Как исчезает нефтяной бизнес группы «Приват»
Как исчезает нефтяной бизнес группы «Приват»

Как исчезает нефтяной бизнес группы «Приват»

Как исчезает нефтяной бизнес группы «Приват»

В январе 2023 года Игорь Коломойский с партнерами мог праздновать 20 лет своего председательства в «Укрнафте» — крупнейшей нефтедобывающей компании страны. Именно зимой 2003-го главой правления компании был избран Игорь Палица. Это было начало создания группой «Приват» мощнейшего нефтегазового игрока страны, который в 2007-м прирос еще и крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом — «Укртатнафтой». Вместо этого в начале 2023 года на горизонте замаячила перспектива исчезновения этого гиганта. Накануне государство изъяло в пользу Министерства обороны «приватные» пакеты «Укрнафты» и «Укртатнафты», после чего зашаталась и почти тысяча АЗС «Привата». И главную роль в этом сыграла именно группа деклассированных владельцев нефтяных активов, которые, похоже, потеряли связь с реальностью.

Государственные представители официально объяснили свой шаг необходимостью стабильного обеспечения армии горючим и эффективной работы нефтегазовых компаний во время войны. Начатая PR-кампания вчерашнего игрока рынка №1 хочет убедить, что, мол, решение было импульсивным, руководство страны ввели в заблуждение и т.п. Впрочем, есть основания считать, что фундамент национализации формировался постепенно, и однажды лимит терпения просто исчерпался.

Слон умеет танцевать

Все произошло молниеносно. 6 ноября 2022 года решение было принято на Ставке Верховного главнокомандующего.

«Для обеспечения потребностей страны в условиях военного положения мы имеем право принимать такие решения... Изъятые активы получили статус военного имущества, их управление передано Министерству обороны Украины. После окончания действия военного положения, согласно требованиям закона, указанные активы могут быть возвращены собственникам или будет возмещена их стоимость», — заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.

7 ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку перерегистрировала акции — 57% «Укртатнафты» (практически в паритете принадлежат структурам «Привата» и Александра Ярославского) и 49% «Укрнафты» (более 43% «приватовских»). Сразу же состоялись собрания акционеров, были переизбраны наблюдательные советы, а уже 9 ноября обе нефтяные компании получили единого руководителя — Сергея Корецкого.

Решение беспрецедентное, поскольку добывающая и перерабатывающая компании всегда работали как единая технологическая цепочка (вся нефть «Укрнафты» перерабатывалась в Кременчуге), но юридически были независимыми.

Новое руководство зашло на объекты в сопровождении спецназовцев.

«Укртатнафта»: было ли горючее?

С самого начала войны государство начало решать вопрос горючего для обороны. Одним из направлений стала загрузка «Укртатнафты».

Уже в конце февраля государственная «Укртранснафта» прокачала более 120 тыс. тонн нефти из собственных резервов. Также с одесского терминала «Эксимнефтепродукт» в рамках мобилизационного задания «подняли» в Кременчуг 80 тыс. тонн азербайджанской нефти, которая прибыла еще до 24 февраля 2022-го для дальнейшей переработки на «Укртатнафте». Так что всего государство обеспечило свыше 200 тыс. тонн нефти, запомним эту цифру.

Решение об оперативной прокачке импортной нефти было правильным, ведь уже в марте мощности «Эксима» подверглись ракетной атаке. Но есть и другой нюанс: ту нефть не растаможили. По словам источников, недавно Государственное бюро расследований возбудило соответствующее дело. Если ориентироваться на цену 90 долл./барр., речь идет о 10 млн долл. НДС. Это первый «налоговый» эпизод и не последний.

В начале 2023 года в сеть попала ведомость об отгрузке 54 тыс. тонн «кременчугского» горючего в адрес Министерства обороны. Ее аутентичность вряд ли можно проверить в условиях войны, но обратить на нее внимание заставляет то, что появилась она в медиа-пространстве в рамках PR-кампании в защиту бывших акционеров национализированных компаний. Как свидетельствует анализ этих публикаций, больше всего возмутило бывших кураторов предприятий обвинение в отказе поставлять горючее армии, что стало одной из причин национализации.

Итак, согласно этим данным армия получила 54 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Много. Но на переработку государство отправило 200 тыс. тонн нефти, из которой завод должен был получить не менее 130 тыс. тонн бензина, дизтоплива и авиакеросина.

Как видим, у государства могли возникать вопросы о нехватке надлежащих объемов. Также не будем забывать о том, что и у «Укрнафты», и у «Укртатнафты» были мобилизационные заданияи, согласно которым, насколько известно, они должны были направлять в поддержку армии все имеющиеся ресурсы.

«Надо еще изучить вопрос цен, по предварительным данным, они были на 20% выше рыночных», — добавляет собеседник из офиса президента.

Да и в лучших традициях «приватовцы» не рассчитались за поставленную той весной нефть. Недавно «Укртранснафта» выставила претензию «Укртатнафте» за долг по оплате 80 тыс. тонн «мартовской» нефти (оценочно 55 млн долл.). Очевидно, примерно столько же задолжали компании Socar: именно ее нефть выкачали с «Эксимнефтепродукта». Сейчас Сергей Корецкий общается с обманутыми поставщиками. Вот только денег за произведенные из этой нефти нефтепродукты на заводе уже нет. Как нет и самих нефтепродуктов.

«Денег нет, но вы воюйте»

Не последнюю роль в национализации сыграла и наглость «приватовцев» при уплате налогов, крайне необходимых воюющей стране.

Как заявило Бюро экономической безопасности, должностные лица предприятия в марте 2022-го «преднамеренно не перечислили 605,9 млн грн (акцизного) налога в государственный бюджет». В начале апреля 2023 года следователи заявили еще об одном эпизоде — о неуплате акциза за февраль 2022 года в размере 687 млн грн.

«По состоянию на октябрь 2022 года расчетная задолженность «Укртатнафты» была 2,8 млрд грн. Мы провели несколько встреч с менеджментом завода, но результата ноль. Для уточнения данных мы назначили налоговую проверку, но на завод нас не пустили», — говорит собеседник в налоговой службе. Методы влияния на этом закончились.

Однако акцизы, как оказалось, это лишь верхушка айсберга. Служба безопасности Украины заявила, что сумма присвоенных средств бывшим менеджментом ПАО «Укрнафта» и ПАО «Укртатнафта» достигает 40 млрд грн.

Если подытожить заявления силовиков и нового менеджмента нефтяных компаний, то схема в общих чертах выглядела следующим образом. «Укртатнафта» не рассчитывалась за нефть перед «Укрнафтой» как основным поставщиком сырья, а полученное из нее горючее «проваливала» на подконтрольные компании с дальнейшей реализацией через розничную сеть. За горючее рассчитываться систематически забывали.

Сергей Корецкий говорит о разбалансе в 450 тыс. тонн нефти: по документам она есть, но физически найти ее не могут. Именно этим занимаются следователи.

Путин нападет

Кроме «акцизной» задолженности, очевидно, вскоре появится вопрос о долгах по НДС. Известно, по крайней мере, об одном эпизоде, который, вероятно, также добавил аргументов в пользу национализации (см. документ).

«Когда я прибыл на ПАО «Укртатнафта», чтобы приступить к исполнению обязанностей директора, то узнал, что на предприятии отсутствует учет. Нет ни первичных документов, ни серверов. Но игроки рынка, которые в начале прошлого года покупали у «Укртатнафты» нефтепродукты, информировали о невыписанных накладных по НДС на сумму более 2 млрд грн», — рассказал С.Корецкий в интервью «Бизнес-Цензору».

Собеседники во власти и на рынке говорят, что завод объяснял свое поведение единственным аргументом: налоговая отчетность обязательно попадет в руки врага, который будет бомбить НПЗ. Между тем завод зарегистрировал в системе акцизные накладные, которые, в отличие от НДС-накладных, содержат полную информацию о перемещении нефтепродуктов. Так что версия секретности очень сомнительная.

«Укрнафта»: «досить, тату, торгувати…»

«Завод без «Укрнафты», поставщика сырья, ничего не стоит. Кроме того, по «Укрнафте» вопросов было более чем достаточно», — объясняет историю национализации один из чиновников высшего звена.

Действительно, эпоха «Привата» в «Укрнафте» характеризуется упадком компании как в производственном (см. рис. 1), так и в финансовом плане (см. рис. 2). Достаточно сказать, что на фоне рекордных прибылей нефтегазовых компаний мира и даже частных украинских компаний «Укрнафта» в последние годы показывает либо смехотворные финрезультаты, либо убытки.

Причины очевидны: выведение прибыльности на посторонние структуры, контролируемые миноритарными акционерами, с помощью ручного менеджмента. Он «правильно» продавал энергоресурсы (как можно дешевле) и «мудро» покупал товары и услуги (как можно дороже).

Почему государство, которое владеет 50% «Укрнафты», это позволяло? Если кратко, коррупция и телевизор — огромный медиахолдинг «1+1», который завел в парламент не одну партию и помогал выбирать президентов.

Но в 2022 году любимую «медийную» дубинку у Коломойского забрали, появился марафон «Єдині новини». А привычка ощипывать «Укрнафту» не исчезла. Не гнушались, как выяснилось, ничем. Завышенная вдвое ставка эквайринга (банковской комиссии за обслуживание платежных карт на АЗС), космические цены на автоперевозку нефтепродуктов «Укрнафты» от транспортных компаний «Привата», реализация природного газа за бесценок «приватовским» потребителям и т.п., и т.д.

В подвале офиса «Укрнафты» хранится 6 тонн пластиковых топливных карт на 5 млрд грн, которыми «Приват» несколько лет назад закрыл часть задолженности (конечно, ну откуда там деньги). Но после национализации эти карты деактивировали… И это мы не упоминаем о выводе более 20 млрд грн в 2015 году, которых «Укрнафте» многочисленные «рога и копыта» так и не вернули. И такого там еще очень много.

Новый менеджмент обещает уже в этом году показать рекордную прибыль в 12 млрд грн и инвестировать в добычу 6 млрд грн. Удастся ли, покажет время, но даже элементарное закрытие дыр позволяет ожидать принципиально иных результатов от крупнейшего нефтедобытчика.

***

Сейчас стоит вопрос о выживании нефтяного бизнеса группы «Приват» как такового. Из рабочих активов осталось 950 старых АЗС. В них много лет никто не инвестировал, потому что прибыль формировалась на «Укрнафте» и «Укртатнафте», а заправки, похоже, были в основном инструментом выхода в кэш. Но раньше потребителей привлекали низкой ценой, а с потерей больших активов чудо-рецепт исчез. Сегодня потрепанные «приватовские» станции стоят пустые, поскольку предлагают едва ли не самое дорогое горючее на рынке. Перспектива весьма мрачная.

Государство в свою очередь решило кучу вопросов — от стабильного обеспечения армии горючим, усиления влияния на рынок нефтепродуктов через крупнейшую сеть АЗС (450 станций) до увеличения доходов бюджета. А главное, создаются основы для возрождения украинской нефте- и газодобычи, развития переработки. Конечно, основная работа будет после войны, но готовиться надо уже сегодня.

 

Источник материала
loader
loader