31 марта 2023г. Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал страновой доклад № 23/132 по Украине. Повод – утверждение четырёхгодичной программы Фонда на сумму $15,6 млрд. Это часть общего пакета поддержки страны на сумму $115 млрд. Его приняли страны G7, ЕС и другие доноры с целью решить проблему платёжного баланса и восстановить среднесрочную внешнюю стабильность. Украину в работе над Программой представляли глава Нацбанка Андрей Пышный и министр финансов Сергей Марченко. Активную роль сыграл заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован. Поэтому перед нами не навязывание внешней воли воюющей стране, а совместная работа международных экспертов и украинских топ дисижнмейкеров. Это важно отметить, чтобы не обвинять во всём высокомерный Запад и его организации.
Просьба украинской власти
24 марта 20223г. на имя руководителя МВФ пришло Письмо о намерениях от руководства Украины. Оно подписано президентом В. Зеленским, премьер-министром Д. Шмыгалем, министром финансов С. Марченко и главой Нацбанка А. Пышным. Украинская сторона заявила о своих планах обеспечить макроэкономическую стабильность, восстановить бюджетную и долговую устойчивость, выйти на траекторию долгосрочного роста в контексте быстрого послевоенного восстановления и процесса вступления в Евросоюз. Правительство Украины попросило помощи в решении проблемы платёжного баланса, для выхода на гибкий обменный курс и на режим таргетирования инфляции.
В Меморандуме по экономической, финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) от 23.03.2023г. украинское правительство описывает состояние страны и экономики в условиях войны. После сокращения ВВП на ~30% ожидается увеличение экономической активности в тех частях страны, где не ведутся боевые действия. Это если не будет эскалации военных действий. Из-за высокой неопределённости правительство оценивает динамику ВВП в 2023г. в коридоре от «-3» до «+1». Дефицит сальдо текущего счёта в 2023г. ожидается в размере $6,5 млрд. после профицита в $8,6 млрд. в 2022г. Растёт дефицит торгового баланса. После инфляции в 26,6% в 2022г. ожидается её снижение до ~20% в 2023г. Тем не менее, щедрое внешнее финансирование позволит увеличить ЗВР-ы к концу 2023г. до $29,6 млрд. в базовом сценарии.
Риски безопасности могут сохраняться дольше, чем ранее ожидалось. Они будут влиять на скорость и интенсивность возвращения мигрантов. «Недостаточная поддержка доноров может также увеличить напряжение с финансированием обязательств, что потребует принятия сложных компромиссов». Зерновой коридор может быть заблокирован. Могут быть дальнейшие повреждения энергетической инфраструктуры. Цепочки поставок товаров военного назначения могут ухудшиться с учётом производственных издержек и прибыльности компаний. Продолжение войны продолжит оказывать давление на нашу фискальную позицию, на способность выполнять внутренние и внешние бюджетные обязательства, что приведёт к увеличению дефицита», - говорится в Меморандуме.
Целью экономической программы украинского правительства, которую поддерживает МВФ, является восстановление бюджетной и долговой устойчивости (fiscal and debt sustainability) при «стимулировании долгосрочного роста в контексте послевоенного восстановления и на пути вступления в ЕС».
Первая фаза Программы – сохранение макроэкономической, внешней и финансовой стабильности. Для этого будет обеспечен «крепкий бюджет 2023 года» в рамках среднесрочной фискальной политики. Вторая фаза после окончания войны – более широкие реформы для укрепления макроэкономической стабильности, поддержки восстановления, продвижения экономического роста и восстановления устойчивости в среднесрочной перспективе. «Когда условия будут позволять, Украине вернётся к довоенным рамкам экономической политики (pre-war policy frameworks), включая режимы гибкого обменного курса и таргетирование инфляции». Для создания фундамента послевоенного роста правительство обещает продвигать реформы для повышения производительности и конкурентоспособности, в том числе в энергетическом секторе. «Прогресс на пути к вступлению в ЕС будет главным якорем нашей политики», - заявляется украинское правительство.
Вместо системной реабилитации и новой модели хронический режим «скорая помощь»
МВФ благосклонно, с пониманием рассмотрел обращение украинского правительства. Его оценки, решение практически полностью поддерживают позицию украинского правительства. Складывается впечатление, что как Меморандум властей, так и программу МВФ писали одни и те же люди. Это не уникальное совпадение, а вполне себе закономерность. Теоретическая база, подходы к экономической политике у технократов МВФ, Нацбанка и Минфина Украины примерно одни и те же. Кто-то лучше знает высшую математику и макроэкономическое моделирование, кто-то хуже. Кто-то специализируется в регулировании монетарной и финансовой сфере, кто-то в налогах и таможне. Есть узкие специалисты по правовым институтам и по расчётам социальной нагрузки. Для них формулировка экономической политики – это как ремонт некого старого здания или автомобиля. Есть некий заданный фрейм. В его рамках международные и украинские VIP-распорядители чужого предлагают примерно одинаковый набор технократических решений.
Ни первые, ни вторые не ставят перед собой задачу создать принципиально новую модель экономики, с институтами и механизмами, которые учитывают встроенные дефекты и провалы старой модели (олигархат, схематоз, коррупция, конфликт интересов, удушающая регуляторная нагрузка, парализующая легальное предпринимательство налоговая система, дырявая социальная система, синдикат «Нацбанк-большие коммерческие банки», токсичный инвестиционный климат и т.д.). Понятна позиция МВФ. Фонд – это технократическая организация, которая действует строго в рамках своего мандата. Её партнёр – Государство, которое испытывает разного рода проблемы. То платёжный баланс ушёл в глубокий минус, то дефицит бюджета резко вырос, а долговые обязательства грозят дефолтом, то инфляция разоряет, и денег в банковской системе остро не хватает.
МВФ действует, как скорая помощь, которая использует монетарный дефибриллятор, фискальную клизму для катарсиса организма или институциональный жгут для приведения больного в чувство. Конечно, в условиях форс-мажора, такие меры действенны и полезны. Одно дело – спасти человеку жизни и вывести его в зону без непосредственной угрозы для жизни. Совсем другое дело – его реабилитация и переход в режим полноценной здоровой жизни без постоянных уколов, анаболиков и приборов поддержки жизненно важных органов.
МВФ – это не мозговой центр по дизайну либеральной системной трансформации страны, погрязшей в коррупции, поражённой метастазами Олигархата и Схематоза, не вылечившейся от токсикации советскими институциональными испражнениями. Это важно знать правительству каждой развивающейся/переходной страны. Опять же уместна аналогия с медициной и здоровьем. Когда у человека приступ, ему зовут скорую. Когда же речь идёт о полноценной реабилитации после шока, тогда советы и рекомендации скорой помощи явно не уместны.
Четырёхлетняя программа 2023–2026гг. не должен быть режимом «скорая помощь». Для Украины этот период жизненно важный для создания не только новой экономики, но и страны в целом. Период «скорая экстренная помощь» был примерно полгода после начала войны. Худо-бедно экономика осталось на плаву, хотя в очень плохой форме. Ресурсы домашних хозяйств и бизнеса сильно истощены. Украинцы продолжают поддерживать ВСУ/тероборону, а также своих родственников-мигрантов за границей. Реальные военные угрозы по-прежнему делают маловероятным привлечение серьёзных иностранных инвестиций. Ситуация с морской логистикой очень напряжённая. Производство традиционных товаров экспорта в довоенном объёме невозможно.
Согласно опросу McKinsey и American Chamber of Commerce в Украине (февраль 2023) 2/3 украинского бизнеса испытали «существенное негативное влияние», ~47% компаний сократили выручку более чем на 30%. Бизнес цепляется за жизнь. Только ~4% бизнесов закрылись и не возобновили работу. 30% компаний закрылись, но возобновили работу. Основными проблемами стали сокращение спроса (25%), физическое повреждение помещений (23%), «разорванные цепочки поставок (19%). Производители товаров и услуг явно не чувствуют поддержки со стороны властей в налоговой, таможенной и регуляторной сферах. По состоянию на начало апреля 74% (!) предприятий сталкивалось с блокировкой накладных.
Первопричиной острейших проблем в экономике (инфляция, огромная дыра в бюджете, резкий роста долга) является кризис производства товаров/услуг и объективное снижение доходов домашних хозяйств. Сохранение довоенной экономической политики, т. е. налоговой, регуляторной, транзакционной нагрузки – это грубая теоретическая ошибка. Одно дело, когда здоровому человеку предлагают нести пакет весом 10кг. один километр. Совсем другое дело, когда на больного взваливают 15кг. и предлагают пробежать 5 км.
В первую очередь ответственность за такую постановку задачи несёт украинское правительство. Прежде чем формулировать предложение МВФ и другим донорам Украины, критически важно было представить им реальную картинку состояния институтов государства, производителей товаров/услуг (предпринимательства) и домашних хозяйств. Украинским властям надо было рельефно, образно показать дефективность довоенных рамок экономической политики (монетарной, фискальной, институциональной, социальной). Убедительные доказательства тому – низкие темпы экономического роста, хронический дефицит бюджета, устойчиво высокая инфляция, социальная разбалансированность, токсичный инвестиционный климат и убивающая справедливость номенклатурная дискреция. К сожалению, объективного анализа состояния институтов украинской экономики правительство не сделало. Более того, в качестве желаемого ориентира был выдвинут следующий тезис: «Когда условия будут позволять, Украине вернётся к довоенным рамкам экономической политики».
Притчей во языцех стал тезис о бесполезности стегать мёртвую лошадь. To flog a dead horse – это заниматься бесполезным занятием, зря тратить силы. Украинская правовая экономическая модель до войны – это та самая пресловутая дохлая лошадь. Любые позитивные изменения нужно начинать с того, что с неё нужно слезть и закопать труп. Только после этого рассматривать другие средства транспорта и движения вперёд. Допустим, что украинское правительство не видит это изнутри, свыклось с дохлой лошадью, сжилось с её смрадом. Старая модель – источник нерыночных благ для 3% страны за счёт 97%. Вот эти три процента и цепляются за труп клячи.
Именно здесь должна была проявиться научная принципиальность, историческая память учёных МВФ и других международных организаций. Имея доступ к человеческому капиталу ведущих университетских и мозговых центров мира, они обязаны были точно поставить диагноз украинской экономической модели. Они должны были назвать вещи своими именами и предложить научно обоснованную, историческую проверенную модель долгосрочного развития страны.
К сожалению, такого не произошло. Эксперты МВФ не стали выходить на привычные для себя рамки модели Государства всеобщего интервенционизма. Они не извлекли уроков из провалов Аргентины и Шри-Ланки, Турции и Ирака, Ганы и Южной Африки, Египта и Замбии, Мексики и Перу, Туниса и Молдовы. МВФ демонстрирует устойчивую неспособность учиться на своих ошибках и провалах. Новая четырёхлетняя программа для Украины – это те же грабли, очередная попытка превратить дохлую лошадь в быстрого рысака.
Ответ Международного валютного фонда
Программа МВФ ставит акцент на:
«1) выполнение устойчивого бюджета на 2023г. и поддержку мобилизации доходов бюджета, в том числе недопущение принятия новых мер, которые могут привести к эрозии налоговых доходов;
2) поддержка процесса снижения инфляции и обеспечения курсовой стабильности, в том числе за счёт поддержки резервов на адекватном уровне;
3) обеспечение вклада в долгосрочную финансовую стабильность, включая подготовку более глубокой оценки состояния банковского сектора и укрепление независимости центрального банка».
Ещё программа Фонда поддерживает продолжение реформы системы госуправления, а также антикоррупционные действия. Вот пять главных критериев, на которые ориентируется МВФ при реализации программы в Украине.
1) Фискальная политика: ставка на получение необходимых ресурсов для финансирования приоритетных расходов госбюджета, поддержка сильной налоговой базы, сохранение фискальной и долговой устойчивости. «Нельзя принимать решения, которые приводят к сокращению налоговых поступлений».
2) Финансовая стратегия и устойчивость долга: восстановление устойчивости государственного долга, продление на три года (до конца 2026г.) текущих долговых обязательств, принятие стратегии его обслуживания после истечения этого периода.
3) Монетарная и курсовая политика: поддержка процесса постоянного снижения инфляции (disinflation), обеспечение стабильного курса гривны, в том числе поддержкой адекватного уровня золотовалютных резервов. При наличии условий предполагается переход к более гибкому режиму обменного курса, смягчению валютного регулирования и возвращение к режиму таргетирования инфляции.
4) Финансовый сектор: сохранение финансовой стабильности, подготовка к послевоенному восстановлению, что предполагает планирование в условиях высокой неопределённости, диагностика банков.
5) Система государственного управления и рост: критически важно улучшить качество системы государственного управления для вступления в ЕС и обеспечения устойчивого роста. Создание независимых эффективных антикоррупционных институтов для укрепления доверия общества и доноров для будущего восстановления. Проведение глубоких реформ энергетического сектора для укрепления конкуренции, улучшение рыночных механизмов, сокращение больших квазифискальных рисков, адаптация законодательных требований Евросоюза, сформулированных для страны-кандидата.
Весь этот набор красивых, формально правильных слов необходимо поместить в контекст конкретных цифр и фактов. В 2022г. общие расходы органов государственного управления оценочно составили 69,9% ВВП при доходах 53,2%. Дефицит бюджета (без внешних грантов) составил 26,5% ВВП. Это бюджетная катастрофа. МВФ считает, что в 2023г. будет ещё хуже. При совокупных госрасходах меньше, чем в 2022г. (47,3%) расходы будут примерно на том же уровне – 67,7% ВВП, а дефицит бюджета даже увеличится, до 28,2% ВВП. Примерно такая же ситуация будет в 2024г. при незначительном улучшении в 2025-2026гг. Для сравнения в тоталитарной Беларуси госрасходы не превышают 40% ВВП. Отметим, что налоговые поступления должны вырасти с 33,3% ВВП в 2021г., 36,4% ВВП в 2022г. до 38% ВВП в 2026г. при общих доходах бюджета органов госуправления выше, чем в довоенном 2021-м году. Не удивительно, что госдолг увеличится с 50,4% ВВП в 2021, 81,7% ВВП в 2022г. до 105% ВВП в 2024г. и до 102% ВВП в 2026г.
К концу июня 2023г. правительство обещает принять закон, усиливающий «мобилизацию бюджетных доходов». Этот акт законодательства восстановит довоенный режим уплаты единого налога, закроет возможности применения единого налога по ставке 2%. С 1 июля планируется отменить мораторий на налоговые проверки. «С 1 июля 2023г. будет также восстановлена ответственность за неиспользование кассовых аппаратов в розничной торговле». Ликвидируется большинство налоговых и таможенных отсрочек в связи с военным положением. «Мы также воздержимся от проведения налоговой амнистии во время Программы или принятия любых налоговых мер, которые угрожают базе по сбору налогов», - заявляет украинское правительство. Подчёркиваю, что это сами украинские власти приняли на себя такие обязательства. А то, что сокращение налоговой базы наверняка произойдёт из-за оттока капитала, ухода предпринимателей в тень, ещё бóльшей миграции и невозвращения украинцев домой, авторы Меморандума к МВФ не предусмотрели.
Курс на депопуляцию и деградацию
Перед нами кейс страны в статусе внешней реанимации, по меньшей мере, на четыре года. Что будет с человеком, если его на четыре года поместить под капельницу? То же самое страной. Когда в ней Государство ежегодно формирует 60 - 70% ВВП расходов, то это не рыночная, а государственная плановая экономика с вкраплениями частной инициативы. Украинские власти + МВФ хотят поместить Украину в кокон Государства всеобщего интервенционизма. После более чем 30-процентного сокращения ВВП в 2022г. МВФ прогнозирует всего 3,7% среднегодового роста в период 2023-2026гг. в рамках базового сценария, а потом, в 2027-2033гг. – 3,9% ВВП. Это только немного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики на этот период. Получается, что нынешний состав украинского правительства на пару с МВФ видит Украину бедной, медленной страной с сильнейшей зависимостью от доброй воли внешних доноров на ближайшее десятилетие.
Ни одной стране мира не удалось с таким размером и функционалом государства добиться экономического успеха. Достаточно проанализировать статистическую базу самого Фонда, чтобы в этом убедиться. Предсказуемый результат реализации программы МВФ – перезагрузка Олигархата/Схематоза, создание новых центров освоения внешней помощи/ресурсов, отток человеческого капитала, закрепление Украины в статусе сырьевого придатка Европы и мира.
Украина была и в рамках программы МВФ останется страной с дефективным инвестиционным климатом, где бизнес комфортно делать только тем, кто обладает мощным административно-силовым ресурсом. Чистый экспорт товаров в Украине в 2021г. составил $63,1 млрд. В 2022г. из-за войны он сократился до $40,9 млрд. Только в 2030-м году МВФ прогнозирует превышение довоенного уровня экспорта товаров. Вплоть до 2028г. экспорт товаров не пробьёт потолок в $50 млрд. Ситуация по услугам немного лучше, но не принципиально.
О вере МВФ в привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) говорят цифры его прогноза. В 2021г. чистый приток ПИИ был -3,8% ВВП, в 2022г - -0,4% ВВП, и этот уровень будет вплоть до 2025 года. Портфельные инвестиции тоже будут составлять исчезающую величину. Ни следа, ни признака инвестиционного, инновационного бума. Медленное восстановление при использовании преимущественно внешней помощи – вот такая модель развития вплоть до 2033 года.
Никаких принципиальных новаций не предусмотрено в монетарной и финансовой политике. МВФ традиционно повторяет мантру о необходимости укрепления независимости Национального банка, как будто забывая, зачем эта независимость нужна. После инфляции 26,6% в 2022г. прогнозируется инфляция 20% в 2023г. и выход на однозначную цифру только в 2025г. В таком режиме синдикату «Национальный банк – большие коммерческие банки – правительство» ничто не угрожает. Они в привычной манере будут зарабатывать на облигациях/расписках под 20 – 25% годовых, что при стабильном курсе гривны и гарантированном внешнем притоке капитала (дотации, кредиты, помощь, но не инвестиции) обещает им высокую безопасную чистую прибыль на уровне гораздо выше средних показателей Dow Jones или S&P500.
В 2022г. ВВП на душу населения Украины оценочно составил ~$3400 на душу населения. В 2026г., если всё будет в рамках программы с МВФ, этот показатель увеличится до ~$5000 per capita (при курсе ₴50/$1 и населении ~40 млн.). Это примерно 10% от среднего уровня стран ЕС или ~20% от уровня ВВП на душу населения Польши. Каковы шансы для Украины удержать у себя в стране талантливую молодёжь, мощный предпринимательский капитал, привлечь в страну лидеров инновационного развития, если у страны ни одного сколь-нибудь значимого институционального преимущества? Разве что борщ останется, но это скорее для туристов и тех 10 млн.+ украинцев, которые будут приезжать на родину по праздникам, чтобы почтить память героев войны, порадоваться вышиванке, привести в порядок могилы предков и передать подушку материальной безопасности для 11+ млн. пенсионеров. Самое большой возрастной и электоральной группе.
Основные макроэкономические показатели Украины, 2021-2026гг.
Показатель |
2021 |
2022 (о) |
2023п |
2024п |
2025п |
2026п |
Номинальный ВВП, в млрд. ₴ |
5460 |
4900 |
6050 |
7365 |
8685 |
9700 |
Реальный ВВП, % изменения |
3,4 |
-30,3 |
-3 - +1 |
3,2 |
6,5 |
5,0 |
Внутренний спрос, % |
12,9 |
-28,9 |
1,2 |
4,7 |
5,4 |
4,5 |
Частное потребление, % |
5,2 |
-17,9 |
1,2 |
2,7 |
3,2 |
3,2 |
Государственно потребление, % |
0,3 |
6,2 |
-0,2 |
-0,4 |
-1,7 |
-0,5 |
Инвестиции, % |
7,4 |
-17,2 |
0,3 |
2,4 |
4,0 |
1,8 |
Чистый экспорт, % |
-9,6 |
-1,4 |
-4,2 |
-1,5 |
1,1 |
0,5 |
Дефлятор ВВП, % |
25,1 |
28,7 |
27,3 |
18,0 |
10,7 |
6,4 |
Безработица, % (по МОТ) |
9,8 |
24,5 |
20,9 |
11,9 |
9,7 |
9,2 |
Инфляция, конец периода % |
10,0 |
26,6 |
20,0 |
12,5 |
8,0 |
6,0 |
Сбережения, % ВВП |
12,2 |
22,5 |
14,3 |
15,6 |
16,5 |
17,8 |
Инвестиции, % ВВП |
13,8 |
16,8 |
18,7 |
21,8 |
23,2 |
24,3 |
Баланс бюджета органов госуправления, % ВВП |
-3,9 |
-16,7 |
-20,4 |
-17,9 |
-9,8 |
-5,2 |
Баланс бюджета органов госуправления, % ВВП без учёта грантов |
-4,0 |
-26,5 |
-28,2 |
-21,7 |
-12,1 |
-6,5 |
Государственный и гарантированный государством долг, % ВВП |
50,4 |
81,7 |
98,3 |
105,0 |
104,1 |
102,0 |
Широкая денежная масса, % |
12,0 |
20,8 |
20,5 |
18,5 |
15,0 |
15,0 |
Кредит частному сектору, % |
8,4 |
-3,1 |
2,5 |
15,4 |
14,8 |
13,4 |
Текущий счёт платёжного баланса, % ВВП |
-1,6 |
5,7 |
-4,4 |
-6,2 |
-6,7 |
-6,5 |
Прямые иностранные инвестиции, % ВВП |
3,8 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
2,4 |
4,7 |
Валовые резервы, конец периода, млрд. % |
30,9 |
28,5 |
29,6 |
32,4 |
35,6 |
38,8 |
Месяцы импорта товаров и услуг следующего года |
4,6 |
3,9 |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
4,5 |
Источник: Источник: IMF Country Report No. 23/132. Ukraine request for an extended arrangement under the extended fund facility and review of program monitoring with board involvement – press release; staff report; and statement by the executive director for Ukraine. March 31, 2023
Украина: финансы органов государственного управления, 2021-2026гг.
Показатель |
2021 |
2022 (о) |
2023п |
2024п |
2025п |
2026п |
Доходы органов госуправления, млрд. ₴ |
1983 |
2609 |
2861 |
3199 |
3654 |
4086 |
Доходы, % ВВП |
36,3% |
53,2% |
47,3% |
43,4% |
42,1% |
42,1% |
Налоговые поступления, млрд. ₴ |
1817 |
1782 |
2198 |
2705 |
3209 |
3690 |
Налоговые поступления, % ВВП |
33,3% |
36,4% |
36,3% |
36,7% |
37,0% |
38,0% |
Расходы органов госуправления, млрд. ₴ |
2198 |
3426 |
4098 |
4516 |
4503 |
4587 |
Расходы, % ВВП |
40,3% |
69,9% |
67,7% |
61,3% |
51,9% |
47,3% |
Баланс бюджета органов госуправления, млрд. ₴ |
-216 |
-817 |
-1237 |
-1317 |
-850 |
-501 |
Баланс бюджета органов госуправления, % ВВП |
-3,9% |
-16,7% |
-20,4% |
-17,9% |
-9,8% |
-5,2% |
Баланс бюджета органов госуправления без грантов, млрд. ₴ |
-217 |
-1299 |
-1709 |
-1601 |
-1051 |
-630 |
Баланс бюджета органов госуправления без грантов, % ВВП |
-4,0% |
-26,5% |
-28,2% |
-21,7% |
-12,1% |
-6,5% |
Финансирование бюджета органов госуправления, % ВВП |
2,4 |
11,4 |
19,8 |
17,7 |
9,5 |
4,6 |
Источник: Источник: IMF Country Report No. 23/132. Ukraine request for an extended arrangement under the extended fund facility and review of program monitoring with board involvement – press release; staff report; and statement by the executive director for Ukraine. March 31, 2023
Платёжный баланс Украины, 2021–2026гг.
Показатель |
2021 |
2022 (о) |
2023п |
2024п |
2025п |
2026п |
Текущий счёт платёжного баланса, млрд. $ |
-3,2 |
8,6 |
-6,5 |
-9,4 |
-11,3 |
-11,7 |
Товары (net): экспорт, млрд. $ |
63,1 |
40,9 |
33,0 |
38,9 |
40,5 |
44,4 |
Товары (net): импорт, млрд. $ |
-69,8 |
-55,6 |
-57,5 |
-63,3 |
-70,6 |
-78,9 |
Услуги (net): экспорт, млрд. $ |
18,4 |
16,2 |
16,0 |
17,6 |
20,1 |
23,4 |
Услуги (net): импорт, млрд. $ |
-14,4 |
-25,3 |
-29,2 |
-23,1 |
-17,3 |
-13,9 |
Баланс финансового счёта, млрд. $ |
-5,7 |
9,6 |
-9,3 |
-12,3 |
-14,4 |
-13,9 |
Прямые инвестиции (net), млрд. $ |
-7,5 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
-4,0 |
-8,5 |
Портфельные инвестиции (net), млрд. $ |
-1,0 |
2,0 |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,6 |
Текущий счёт платёжного баланса, % ВВП |
-1,6 |
5,7 |
-4,4 |
-6,2 |
-6,7 |
-6,5 |
Товары (net): экспорт, % ВВП |
31,5 |
27,0 |
22,2 |
25,4 |
23,9 |
24,7 |
Товары (net): импорт, % ВВП |
-34,9 |
-36,7 |
-38,7 |
-41,3 |
-41,7 |
-43,8 |
Услуги (net): экспорт, % ВВП |
9,2 |
10,7 |
10,7 |
11,5 |
11,9 |
13,0 |
Услуги (net): импорт, % ВВП |
-7,2 |
-16,7 |
-19,7 |
-15,1 |
-10,2 |
-7,7 |
Торговый баланс (товары, услуги), % ВВП |
-1,3 |
-15,7 |
-25,4 |
-19,5 |
-16,1 |
-13,8 |
Баланс финансового счёта, % ВВП |
-2,8 |
6,3 |
-6,2 |
-8,0 |
-8,5 |
-7,7 |
Прямые инвестиции (net), % ВВП |
-3,8 |
-0,4 |
-0,4 |
-0,4 |
-2,4 |
-4,7 |
Портфельные инвестиции (net), % ВВП |
-0,5 |
1,4 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
Источник: Источник: IMF Country Report No. 23/132. Ukraine request for an extended arrangement under the extended fund facility and review of program monitoring with board involvement – press release; staff report; and statement by the executive director for Ukraine. March 31, 2023
---------------------------------------------------------------------------
Рекомендуем по теме сотрудничества Украины с МВФ посмотреть беседу Юрия Романенко и Николая Фельдмана с экономистом Даниилом Мониным.