Лишь 9% не сталкивались с угрозами.
По прогнозам Министерства здравоохранения, из-за влияния войны психологическая поддержка потребуется почти 15 млн украинцев.
А данные исследований ВОЗ свидетельствуют о том, что около 20% населения, на протяжении последних 10 лет проживающего в пострадавших от военных конфликтов районах, имеет определенную форму психического расстройства - от легкой депрессии и тревожности до психоза, и почти каждый десятый человек имеет психическое расстройство, вплоть до тяжелой степени.
А недавно стали известны результаты исследования психологического состояния населения, которое провели впервые с начала полномасштабной войны.
Оно охватило людей в возрасте 18-55 лет в городах с населением более 50 тыс.
Участие в опросе было добровольным и анонимным.
Методология исследования, его индикаторы и опросник основаны на научных разработках Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины.
По словам гендиректора директората медуслуг Минздрава Александры Машкевич, ключевые выводы исследования таковы:.
- Несмотря на тяжелые обстоятельства полномасштабной войны, субъективная оценка психологического благополучия украинцев достаточно высока - 6,7 балла из 9 возможных.
Это характерно для всех демографических групп и регионов.
Наибольший вклад в чувство психологического благополучия приходится на самооценку - положительное отношение респондентов к самим себе.
А такие составляющие благополучия, как способность к саморегуляции эмоций и способность справляться с жизненными вызовами, оцениваются хуже.
Это свидетельствует о том, что фаза психологической мобилизации в обществе в связи с войной еще продолжается, но ресурсов для ее дальнейшей поддержки может не хватать.
Субъективная оценка психологического благополучия среди вынужденно перемещенных лиц, которые все еще находятся в эвакуации, ниже, чем среди тех, кто не был перемещен или уже вернулся домой;.
- 40% опрошенных подверглись угрозе собственной жизни и/или были непосредственными свидетелями таких угроз в связи с пребыванием в зоне боевых действий и/или под обстрелами.
Более 41% граждан имеют родственников или близких, которые находились или находятся в зоне боевых действий, из которых 16% потеряли кого-то из близких.
Находились в оккупации, подверглись непосредственной угрозе насилия или были свидетелями таких угроз 6% респондентов.
Каждый двадцатый опрошенный (5%) пережил или стал свидетелем всех указанных типов травмирующих событий (обстрелы, угроза жизни близких, оккупация или плен).
И только 9% граждан заявили, что не сталкивались с чем-то угрожающим за период полномасштабной войны;.
- Большинство опрошенных (более 90%) имели проявления хотя бы одного из симптомов посттравматического стрессового расстройства, а 57% граждан находятся в зоне риска развития посттравматического расстройства;.
– Около 70% респондентов не испытывали потребности обращаться за психологической помощью в течение последнего месяца.
Только 3% получали такую помощь и еще 23% хотели бы обратиться к психологу.
Почти половина (45%) респондентов признают, что им нужно "решиться", чтобы обратиться за психологической помощью.
Еще около трети граждан (30%) готовы получать помощь психолога только бесплатно.
Лишь 34% респондентов знают, куда они могли бы обратиться за помощью в случае необходимости, причем среди людей в возрасте 41-55 лет доля проинформированных по этим вопросам значительно меньше - 24%.
Посетить психиатра - не стыдно.
Доказательств того, что полномасштабная война несет серьезные угрозы психологическому здоровью и благополучию украинцев, достаточно.
Ведь, как сказал в интервью Korrespondent.
net директор Института социологии НАН Украины, доктор философских наук Евгений Головаха, мы все - жертвы войны.
И посттравматический синдром будет развиваться не только у тех, кто был на фронте или имеет какие-то потери.
А возможность сопротивляться этому безумному давлению внешних обстоятельств зависит от состояния психики, силы личности и вообще от настроения - возвышенного или пессимистического.
Но практически все мы будем нуждаться в помощи после войны.
Поэтому есть потребность в создании мощной психолого-психиатрической службы.
"Мы знаем и чувствуем, что война сильно влияет на каждого украинца.
Особенно после полномасштабного вторжения России, когда многие наши граждане, как взрослые, так и дети, пожилые люди пережили оккупацию, плен или стали жертвами любого проявления насилия.
Отдельная группа, собственно, медики и другие специалисты, которые находятся в зоне мощного профессионального психоэмоционального выгорания, также чувствуют это влияние, это вызов для нас, ведь специалисты прогнозируют, что война будет влиять на украинцев еще в течение 5-7 лет после победы, поэтому уже сейчас мы ищем действенные решения, которые помогут позаботиться о каждом, кого зацепила война", - отметила замминистра здравоохранения Ирина Микичак.
Чтобы противодействовать угрозам и преодолеть деструктивные последствия послевоенного времени, основана Национальная программа психического здоровья украинцев.
В ее рамках создается сеть центров, ресурсов, платформ и горячих линий психологической помощи населению, в том числе и на безвозмездной основе; начинается широкомасштабная просветительская кампания, направленная на популяризацию культуры заботы о психическом здоровье - все должны знать, что на прием к психиатру идти не стыдно, это так же нормально, как и нанести визит терапевту или офтальмологу.
Для реализации этих планов Минздрав создал межведомственный координационный совет, в который входят представители разных министерств, неправительственного сектора, академического сообщества и доноров в сфере оказания психологической помощи.
Поддержку оказывают и международные организации - ВОЗ, USAID, UNICEF и Всемирный банк.
Идет активное сотрудничество и с международными неправительственными организациями, имеющими опыт работы с травмой, например, израильский центр NATAL, Израильская коалиция травмы, организация "Врачи без границ", Международный медицинский корпус и ряд других организаций.
В общем, ждем создания мощных организаций, которые помогут всем нуждающимся избавиться от страхов и вернуть душевное равновесие.
Галина Гирак.