже большая ответственность.
Сейчас в регионах модно укорять Кабмин: то правительство не дало, это правительство не сделало.
Со следующего года все вопросы граждане будут задавать непосредственно своим региональным лидерам.
Наступит новая эра местного самоуправления.
В регионах будет сосредоточена вся полнота власти, чтобы успешно хозяйствовать на своей земле.
На центральном уровне останутся только политические вопросы, все хозяйственные уходят под ответственность регионов.
Это очень важный момент.
Когда я работал главой Ивано-Франковской облгосадминистрации, я видел, как ведут хозяйство общины, созданные за три-четыре года до меня.
Там, где были избраны лидеры с хозяйственной жилкой, общины развивались очень динамично: мне нравился результат, людям он тоже был по душе.
Всю инфраструктуру — школы, садики, дороги — было видно невооруженным взглядом.
Я надеюсь, что через год мы совместно оценим результат децентрализации и он нам понравится.
Что происходит с межбюджетными расчетами? В прошлом году субвенции местным бюджетам уменьшили.
Что будет в этом году и дальше?.
— Субвенции и дотации из центрального бюджета — это механизмы на переходный период, когда общины только формировались и требовали поддержки.
Сейчас ОТГ уже сформированы, у них есть вся полнота власти и свои собственные независимые бюджеты, как я уже говорил, на полтриллиона.
Соответственно, необходимость в большинстве субвенций и дотаций отпадет.
Конечно, местным властям и дальше хотелось бы их получать, но переходный период закончился.
Через несколько лет это уже будет совсем другая модель хозяйствования, и общины очень хорошо это прочувствуют.
Какие рычаги влияния на региональные власти остались у центра? Мы наблюдаем постоянные споры с регионами по поводу того же карантина.
— Рычаги влияния очень простые.
Решения правительства, как и законы, подлежат исполнению на всей территории Украины.
У нас ведь унитарное государство.
Децентрализация предусматривает передачу в регионы финансовых и хозяйственных полномочий.
О том, чтобы не выполнять законы и другие нормативные акты центральной власти, речь не идет.
С другой стороны, и диалог никто не отменял.
И он ведется и с мэрами, и с местными советами, и с профильными ассоциациями.
Это постоянная работа.
О КАБМИНЕ И ИНВЕСТИЦИЯХ.
Какая судьба ждет Министерство экономики? Ваше правительство собиралось выделить из него Минагрополитики, но потом этот проект забуксовал.
— Да, с первых дней была стратегия разделить министерство на Минэкономики и Минагрополитики.
В Украине мощный аграрный сектор, требующий отдельного внимания.
Начиная от проектов по орошению в южных областях и заканчивая развитием переработки, чтобы экспортировать не сырье, а товары с высокой добавленной стоимостью.
Стратегия остается в силе.
Пока от Минэкономики отделили Министерство стратегической промышленности.
В начале следующего года мы вернемся к вопросу выделения Минагрополитики.
В СМИ пишут о планах заменить министра здравоохранения Максима Степанова на Виктора Ляшко.
Насколько они реальны?.
— В принципе любой министр, включая премьера, должен понимать, что рано или поздно ему придется оставить свою должность.
Сейчас в разгаре борьба с коронавирусом.
Во время боя менять человека некорректно, как и создавать информационное давление на него по поводу возможной отставки.
Я с уважением отношусь к своей команде, поэтому комментировать слухи о кадровых ротациях не хочу и не буду.
Пару недель назад Кабмин поменял врио министра энергетики: вместо Ольги Буславец им стал Юрий Бойко.
Когда у Минэнерго будет полноценный руководитель и есть ли уже шорт-лист кандидатов?.
— Да, мы будем подавать в Раду кандидатуру министра энергетики.
Шорт-листа кандидатов у нас пока нет.
Есть лонг-лист, в котором присутствуют все действующие замы, и у каждого из них сохраняются шансы занять должность министра.
Конечно, будем смотреть и на кандидатов со стороны.
Но их круг довольно узок.
Это должны быть действительно высококлассные специалисты, способные вести правильную политику в энергосекторе.
До Нового года определенные шаги в этом направлении будут сделаны.
По поводу привлечения инвестиций.
С одной стороны, все делают красивые презентации и приглашают инвесторов, с другой — понимают, что они не идут из-за несовершенной судебной системы и коррупции.
Что-то конкретное делается, чтобы исправить ситуацию? Есть какие-то KPI у министров или послов, связанные с привлечением инвестиций?.
— В презентации Экономического аудита государства один из блоков, который мы анализировали, — это внешние и внутренние инвестиции.
В целом регион, где расположена Украина, инвестиционно привлекательный.
Только деньги инвесторы пока вкладывают в основном в наших соседей.
Мы работаем над исправлением ситуации в тесном контакте с бизнес-ассоциациями.
Действительно, ненадежная судебная система — это причина №1, по которой инвесторы не хотят вкладывать сюда деньги.
Коррупция уже находится на 5-6-м месте.
Необходимость реформирования судебной системы, чтобы она реально защищала права собственности, давно назрела и касается не только бизнеса, но и всех граждан Украины.
Есть еще один индикатор — рейтинг Doing Business, в котором мы сейчас на 64-м месте из 191 страны.
По критерию получения разрешений на строительство мы 20-е, получения кредитов — 37-е, защите миноритарных акционеров — 45-е, банкротству — 146-е, подключения к энергосетям — 128-е, торговле — 74-е.
По рейтингу четко видно, что там, где проводилась работа, Украина прогрессирует, и этот прогресс заметен.
По направлениям, где мы плетемся в хвосте, работа продолжается.
Уже принято законодательство по процедуре банкротства и подключению к энергосетям.
Принят RAB-тариф, позволяющий собственникам электросетей инвестировать в их модернизацию.
Сейчас работаем над удешевлением процедуры подключения к энергосетям.
Это будет весомым аргументом для инвесторов.
В следующем году эти преграды будут устранены.
Теперь о послах.
Чем они занимались раньше? Контактировали с бизнесом в странах своего пребывания, он им делал предложение, и они привлекали сюда поставки, увеличивая импорт.
Сейчас, во время реформы дипломатической службы, у них появилось два KPI.
Первый — содействие экспорту из Украины.
Посол обязан промотировать украинские товары в стране своего пребывания.
Это более сложная работа, чем организовывать импорт.
Второй — привлечение инвестиций.
Сегодня интерес проявляют страны, которые мы даже не могли представить в качестве инвесторов.
И какие посольства у нас наиболее успешны в этом отношении?.
— Требования уже выставлены, и в конце года будем подводить итоги.
Возможно, я даже буду просить министра иностранных дел сделать кадровые выводы.
Степень выполнения поставленного KPI должна приводить или к награждению, или к увольнению.
У всех, включая вас, был тяжелый год.
Скоро праздники.
Что попросите у святого Николая? Я, например, пощады.
— Я пощады точно просить не буду.
Я делал и делаю все возможное как премьер, поэтому могу честно смотреть в глаза своей жене, детям и всем украинцам.
Год действительно был сложным.
Мы пережили пандемию, наводнение, засуху, пожары, экономический кризис.
Конечно, хочется, чтобы все неприятности пошли на спад.
Хочется, чтобы карантин дал позитивный результат.
У меня вызывает оптимизм тот факт, что со всеми вызовами 2020 года мы справлялись весьма достойно.
У нас в стране очень ответственные люди, которые в кризисные моменты собираются и действуют слаженно, эффективно и профессионально.
Спасибо.
Так все-таки что вы попросите у святого Николая?.
— Буду банальным.
Конечно же, здоровья всем украинцам.
Моя семья тоже прошла путь коронавируса.
Переболела моя жена.
В легкой форме, но все же это сложная и коварная болезнь.
Я не верю в чудеса, поэтому просить святого Николая о чудесах не буду.
Но я верю в ответственность людей.
Напоминаю, что маска — это один из способов уберечь тех, кто находится рядом с вами.
Так что берегите себя и близких.